Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Синдром самозванца. Часть вторая.

Пересказ статьи Pauline Rose Clance & Suzanne Imes. Часть вторая. Начало тут.

Происхождение, динамика и поддержание этого феномена.

Почему так много способных, умных женщин, несмотря на постоянные и впечатляющие успехи, продолжают воспринимать себя самозванцами, которые выглядят гораздо более умными и способными, чем они есть на самом деле. Откуда происходит и как развивается такая вера и каким целям служит то, что они продолжают за эту веру держаться?

По наблюдениям женщины-"самозванцы" делятся на две группы по типу своего раннего детства.
Женщины из первой группы имели брата или сестру, или близкого родственника, который считался в семье блестяще умным. Каждой из них так или иначе дали понять, что она просто отзывчивая и милая девочка. Близкими или расширенной семьей подразумевалось, что она никогда не сможет доказать, что она такая же способная, несмотря ни на какие ее реальные достижения. Одна ее часть верила в семейный миф, другая страстно хотела его опровергнуть. Школа давала ей такую возможность - доказать членам семьи, что она умна и способна. Она получала высокие оценки, похвалы от учителей и всякие почести. Она чувствовала большое удовлетворение от этого и надеялась, что семья поймет, что она не просто добрая или очаровательная.

Однако на семью это не производило ни малейшего впечатления, они по прежнему приписывали блестящему сиблингу больший интеллект и способности, даже если объективно его успехи были меньшими, чем у нашей девочки. С одной стороны женщины, которые чувствовали себя самозванцами, девочками продолжали искать пути, чтобы доказать свои умственные способности, с другой, начинали думать, что семья может быть права насчет них, что может быть высокие оценки незаслужены и получает она их за то, что подольстилась к учителю, за свои социальные умения или женскую очаровательность. Так в них зарождался синдром самозванца.

Совсем другая картина наблюдалась во второй группе. Там женщине сызмальства внушалось, что она полное совершенство - в интеллектуальном отношении, во внешности, в личных характеристиках и в талантах. Нет ничего такого, на что она бы не была способна и все это она может делать с легкостью. Ей все время рассказывали, каким уникумом она была в раннем детстве, типа, научилась говорить и читать в младенчестве, рассказывала стихи наизусть. В глазах семьи она просто совершенство.

Со временем девочка начинала испытывать трудности с разными делами, не все давалось ей одинаково безусильно, она понимала, что не может на самом деле сделать все, что бы ей не захотелось. Но она чувствовала, что должна соответствовать восхищению семьи, хотя понимала, что долго делать вид, что ей все удается, не получится. И поскольку родители хвалили ее за все без разбору, она начинает не доверять их похвалам. Более того, она начинает сомневаться в себе.

Когда она поступала в школу, ее сомнения в своих способностях усиливались. Хотя она училась очень хорошо, но для этого приходилось прикладывать значительные усилия. К этому времени она уже усвоила родительский взгляд на блестящие способности - это когда все получается идеально и без усилий. Она начинает видеть, что без усилий не получается - и переходит к убеждению, что, наверное, она на самом деле тупая. Никакой она не гений, а значит просто самозванка и только прикидывается умной.

Одна из клиенток, у которой не очень хорошо получался спеллинг ( называние по буквам слов, в английском это отдельное умение) вспоминала, что она прикидывалась больной три пятницы подряд, когда проходило соревнование по спеллингу слов. Ей была невыносима мысль, что родители обнаружат, что она не может выиграть конкурс. Другая клиентка вспоминала, что когда она делала уроки, она каждый раз прикидывалась, что играет с художественными материалами, когда мать входила в ее комнату. Потому что мать ее очень внятно дала ей понять, что умным людей не нужно учить что-то, чтобы успевать. Применяя такие уловки, клиентки верили, что смогли провести родителей, но в душе убеждались с болью, что они обманщицы и вовсе не так способны.

Наблюдения авторов убедили их, что начало синдрому у каждой женщины было положено в семье. Им было высказано предположение, что на самом деле причиной этому являются социальные ожидания, упомянутые выше. Для авторов это вопрос, что первичнее, курица или яйцо, но они все же считают, что их клиентки ( или хотя бы не все) в детстве не подвергались влиянию этих стереотипов через родителей. Даже от девочек, которые не считались самыми умными в семье, ожидалось, что они будут хорошо успевать в школе. Тот факт, что эти женщины, несмотря на сопротивление такой идее обществом, продолжали на протяжении всего времени успешно учиться или работать, говорит о том, что в семье им как раз заложили мотивацию к достижению результатов. Но авторы верят, что встреча со стереотипами, что женщины менее способны интеллектуально, чем мужчины, сыграла свою роль в усилении сомнений в себе, которые в них уже были заложены в семье. Одно исследование показывает, что приписывание успеха разным причинам у мальчиков и девочек различается уже к десяти годам.

Девочки из первой группы -"миленьких" - начинают сомневаться в себе из-за противоречия между своими высокими достижениями в учебе и тем, что окружающие в семье не считают их особо умными. Девочки из второй группы -"блестящих" - начинают сомневаться в себе, когда то, что от них ожидают, сталкивается с тем, что они реально могут. У обеих групп сомнения усиливаются, когда их высокие достижения сталкиваются с уверенностью социума, что от девочек нельзя ожидать ничего выдающегося. Их уверенность в том, что они как-то обманывают окружающих хорошо резонирует с убеждением социума, что женщины не могут быть компетентными. Если у нее что-то хорошо получается, это не потому что она способна, а из-за какого-то каприза обстоятельств. А если она признает для себя, что умна, то это означает пойти против убеждения целого общества. Не у каждой хватит отваги решиться на такое. Но по той настойчивости, с которой наблюдаемые женщины добивались успехов можно заподозрить, что они все же хотят убедить общество, что оно ошибается. Они все время, но большей частью безуспешно, пытаются победить в себе это чувство самозванства.

(продолжение следует)
Tags: anthropology, divan_psychology, females, sindrom_samozvanca
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →