Детка у меня с очень раннего возраста плохо относится к манипуляциям, быстро их разгадывает и поймать ее на них довольно сложно. Если вы очень хорошо знаете типы манипуляций, как их люди производят и какие слова употребляют - вы видите их и не ловитесь. Но это действует и в обратную сторону - если вы знаете, как - при необходимости сможете и применить. Не к хорошим, доверчивым и беззащитным людям, конечно - но я видела, как она отвечает придуманной манипуляцией манипулятору и тот теряется.
Опять же пикаперские форумы и дележка способами охмурения дает любому посетителю прекрасную картину по каким проявлениям идиотов можно отсекать.
Существует очень хороший способ придумывания товара или услуги. Нужно придумать, наоборот, очень плохую вещь, просто отвратительную, как можно хуже. И по этому списку очень легко уже сочинить, какой вещь или услуга должны быть в идеале. Этот способ вообще очень хорошо работает там, где, кажется, что не знаешь, что делать, как представить себе что-то, что не знаешь как должно выглядеть. Собственно, любой скульптор делает именно это - отсекает от куска все, что не фигура.
Этот способ сродни картинкам, в которых фон и рисунок все время меняются, в зависимости от фокуса зрения. И он прекрасно работает с клиентами! В фирме, где я работала, выпускались огромными тиражами упаковки и этикетки, и я не видела ни одного клиента, который внятно бы знал, что он хочет. Я нашла к ним отличный подход способом "викторианские таблетки". Вот сидит он у моего большого макинтоша и вздыхает - ну вы же дизайнер, вы же придумаете, я не знаю, что там должно быть. Поначалу с клиентами говорили агенты, выдавали мне задание и я рисовала. Но после пары раз, когда клиенты упирались рогом, что все не то, я стала агентов просить клиента ( особенно такого, который не знает, что хочет) мне посылать перед работой. У меня есть такое убеждение, что человек всегда знает. Он не может это знание довести до понимания своим мозжечком, но где-то там в глубинах знает.
Вместо того, чтобы спрашивать, что он хочет, нужно спрашивать его, что он точно не хочет. Тут любой клиент оживляется и довольно четко рапортует, что только не синий, умоляю вас, только не синий, и вот треугольников не надо, рамочки мы кудрявые очень не любим, и не надо изображать реалистичные листья, людей ни в коем случае не ставьте, женщины не должны быть брюнетки и так далее. В считанные минуты из клиента можно вытащить все, что "не" и начать обсуждать все, что может быть.
Очень многие вещи, если вы в них вглядитесь, можно использовать наоборот, меняя фон и рисунок местами.