?

Log in

No account? Create an account
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Десять пунктов про критику. [Jun. 6th, 2011|03:27 am]
Alika
[Tags|, , ]

Целый день сегодня думаю про критику с разных сторон. И потому что в коментах у меня некоторые читатели долго-долго пытаются объяснить мне, что приведение примеров к своим словам о неудачных результатах рисования может глубоко травмировать авторов, и потому что у Миу в очередном ответе на письма в редакцию поднимается тема критики, и потому что с сестрицей недавно говорили о ее книгах.

И мне, как всегда, легче, когда я записываю то, что у меня в голове толпится. Поэтому я тут и запишу, беспорядочно, но разделяя на отдельные пункты. А потом интересно ваши разные взгляды и мнения услышать.

10 пунктов про критику
многатекстаCollapse )
LinkReply

Comments:
Page 2 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: netti2
2011-06-06 01:24 pm (UTC)
Со всем согласна прямо на 200 процентов. Очень все верно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: genish_zurrieja
2011-06-06 01:32 pm (UTC)
В целом вообще простые и замечательные мысли. Спасибо. Вспомнился прикол: друг решил написать цикл романсов на лирическую тему. Взял стихи Рубцова, Лермонтова и мне говорит - напиши-ка и ты для меня что-нибудь. Ну, написал, отдал. Он взял и потащил к каким-то высокоакадемическим дядькам показывать. =)) В итоге, по его рассказу, разорвали там меня на 100 маленьких медвежат. Запомнилась фраза: "Этот графоман ещё считает, что его пачкотня чего-то стоит!!!"

Я очень сильно смеялся. =))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 05:42 pm (UTC)
Оо, про Рубцова запросто поверю:) Но и вообще, мне кажется, у всех даже признанных поэтов, есть графоманские стихи из начала пути, которые вполне можно аргументированно раскритиковать. И есть поэзия и музыка и волшебство, которое тружно не увидеть, если ты не совсем чурбан.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 05:43 pm (UTC)
И что, так говорят?:)
И не в контексте - а как вы думаете, что будет лучше продаваться, какой вид рукоделия?
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
From: eliabe_l
2011-06-06 01:40 pm (UTC)
Алика, у Вас замечательное чутье и тонкость для осознания человеческих отношений, это такая редкость. Это именно то знание, которое нам всем необходимо для жизни, и которому нигде не учат. А Вы очень наблюдательны и замечательно умеете систематизировать и объяснять опыт. Спасибо Вам, я сохраню Ваш пост и перечитаю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 05:45 pm (UTC)
Спасибо:) вы в одной фразе очень точно сказали все те вещи, которые я сама ценю ( и в принципе и в себе:)!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hontoriel
2011-06-06 02:03 pm (UTC)
Замечательная статья. Все по пунктам, и под всеми подписаться хочется.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kukmor
2011-06-06 02:31 pm (UTC)
все очень даже в точку
:-)
интересно было прочитать
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: meta_mouse
2011-06-06 02:42 pm (UTC)
Отличный текст! Полезно почитать не только тому, кто просит оценок своей работы, но и тому, кто критикует: чтобы понимать, почему тот или иной негативный отпор его справедливая критика встречает. Ну и, соответственно, сделать выводы и критиковать так, чтобы замечания доходили до адресата (а то часто бывает "я ему говорю, где что не так, я ж хочу как лучше, чтоб красиво, а он меня посылает и на меня же и обижается!")
Дам ссылку на пост мужу. А то он недоумевает, почему некоторые люди его критику так яростно отвергают, хотя он дело говорит.

что до меня, я порой болезненно отношусь к критике, поэтому если у меня просят мнения, то я первым делом спрашиваю, чего человек хочет: чтоб похвалили или на недостатки указали. ну и в любом случае, если именно критику хотят, я говорю не только о недостатках, но и отмечаю те моменты работы, которые мне кажутся удачными. так сказать, подсластить пилюлю. по себе знаю, так проще воспринимать критику. а то вывалят тебе разом одни минусы - и это плохо, и тут криво, и здесь не так, и там не этак - и руки опускаются.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 05:48 pm (UTC)
Вот последнее ваше замечание так верно! Люди иногда проговаривают только критику - даже для хороших в целом работ и забывают отметить достоинства. Им кажется, что достоинства так очевидны, что автор их прекрасно знает. А автор может не знать! Он же не в курсе, что подразумеваемое другим существует и думает, что существуют только недостатки!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oksani
2011-06-06 02:51 pm (UTC)
Но все таки нужно подчеркнуть что обратная сторона этого вопроса это то что мало кто говорит что им надо. Мои друзья очень по первоначалу удивлялись когда я изначально говорила "не надо решать мою проблему, не надо говорить что я дура, надо пожалеть" или наоборот "не надо говорить что у меня прекрасные волосы, скажите честно как джинсы на попе сидят". Зато они, друзья то есть, научили меня спрашивать конкретно что им нужно от меня и тогда уж на идиотские баранки они получат или что у них глаза красивые, или то что баранки идиотские, в зависимости от вопроса.

А вот на просьбу конструктивно критиковать мои фотки, никто не отзывается, все бояться ранить мои чувства. А я знаю что из меня фотограф как балерина, и может если бы меня попинали то хоть чуть чуть лучше было бы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 05:51 pm (UTC)
Абсолютно точно! Это вообще проблема постоянная - люди хотят одного, а вслух говорят другое. Я тебя за это и ценю очень - что у тебя все по номиналу! Это так упрощает жизнь!

А ты просила критиковать твои фото?:) Я никогда не знала. Хочешь я тебе накритикую? ( не в смысле, что у меня есть готовые замечания, а в смысле - я приложу к этой задаче мозжечок?)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lady_algiz
2011-06-06 03:03 pm (UTC)
Вот книга про сто исторически культовых вещей в современной моде - то есть, понятное, дело недешевых и не всегда подходящих любому типу фигуры. Одна рецензия ставит двойку. Иду читать. " Почему в этой книге ничего не написано про то, как нам, обычным толстым женщинам, одеться недорого или самостоятельно дома сшить что-то даром и со вкусом???" Эээээ.... там еще не написано, как готовить гамбургеры, менять полы в доме, петь в караоке, писать маслом картины - и еще огромное количество вещей.
Алика, я вас люблю! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 05:51 pm (UTC)
:) Спасибо:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: clarent
2011-06-06 03:11 pm (UTC)
Из прочитанного обсуждения в последних Ваших записях о критике у меня возник вопрос. Правильно ли я понимаю, что Вы нормально отнесетесь к тому, что кто-то будет критиковать Ваши иллюстрации к «Мыше Гликерии» в своем блоге? Потому что, во-первых, они коммерческие, это товар, а во-вторых, к Вам лично с этой критикой не придут (ведь Вы ее не просили)? Это же у себя «на кухне» будут обсуждать, даже если там еще 6000 человек сидят.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 06:02 pm (UTC)
Абсолютно правильно понимаете! По всем пунктам.

И то, что это коммерческий товар, значит можно критиковать по линии - я это себе не куплю, потому что то-то и то-то.

И то, что у себя будут обсуждать - я такой формат "за глаза" только приветствую - человек-критик будет чувствовать себя свободно и скажет, что он действительно думает, а при авторе многие включают вежливые реверансы и необходимость думать о его чувствах. И то, что такой формат позволяет автору "сохранить лицо" - ему не нужно непосредственно реагировать на критику, но он может набрести и прочитать что-то полезное для себя.

Ну и опять же, критика ведь часто повод сказать о своих вкусах, пристрастиях, ценностях и даже "тараканах".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kokoon_art
2011-06-06 03:34 pm (UTC)
Есть, по-моему, еще случай, когда критика совершенно законна. В России бум хендмейда, новые мастера и "мастера" появляются как грибы после дождя. Среди них есть люди, которые находятся на очень-очень рукодельном уровне, но при этом ведут мастер-классы, продают работы - куда там некоторым "звездам". Им часто присуща некоторая неразборчивость в средствах, копирование чужих работ и чужих МК (это называется "вдохновляться"). Ленты сообществ скоро начинают состоять наполовину из работ таких напористых людей. И вот тут - просто необходим разбор полетов...однако, люди обычно боятся трогать таких...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: edvoskina
2011-06-06 03:44 pm (UTC)
о, как справедливо...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: andy_shev
2011-06-06 04:10 pm (UTC)
Несколько моментов, начнём с двух.
1. Во втором пункте ты показываешь себя с точно такой же стороны. Люди - по духу настроены на позитив. Никто не рискнёт говорить правду, если не уверен, что её поймут правильно. То, что в качестве примера - суть неполного доверия или понимания между людьми (т.е. твоя подруга просто была не в курсе, что тебе нужно) либо же она понимала, но искренне хотела тебя подбодрить. Она же не знала, каким методом ты делала причёску, какие действия ты предпримешь, если услышишь негатив. Тут можно долго философствовать, но я склоняюсь к мысли, что твой случай не про критику.
2. Четвёртый пункт, да и вообще все мысли "гуманитарны". Для людей, производящих конструкции из точных наук, критика или её отсутствие могут быть восприняты с точностью до наоборот. Перефразирую - "Первый блин комом" не всегда работает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 06:16 pm (UTC)
1. " точно с такой же стороны" - в смысле с какой?

Подруга не то, что была не в курсе, что мне нужно - она сама решила в уме за меня, что мне нужно. Хотя с формулировала именно то, что имела в виду - при отсутствии зеркала не может ли она мне сказать, украшает ли меня эта прическа или нет. У меня не было мнения по поводу прически, мне нужны были факты, чтобы его составить. Она же предположила, что у меня есть уже чувства к этой прическе, она мне дорога, поэтому мне нужна моральная поддержка в моей симпатии к явной с ее точки зрения неудаче.

Это хороший опыт был, на самом деле! Он меня научил тому, что запрос нужно формулировать как можно точнее и настоятельно добиваться от человека именно того, что тебе нужно, а не того, что он "думает", что нужно.

2. Даа! Конечно, гуманитарны! В точных науках проще! Там есть критерии! Если у машины явно дефект в проекте, бессмысленно человеку говорить - ой, она в общем у вас такая хорошенькая и вы молодец, что старались!

А искусство по большому счету безответственно, вот там и размыты всякие границы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 17kotow
2011-06-06 04:25 pm (UTC)
Я думаю, что дети в художественной школе, например, уже научены отделять свою личность и свою работу. А ведь не все взрослые умеют.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 06:17 pm (UTC)
Точно! И при этом поставлены в условия, что вокруг это норма для всех, то есть не воспринимают вообще это как личное.

Взрослые и с обычными частными критиками - не в такой однозначной ситуации, оттого и сложности со всех сторон...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yozhyk
2011-06-06 04:45 pm (UTC)
Очень интересно и со многими пунктами я согласна.
Тема критики - такая штука, котрая постоянно заставляет думать :)
Может быть, Вам будет интересно:
http://yozhyk.livejournal.com/144399.html
В начале поста есть ссылка на еще один мой пост на тему критики :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 06:31 pm (UTC)
Прочитала оба поста! Очень-очень согласна:) Прямо во многих местах кивала головой.

Вот с бесполезностью критики мне еще кажется, что есть отложенная и опосредованная польза! То, что сказано - уже нельзя "отсказать" - так что человек, который яростно сопротивлялся критике сегодня, может услышать ее завтра или послезавтра из своей внутренней памяти. И второе - ее могут услышать другие, которым пригодится, которые по сопоставлению, со стороны глядя, получат свой урок. Вот как-то так.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: na_tas72
2011-06-07 12:03 am (UTC)
Подписываюсь )))
Я надо сказать набила немало шишек по теме...
И я бы еще пунктик добавила. Чтобы критиковать, надо видеть автора в развитии. Ну понятно, что первые три или там четыре, да хоть пять работ критиковать все равно что ребенка бить... Но и потом очень многое зависит от динамики. Порой человек начинает с жуткого уродства, но есть какая то искра. А иногда и нет. Но потом вдруг раз и появилась. И важно - есть ли рост. То есть в абсолютном исчислении может работа так себе, но относительно предыдущих работ автора большой скачок.
Меня лично бесит, когда человек и на сто пятой работе косячит как в первый раз и все таки упорно вывешивает это на площадках для обсуждения. На некоторые ресурсы просто перестала ходить из за этого. Ну вроде как получается мнение комментаторов тыщу раз выслушивается и тыщу раз игнорируется. И снова тем же комментаторам те же самые говняшки под нос...
А по поводу того, что не зная можно обидеть кого то... например больного мальчика... Тут проблема скорее с мамой, которая вывешивает работы больного ребенка без предыстории. Не хочется критики - надо писать сопроводиловку. Всегда. Ну люди ж не экстрасенсы...
(Reply) (Thread)
Page 2 of 3
<<[1] [2] [3] >>