Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Синдром самозванца. Часть четвертая.

Пересказ статьи Pauline Rose Clance & Suzanne Imes. Часть четвертая.
Часть1. Часть 2. Часть 3.

Психотерапия.

Проходит несколько сессий индивидуальной или групповой терапии прежде чем в разговоре возникает тема синдрома самозванца. Очень редко о нем, как о проблеме заявляют сразу, обычно это хорошо хранимый секрет, которым сразу не делятся. "Самозванка" так уверена, что то, во что она верит - так и есть на самом деле - что все равно ничего поделать нельзя. Ей также кажется, что если она поделится своими, как ей кажется, очень уникальными чувствами своей ненастоящести, ее закритикуют или по меньшей мере не поймут. Обычно обсуждается ее тревога на пути к достижению определенной цели - и это ведет к признанию, что она чувствует себя интеллектуальной обманщицей.

Мульти-модальная терапия, в которой сочетаются несколько терапевтических подходов одновременно, похоже, лучше всего работает с убеждениями клиенток-"самозванок". Групповая терапия, в которой участвуют другие женщины с таким же синдромом, очень рекомендуется. Если одна осмелится открыть свой секрет, другие тоже смогут это сделать. Они с изумлением и облегчением понимают, что не одиноки в этом.

Групповая терапия хороша еще и тем, что женщина может наблюдать динамику другой женщины и видеть как оторвана та от реальности. Мэри не может поверить, что Джейн считает себя глупой. В конце концов Джейн получила степень в выдающемся университете, является уважаемым преподавателем и совершенно очевидно очень умна. На групповой сессии, способы которыми отдельная клиентка возражает на позитивные отзывы о себе и поддерживает свою систему убеждений, видны очень выпукло и на них можно обратить ее внимание.

Женщина должна осознать, что ее убеждения в самозванстве имеют характер суеверий, обладают магическими чертами, и после этого должна осознанно экспериментировать с изменениями ритуального поведения. Например, ей предлагают готовиться к экзамену с ожиданиями " я хорошо сдам экзамен", вместо " я, наверное, провалюсь". И если она сдает с успехом без этой суеверной неуверенности до экзамена - она совершает значительный прорыв в изменении своего ритуала по предсказыванию неудачи. Очень полезными оказываются еженедельные домашние задания - практиковаться в новых представлениях о себе или уменьшать привычки нервно зарываться в работу ( и поддерживать представление, что только "усилия" дают держаться на плаву). Однако авторы нашли, что такие задания должны предлагаться в виде маленьких постепенных шагов. Старые чувства ненастоящести и привычка тяжело работать очень сильно ассоциируются с успехом, который наглядно им сопутствует, поэтому, если стараться отбросить их слишком рано, до того как наработаются другое отношение и другие привычки, которые вызывают большее удовлетворение, то результатом может быть острая тревожность и возврат к старым способам, которые выглядят безопасными.

Один эффективный гештальт-эксперимент состоит в том, что клиентку просят вспомнить всех людей, которых, как она считает, она одурачила, сказать им в воображении, как именно она их провела или обманула, и вообразить вслух, что ответит ей каждый из этих людей. " Я не присудил вам награду по английскому, потому что вы меня очаровали. Вы нравитесь мне, как человек, но моя высокая оценка была вам дана за вашу выдающуюся работу". Или " Я сержусь, что вы думаете, что я настолько глупа, что не могу оценить компетентную работу, когда ее вижу". Или " Мне не нравится, как вы не считаетесь со мной и моими мнениями".

Очень полезная домашняя работа состоит в том, чтобы клиентка записывала положительные высказывания и похвалы своей компетентности - и какими способами она отказывается это принять. После того, как она осознает, как она отказывается от комплиментов, ей предлагают экспериментировать с противоположным образом действий - выслушивать, принимать положительные высказывания и извлекать из этого как можно больше душевной поддержки себе.

Еще одна продуктивная гештальт-техника заключается в ролевой игре клиентки - она играет противоположность " я не очень умна", то есть ведет себя как как блестяще умная, чувствуя это и выражая внешне в присутствии группы или психотерапевта. Реакции на эту ролевую игру бывают разные. Часто женщина вступает в контакт и может открыть спрятанную до сих пор фантазию, что она очень особенная и выдающаяся - ту свою грань, которая скрыта под всеподавляющим чувством сомнения в себе. Дальше она может работать со страхами и чувством вины, которые сопровождают такое представление о своей особенности, и двигаться навстречу реалистичным и самоподдерживающим представлениям о своих способностях, не преувеличивая и не преуменьшая их. Некоторым женщинам эта ролевая игра помогает взглянуть в глаза своей боязни успеха. Обычно это бывает с клиенткой, которая особенно сопротивляется такому упражнению, ей трудно вести себя так "нагло" и "самоуверенно". Когда клиентка разбирается со своим сопротивлением в этом упражнении, она начинает видеть, что у нее в воображении успех всегда имеет какие-то ужасные катастрофические последствия. Она может сделать открытие, что боится, что окружающие начнут считать ее эксгибиционисткой, снобкой или неженственной. Этим страхам обычно сопутствуют воспоминания о конкретных случаях, например, как другие дети начинали ее дразнить, если учитель хвалил и выделял за отличную работу, или как ее избегали мальчики, когда чувствовали, что глупее ее. Но вставая в позицию умной и способной, множество женщин испытывали в награду чувство личной могущественности. И если, как часто бывало в таких случаях, группа апплодировала им за такую уверенность в себе, их боязнь принять свою умность начинала стихать.

Для женщин, которые использовали свое очарование и/или интеллектуальную лесть чтобы получить одобрение от вышестоящих, много времени проводилось за тем, чтобы отслеживать те моменты, когда она становилась фальшивой - когда она делала или говорила что-то, что не хотела в надежде заслужить одобрение. Ее подбодряли рисковать " быть собой" и посмотреть, что случится. Обычно ничего катастрофического не происходило. К тому же, переставая подлизываться и искать одобрения, женщина могла принимать комплименты от других за "настоящее", и могла внутренне соглашаться с тем внешним ободрением, которое получала. В ходе этой терапии этим клиенткам предлагалось искать людей, которые будут поддерживать их в борьбе за то, чтобы быть настоящими и не зависеть от людей, которые чувствуют угрозу, видя их способности и достижения.

В результате комбинации таких терапевтических методов и большого желания измениться, женщины с высокими достижениями. которые раньше ощущали себя самозванцами, начинали позволять себе чувствовать и заявлять: " Я умна. Я научилась очень многому и многого достигла. И соврешенно правильно для меня верить в свои силы и интеллектуальные способности". Она начинает быть свободной от бремени веры в то, что она ненастоящая, и может наслаждаться своими достижениями со всей радостью, энтузиазмом и властью.

( Статья 1978 года, а по-прежнему актуальна)
Оригинал статьи..

все части под тэгом "синдром_самозванца" http://rikki-t-tavi.livejournal.com/tag/sindrom_samozvanca
Tags: divan_psychology, females, sindrom_samozvanca
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →