?

Log in

No account? Create an account
Книга Эрика Шпикермана о типографике - Перемена участи — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Книга Эрика Шпикермана о типографике [May. 26th, 2011|09:24 pm]
Alika
[Tags|, , ]

Я давно отсняла эту книгу, но все руки не доходили обработать фото.

Наталья conjure рассказала у себя в жж про гуру в области типографики по имени Эрик Шпикерманн ( Erik Spiekermann), и мне загорелось тоже его почитать. Поэтому я тут же из библиотеки выписала себе две его книги. Одна, большая, про его опыт создания и использования шрифтов, у меня не пошла никак, а вторая оказалась то, что нужно - как раз сведения о шрифтах в целом, о типографике и как она связана с жизнью.

Kнига называется Stop Stealing Sheep & Find Out How Type Works



Интересна история названия - Перестаньте воровать овец. Восходит она, оказывается, к высказыванию Фредерика Гауди (Frederic Goudy) - известнейшего дизайнера шрифтов ( он их сделал, кажется, больше 130 штук). Так вот, когда Гауди вручали в 1936-м году награду за превосходную работу в области шрифтостроения, он взял в руки диплом, прилагающийся к награде и сказал: Any man who would letterspace blackletter would shag sheep. Делавший диплом типограф был, конечно, в остолбенении:) Фраза означала примерно - " Тот, кто способен сделать тракинг на готические буквы, способен трахнуть овцу". Заголовок или какая-то часть диплома, видимо, была набрана декоративными готическими буквами, которые по-английски называются blackletter, и, вероятна, была разогнана с промежутками - что и возмутило метра.

Слово "shag" - британское вульгарное и грубое, поэтому с течением времени в пересказах его заменили на "стянуть овец". А blackletter, тоже очень специфическое, заменили на всем понятное lowercase. И вышло вполне невинное - "кто способен разогнать строчные буквы, способен воровать овец".
В этом варианте использовано и для книги Шпикермана - Перестаньте воровать овец и узнайте , как работают шрифты.

Книга очень приятно сделана - на левой стороне всегда иллюстрация - на правой текст с дополнительными объяснениями на полях. Сам текст прост и понятен, а текстики на полях более профессиональны и специфичны. Моя единственная претензия к книге - все эти поясняющие тексты и подписи к картинкам сделаны ооочень мелким шрифтом.

Оглавление написано не только названиями, но и конкретными фразами - про что будет в главе.




Оглавление. В разделах будет о том, что шрифт окружает нас повсюду в жизни; что типографика зависит от времени в котором мы живем; что, чтобы понять, как работает шрифт, нужно натренировать глаз видеть его составные черты; что для каждой задачи нужно выбирать соответствующий шрифт и при определенной тренировке это несложно; что от настроения текста на странице зависит, какой шрифт выбрать; какие бывают типы шрифтов, как их различать и как они работают - и всякое другое.

А так выглядет разворот раздела. Слева - цитата интересная, справа - заголовок главы. А внизу написано, кто автор цитаты, откуда она и чем он известен. Здесь автор - Пол Вацлавик, автор книги о коммуникации.


Вот так выглядит текст - слева фото, справа текст и разные вплетенные в него отдельные размышления. Интересно заверстана подпись к фотографии - не внизу страницы, а посередине, врезкой в текст. Текст о том, как не понимая надписей, мы чувствуем себя потерянными. и хорошо, что соль и перец во всех местах обозначены буквами P и S.




Здесь рассказано, как важно выбирать правильный шрифт для знаков на дорогах - даже горящий он должен продолжать хорошо читаться. В ленте табличек внизу страницы видно, как изменение начартания шрифта ведет ко все больше читаемости его в горящем виде.


Глава вторая, про то, что такое шрифт. Цитата от Талулы Банкхед - актрисы и скандальной публичной фигуры.


Глава про то, что шрифты зависят от времени, как каждому времени соответствует своя техника, так каждое время создает свои шрифты. И приведены примеры трех современных шрифтов с описаниями. Сведения и примеры разных шрифтов раскиданы по всей книге и так ненавязчиво их можно начинать запоминать и узнавать. Нижний шрифт, кстати, очень интересен - у него в наборе разные буквы и при печати они появляются в вольном порядке.


Многие шрифты создаются специально под нужную цель - заголовочные шрифты отличаются от тех, которыми набирают тексты, для маленьких размеров шрифты нужно проектировать отдельно - чтобы они сохраняли читабельность. Есть отдельные шрифты для мелких объявлений, для телефонных книг и даже для библий. ITC Weidemann в правой колонке - как раз шрифт, спроектированный для печати библии.


А вот задачка. перед вами шесть видов обуви. Смотрим дальше.


И шесть разных надписей. Сможете ли вы соединить обувь с нужной надписью по характеру?


А теперь проверьте себя!:)



Шрифты могут соответствовать каким-то эмоциям. Какой шрифт подойдет к выражению злобы и гнева? Дальше в книге еще несколько примеров разных эмоций. Тут же даны примеры шрифтов с названиями и объяснено, какие у них особенности.


А что подойдет для расслабленного отпускного настроения ничегонеделания? Опять рассказано про несколько шрифтов беспечных и легкомысленных.


А здесь совсем наоборот - шрифты-рабочие лошадки. Если вам нужны шрифты отчетливые, компактные и твердые - это сюда.


Рассказ о сан-серифах, шрифтах без засечек. Слева - не текст книги, а пример лекции Франклина, набранного шрифтом без засечек.


А это рассказ про шрифты для официальных форм - тех, что нужно заполнять, ставить галочки и все такое. Для них тоже есть специальные шрифты!


Если вы хотите привлечь внимание - шрифты для скандальных и сенсационных заголовков. "Мальчик, воспитанный морскими выдрами, провозглашен финансовым гением".


Шрифтов так много по той же причине, что и обуви. Хотя каждому дизайнеру, как и каждому обладателю ног, нужно с полдюжины шрифтов ( или пар обуви), но у всех это разные полдюжины, поэтому нужно, чтобы было из чего выбирать. Дизайнеры выбрали, каким шрифтом должны быть написаны их имена - не только исходя из своих характеров и пристрастий, но так же и из того, как выглядят их имена.


Как шрифты объединяются в семейства и какие недавние прибавления в семействах шрифтов происходили.


Глава седьмая - как это работает. И на левой стороне как раз цитата про овец и разогнанные буквы - в мягком варианте, разумеется.
Вот тут, кстати, видно, как странно сшита эта книга! Она всем хороша, но у нее страннейший переплет, она прошита крупными стежками и ее невозможно развернуть, чтобы она лежала плоско. Терзать и рвать я ее не стала, обошлась с помощью камней, придавливающих страницы.


Поскольку буквы редко появляются отдельно, в тексте нужно мыслить словами и целыми потоками текста - для удобного и ритмичного чтения. Организовывать это нужно так же, как марафоны - чтобы при длинном забеге всем по прежнему было удобно, никто не толкался, всем хватало места, но и не бежали по одному по пустынной улице. Расстояния между буквами важны, чтобы удобно охватывать слово целиком, расстояния между словами должны быть достаточно большими, чтобы слова легко отделялись, но удобно близкими, чтобы можно было охватывать взглядом смысловые группы


Страница, как комната. Мы традиционно расставляем мебель в спальне - так же традиционно организуется страница для чтения.


Но если книга сложнее - с иллюстрациями, фотографиями, разными типами текстов, простодушная однозадачная структура уже не подойдет. Тут приходят на помощь сетки верстки - куски текста и картинки могут быть разного размера и в разных местах, но все они подчиняются невидимой сетке, повторяющейся в книге и служащей общим знаменателем.


Это была очень хорошая книга про типографику Stop Stealing Sheep & Find Out How Type Worksдизайнера Эрика Шпикермана.

Другие книги Шпикермана или написанные с его участием
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: koterina
2011-05-27 04:37 am (UTC)
Спасибо большое! Очень интересно :)
Как же здорово, что такие потрясающие книги можно просто заказать в библиотеке!
(Reply) (Thread)
From: natalyon
2011-05-27 04:42 am (UTC)
Здорово, спасибо!
Очень интересно и актуально ещё оказалось: только вчера обсуждали с друзьями, как бы на сайте к лучшему шрифт поменять.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kitsyne
2011-05-27 04:56 am (UTC)
Классная книга, спасибо. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shutchi
2011-05-27 04:58 am (UTC)
Здравствуйте! Спасибо, что так интересно рассказываете и показываете.))
А есть какие-либо издания о типографике, хоть немного подобные этому на русском?
Я нашла только "Типографику" Эмиля Рудера и две книги Яна Чихольда: "Облик книги" и "Новая типографика".
Буду благодарна, если посоветуете.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-27 05:02 am (UTC)
Нет, я, к сожалению, почти не знаю, что там среди русских книг.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gugutka_ja
2011-05-27 06:25 am (UTC)
Роберт Брингхерст "Основы стиля в типографике" 2006.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shutchi
2011-05-27 07:00 am (UTC)
Спасибо.)
Посмотрю.))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tanhorn
2011-05-27 05:03 am (UTC)

!!!

Очень
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tanhorn
2011-05-27 05:14 am (UTC)

Re: !!!

в 90х годах (91-м, емнп) был в Западной Германии.
Эх... Тоже по библиотекам пошарился, как собака дедал стойки перед такими книгами. Авторов к сожалению уже не помню.
Спасибо! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: allevtina
2011-05-27 05:04 am (UTC)
Огромное спасибо! Такая нужная информация.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gugutka_ja
2011-05-27 06:27 am (UTC)
Спасибо, очень интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Olga Shubareva
2011-05-27 06:32 am (UTC)
Алика, спасибо большое, нет слов, одни благодарности! Каждый раз жду ваши посты как радостное событие, и каждый раз - это новое открытие
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ooka_san
2011-05-27 06:59 am (UTC)
Спасибо! очень интересно с стимулирует)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: netti2
2011-05-27 08:58 am (UTC)
Очень интересно. Надо поискать переводилась ли она на русский (по-моему нет, но вдруг).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-27 09:08 am (UTC)
В коментах есть ссылка - переводилась!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: netti2
2011-05-27 10:04 am (UTC)
Не увидела ссылки в комментах :(
Но нашла. Совершенно забыла, что я когда-то (когда я училась на последних курсах). про нее встречала упоминание про нее, но тогда не могла найти.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Suspicious comment)
[User Picture]From: netti2
2011-05-27 02:43 pm (UTC)
Да-да, спасибо, я ее уже нашла.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: afinka
2011-05-27 09:53 am (UTC)
Алика, спасибо огромное! На амазоне полистала, не впечатлилась. А теперь непременно куплю себе.
(Reply) (Thread)
From: eliabe_l
2011-05-27 10:39 am (UTC)
Очень красивая книга.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alessa0_0
2011-05-27 06:22 pm (UTC)
прекрасный обзор, спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tybloko
2011-05-28 05:11 am (UTC)
Мне случайно попалась книга Edward Tufte "Beautiful Evidence". На амазоне хвалят его Envisioning Information.

Может, тебе это будет интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-28 05:22 am (UTC)
А про что?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tybloko
2011-05-28 06:22 pm (UTC)
Про визуальную подачу информации. Например, таблица расписания поездов - как так ее подать, чтобы люди быстрее находили то, что им нужно. Это не учебники, конечно, но просто мне напомнило то, о чем ты писала. Я с удовольствием отдам тебе свою (которая evidence), но надо это организовать. Давно ли ты видела Маню? :)) (Я шучу - про Маню, про отдать - как будет возможность - пожалуйста. За них какие-то бешеные деньги хотят, жалко, если книжки плохие. Я, конечно, рассматривала картинки в основном).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-31 11:51 pm (UTC)
Класс! хочу-хочу!
я думала, что ближайшее пересечение будет, если Оксана приедет - я бы хотела ее повидать, а она собиралась останавливаться у тебя или Мани.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ljournalist_bot
2011-05-30 07:47 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
(Reply) (Thread)