Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Соберем практические наблюдения над детьми и процессом чтения.

И третье. В рассказах многие написали, что читают книги с трех лет. Меня про это берут сильные сомнения.

Смотрите, я наблюдала многих детей, многих учила и с ними занималась. И вот по моим наблюдениям, есть некая психофизическая зрелость, которую не перепрыгнешь. У трехлетнего ребенка не хватает этой зрелости, чтобы читать.

Теперь давайте всмотримся в то, что понимают люди под "чтением". Весь процесс я бы разделила на три главных этапа: узнавание букв, умения прочитывать слова, умения читать и понимать тексты.

Многие родители развлекают себя тем, что учат детей узнавать буквы. В юном возрасте - от года до трех - это практически ничего общего не имеет с чтением. Вы показываете ребенку какую-то загогулинку и говорите, что это "буква К". Через некоторое время он ее начинает радостно узнавать при предьявлении. На самом деле он не знает "буквы", а делает именно это - узнает некое изображение и соединяет его с много раз повторенным вами словом или звуком. На основе этой нехитрой операции можно натренировать его на что угодно. Показывать ему изображение уха и говорить - это число Пи! Показывать ему изображение треугольника и говорить - это ускорение! Ребенку абсолютно все равно, он выучит любую каляку с любым словом в паре.

Цифры он выучивает ровно тем же макаром. Он скажет вам "Тли" на картинку 3, при этом не будет уметь считать, соотносить число "три" с тремя кубиками, а изображение сисек под 90 градусов с количеством в три экземпляра. Он просто выучит пары картинка-слово.

На это способен очень маленький ребенок. Узнает же он "папу", "куклу", "носик". Даже если вы начнете с ним в полгода, он так и проносится с этой игрой в пары до трех, трех с половиной лет. В четыре года вы его выучите тому же алфавиту за пару недель. Но предыдущие три с половиной года возможно будете думать, что вы плохой родитель, потому что у всех соседей дети опознают "К" и "Б" с восьми месяцев:).

Между тремя и четырьмя годами ребенок переходит эту странную и непонятную границу - он сумеет из М и А увидеть МА. И так понемногу начать узнавать знакомые короткие слова, а потом потихоньку прочитывать ранее не виденные. Если вы с ним занимались вашей волей. Если не занимались вашей волей, он вполне возможно сделает то же самое между четырьмя и пятью, потому что у него уже будет свой интерес и воля.

Итак к четырем он освоит чтение незнакомого до того текста, если вы учили его с рождения. Или в четыре начнет и освоит, если вы начали в четыре. Он сможет читать вслух на увеселение взрослых, но понимать, скорее всего не будет то, что прочел. Усилие по дешифровке внешней формы слов в буквы займет всю его умственную способность. Но при этом он сможет читать вполне разумные и не сюсукальные фразы.

Ближе к пяти он начнет все больше и больше читать с пониманием, усилия на дешифровку будут уменьшаться стремительно, и все запасы оперативной памяти достанутся смыслу.

Это, повторяю, если вы с ним занимаетесь. Без усиленных занятий, он все равно способен будет это сделать между пятью и шестью, потому что зрелость его гораздо выше - и весь процесс - узнавание формы букв, умения прочитывать слова, умение читать для смысла - займет горааааздо меньше времени.

Это мои теоретическо-практические взгляды.

А теперь опять вернемся к действительности. Только к проверяемой. То, что вы рассказываете о себе, может быть результатом семейных легенд, неосознанного сдвигания сроков и прочих аберраций с умением, которое очень почетно среди тех, кому вы это рассказываете. Поэтому мы не будем спрашивать вас:)

Мы спросим мам сегодняшних трехлеток и четырехлеток. И только их. Тех, у кого дети не в воспоминаниях, даже годовой давности, а вот в сегодняшних наблюдениях. Остальные могут ответить, только если у них есть записанное тогда их рукой, с датами, про умения и навыки их детей.

Умеют ли ваши трехлетки читать? Читают ли он Конан-Дойля для своего удовольствия?:) А Чуковского? Расскажите тут про реальные знания с точным возрастом - на каком этапе чтения ( если они вообще на каком-то этапе) дети находятся? Узнают буквы? Узнают знакомые раньше слова? Могут прочитать вслух незнакомые слова? Читают бойко любой текст? Читают для собственного удовольствия для следования истории?

Расскажите, независимо от того, умеют ли они вышеперечисленное или не умеют.
Tags: anthropology, pro_vas, rannee_razvitie
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 244 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →