Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

С улицы или по знакомству

Когда я сидела и читала биографии авторов из списка классики, я обнаружила интересную вещь - практически никто из них не пришел "с улицы". Они много лет дружили с редакторами крупных издательств, их папа был дружен с издателем, в светских кругах они познакомились кем-то из издательства. И потом возникает вопрос - а не напишете ли вы нам детскую книгу, или - а давайте мы издадим ваши прелестные истории.

Это такая вечно интересная дихотомия - с улицы или по знакомству. Молодые писатели или художники с обреченной гордостью практически хвалятся - с улицы никого не берут, невозможно пробиться с улицы, пусть ты хоть гений. Это и правда и неправда. Если ты гений - тебя точно возьмут и с улицы рано или поздно. Еще не было случая, чтобы я наткнулась в сети на чьи-то поразительные вещи, думала, что это мое открытие - и не узнала впоследствии, что это вполне знаменитый и признанный творец. С улицы пробиться можно, но по знакомству пробиться легче.

"По знакомству" с советских времен традиционно имело отрицательную коннотацию. Оно означало, что человек получил что-то, хотя не заслужил это ни талантом, ни мозгами, ни умениями. То есть знакомство было его единственным достоинством. На самом деле это давно уже такое не означает. В советской системе была система тотального дефицита, количество любых благ, включая публичность и славу, было строго ограничено. Поэтому - если этот ограниченный ресурс отдали одному, другой его уже не получит. Но сейчас-то возможности перестали состоять из трех заранее определенных коробочек. Ресурс отдали одному - но перед вами по-прежнему неограниченное поле ресурсов.

И это означает, что важным становится выбор ( со стороны издателя, например). Все могут захотеть всё, как среди этих всех выбрать должны вас? Если вы приходите " с улицы" - вы приходите в толпе мусора. Любая неконтролируемая толпа состоит большей частью из мусора, любой сайт самиздата большей частью из унылого графоманства. Кто-то должен очень хотеть найти там жемчужину, чтобы перелопачивать тонны навоза. При этом на вашем жемчуге точно будет лежать общий навозный отсвет, хотя бы и слабый. В работу редакторов, издателей и прочих, разумеется, входит разбираться в таком самотеке, но на самом деле их главная задача в идеале - опубликовать-напечатать что-то хорошее. И если завтра у них на столе волшебным образом возникнут двадцать папок с хорошим материалом, закрывающие план на год - они не будут оставшийся год прорывать навоз просто для удовольствия.

Если я оказалась в городе, где я ничего не знаю, и мне нужно в кондитерскую, чтобы съесть хорошее пирожное и выпить какао, я не буду прорывать улицу за улицей, заходя во все двери и присматриваясь к их выбору. Я позвоню Брауну-Мане и скажу: Маня, я в ваших краях оказалась, скажи мне, где тут хорошая кондитерская с шоколадными пирожными. И я пойду в эту кондитерскую "по знакомству", а не возьму ее "с улицы".

Моя подруга давняя как-то тоже сказала мне насчет этого "по знакомству". Мы с нею были дружны по художественной линии, но в семье у нее были писатели и кинематографисты. Смотри, сказала она, если я начну снимать фильм, я же точно буду брать себе в помощники в первую очередь тех, кого знаю. NN - для расписывания сценария, AA - для костюмов - и так далее. Если человек точно хорошо это делает - и плюс я его знаю, я лучше буду работать с ним, чем с посторонним человеком, про которого я ничего не знаю - насколько он трудолюбив, чего он не умеет, как с ним договариваться, как он сработается со мной. И я помню, что это был первый раз, когда я иначе посмотрела на ситуацию "по знакомству".

Чувствуете единственную разницу с советским "по знакомству"? Человек на самом деле должен это хорошо делать.

И я думаю, это двойной процесс. Если вы знакомы с издателем, редактором, организатором выставки - это означает, что вы интересуетесь этой областью, вы разговариваете с людьми в ней, вы присутствуете в среде, у вас такие друзья, у которых такие друзья. То есть вы на практике показываете, что эта область относится к вашим серьезным интересам. И с другой стороны - если вы знакомы ДО того, как возник разговор о вашей бубликации, значит, вы были сами интересным собеседником, нескучным лицом, непроходным думателем, чтобы человек, у которого вот такая профессиональная жизнь и интересы, счел вас интересной личностью и достойным собеседником. То есть такое знакомство говорит о том, что вам а) активно интересна эта среда и б) вы способны заинтересовать людей из этой среды. И то и другое говорит о вашей серьезности в выбранном деле, правда? И на заднем плане вы должны хорошо делать то, что можете предложить. Когда старый друг-издатель говорил кому-то из нынешних классиков - а напиши нам книгу для детей ( или биографию твоего старого друга) - он знал уже человека, как блестящего рассказчика, как человека владеющего словом ( или кистью), как автора других произведений. Никто не подходит на вечеринке к глупой, взвинченно тараторящей банальные штампы даме с выпученными глазками - и не предлагает ей написать для хорошего издательства книгу. Это в общем, всегда парный процесс. Ромео не выберет в Джульетты девушку, если она уже до встречи с ним не будет выглядеть и вести себя как Джульетта.

И моя любимая Барбара Шер в своей книге Wishcraft: How to Get What You Really Want - про то, как добиваться своих желаний - в отдельной главе говорит о том, что для того, чтобы добиться работы своей мечты, нужно не рассылать резюме ( "стучаться с улицы") - а нужно искать и заводить знакомых из этой среды.

Буду читать биографии дальше и смотреть, насколько это часто встречается, самой интересно.
Tags: anthropology, barbara_sher, tehnologii_jizni
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →