Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Про звон и дезориентацию в пространстве

Буду ворчать:)
Помните, я говорила, что больше всего откликов возбуждают посты типа "посмотрите только, какие они идиоты"? И все радостно бросаются: "точно, идиоты!"
Условно говоря, я пишу такой пост:)
В методологии преподавания иностранных языков есть такая вещь, взгляды на которую расходятся. Можно учить, рассказывая, какую можно ошибку вот тут совершить, а какой вариант правильный. Противники такого подхода предостерегают, что можно ненароком запомнить как раз ошибку, а не правильный факт.

Ошибку не ошибку, но встречаются все время примеры из серии "слышали звон..."

История первая.
Моя подруга - статная красавица, белокожая, с антично вырезанными губами и кудрями как медная проволока. Высокая и не худенькая, прямо скажем. В юности мы развлекались тем, что ходили по всяким литобъединениям ( куда начинающие авторы приносят свои шедевры и обсуждают в кругу таких же под присмотром мэтра из союза писателей). Мы ничего не читали, мы слушали. Что мы слышали - это отдельная история:)
Но на одном таком заседании бледная девица бросала из угла на подругу мою восторженные взгляды, а когда пришло время неформально расходиться, набежала на нее и стала захлебываясь восхищаться: Вы такая... ах вы такая... Я на вас все смотрела.. ах вы такая - вы просто настоящая Таис Афинская!!
Я начала демонически хохотать и увела свою красавицу. Уж не знаю, что читала юная поэтесса, но " Таис Афинская" начинается сценой, как молодой красавец видит выходящую из воды девушку - спортивную, тоненькую, маленького роста, черноволосую, сероглазую и медно-загорелую. И на его изумление, когда он узнает, что она и есть знаменитая гетера Таис, она смеется: Ты небось думал, что я высокая, белокожая, пышная красотка с золотыми волосами?...

История вторая, недавняя.
От кого-то из наших художников тут попадаю на сайт "Большого города", а там на какую-то статейку про женские запросы. Я бы такие могла ваять задней ногой. Впрочем, они, вероятно, так именно и делают. Очень борзо и бойко девушка пишет, что мужчина женщине должен в материальном плане и начинает сразу с классики. Ахматова, мол, всегда интересовалась, сколько на нее мужчина потратил и очень это близко к сердцу принимала. Вроде как от этого зависело. Что-то.
Борзо-то оно борзо... Да только тот же звон. Ибо была это не Ахматова, а вовсе даже жена Мандельштама.
Надежда Яковлевна была женщиной острой на язык и, дружа с Ахматовой, доводила ее невоспитанными вопросами. Когда та томно и лирично рассказывала, как в нее влюбился еще один несчастный, Надежда всегда цинично спрашивала две вещи: сколько поклонник на нее потратил и предлагал ли уже с ним спать. А без этого, говорила она, ни за что я в его любовь не поверю, все так... слова!

Ну я свою нелюбовь к малообразованным журналистам никогда не скрывала... Только ваш БГ среди меня сразу занеуважался.

История третья. Давняя. С классиками.
Еще с первых кусочков в учебниках про музыкальную шкатулку с обломанными зубчиками полюбила я Паустовского. Вот так я хотела писать, когда представляла в 10 лет, как бы я хотела быть писателем. Его акварельная, цветная, переливчатая проза была тем самым выдохом удовольствия от жизни, что я ощущала внутри себя.
И вот я читаю толстенный зеленый том, книга скитаний, и все хорошо. Дохожу до места, где молодой Паустовский приходит к Багрицкому. А Багрицкий - это ого. Багрицкий - это авторитет. Это эрудиция, это разговор о литературе. И Багрицкий у него витийствует, задыхаясь от астмы и закуривая трубочку из каких-то листьев.
И в числе прочего говорит Паустовскому о Блоке, о его поэтическом даре. И в пример приводит стихотворение, где Блок в море сравнивает простой, безыскусный, грязный огонь бакена с драгоценной фероньерой... Вот мол, какова сила поэтического воображения, что даже в таком низменном он видит возвышенное.
И тут я останавливаюсь в ошалении, потому как стихотворение знаю наизусть. Какой бакен??? Кто совершил ошибку, я до сих пор не знаю - Багрицкий ли, сам ли Паустовский напел нам слышанный звон по-своему. Но даже редактор этого не увидел и никаких примечаний об ошибке не было сочинено.

Фероньера( фероньерка чаще), если кто не знает - драгоценное украшение из камней в красивой оправе, что носилось на цепочке на лбу. Те самые возрожденческие красавицы наподобие ДаВинчивской Ла Белле Фероньере должны приходить на ум. Даже логически бакен в волнах не может вызывать ассоциацию с украшением на лбу, правда? Или мы уж очень льстим креативному мышлению товарища Блока.

На самом деле, бакена и в помине нет. Автор выплывает в море на "пузатой и смешной моторной лодке". И видят мотористы стоящую неподвижно в штиль "красавицу под всеми парусами". И вот эта самая прекрасная и стройная яхта, неподвижно стоящая в сумерках несет на тонкой и высокой мачте фонарик, похожий на драгоценный камень фероньеры, а небеса в сумерки уподобляются незримому лбу, на котором он сияет. Это они, смотрящие - пахнущие бензином бакенщики, а фероньерка там, где и положено...
До сих пор все же гадаю, кто из них ошибся...

Последняя, уже здесь в жж очередной раз увидено.
"Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать". Если вы думаете, что это сказал Чапаев, вы частично ошибаетесь. Потому как он, может это и сказал ( я фильма не видала) - но в любом случае цитровали авторы незабвенного "Ревизора", где жалуются на вошедшего в раж преподавателя. И именно туда нужно возносить авторство:)

Уф.
Tags: anthropology, istorii, ludi, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments