Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Книга Эрика Шпикермана о типографике

Я давно отсняла эту книгу, но все руки не доходили обработать фото.

Наталья conjure рассказала у себя в жж про гуру в области типографики по имени Эрик Шпикерманн ( Erik Spiekermann), и мне загорелось тоже его почитать. Поэтому я тут же из библиотеки выписала себе две его книги. Одна, большая, про его опыт создания и использования шрифтов, у меня не пошла никак, а вторая оказалась то, что нужно - как раз сведения о шрифтах в целом, о типографике и как она связана с жизнью.

Kнига называется Stop Stealing Sheep & Find Out How Type Works



Интересна история названия - Перестаньте воровать овец. Восходит она, оказывается, к высказыванию Фредерика Гауди (Frederic Goudy) - известнейшего дизайнера шрифтов ( он их сделал, кажется, больше 130 штук). Так вот, когда Гауди вручали в 1936-м году награду за превосходную работу в области шрифтостроения, он взял в руки диплом, прилагающийся к награде и сказал: Any man who would letterspace blackletter would shag sheep. Делавший диплом типограф был, конечно, в остолбенении:) Фраза означала примерно - " Тот, кто способен сделать тракинг на готические буквы, способен трахнуть овцу". Заголовок или какая-то часть диплома, видимо, была набрана декоративными готическими буквами, которые по-английски называются blackletter, и, вероятна, была разогнана с промежутками - что и возмутило метра.

Слово "shag" - британское вульгарное и грубое, поэтому с течением времени в пересказах его заменили на "стянуть овец". А blackletter, тоже очень специфическое, заменили на всем понятное lowercase. И вышло вполне невинное - "кто способен разогнать строчные буквы, способен воровать овец".
В этом варианте использовано и для книги Шпикермана - Перестаньте воровать овец и узнайте , как работают шрифты.

Книга очень приятно сделана - на левой стороне всегда иллюстрация - на правой текст с дополнительными объяснениями на полях. Сам текст прост и понятен, а текстики на полях более профессиональны и специфичны. Моя единственная претензия к книге - все эти поясняющие тексты и подписи к картинкам сделаны ооочень мелким шрифтом.

Оглавление написано не только названиями, но и конкретными фразами - про что будет в главе.




Оглавление. В разделах будет о том, что шрифт окружает нас повсюду в жизни; что типографика зависит от времени в котором мы живем; что, чтобы понять, как работает шрифт, нужно натренировать глаз видеть его составные черты; что для каждой задачи нужно выбирать соответствующий шрифт и при определенной тренировке это несложно; что от настроения текста на странице зависит, какой шрифт выбрать; какие бывают типы шрифтов, как их различать и как они работают - и всякое другое.

А так выглядет разворот раздела. Слева - цитата интересная, справа - заголовок главы. А внизу написано, кто автор цитаты, откуда она и чем он известен. Здесь автор - Пол Вацлавик, автор книги о коммуникации.


Вот так выглядит текст - слева фото, справа текст и разные вплетенные в него отдельные размышления. Интересно заверстана подпись к фотографии - не внизу страницы, а посередине, врезкой в текст. Текст о том, как не понимая надписей, мы чувствуем себя потерянными. и хорошо, что соль и перец во всех местах обозначены буквами P и S.




Здесь рассказано, как важно выбирать правильный шрифт для знаков на дорогах - даже горящий он должен продолжать хорошо читаться. В ленте табличек внизу страницы видно, как изменение начартания шрифта ведет ко все больше читаемости его в горящем виде.


Глава вторая, про то, что такое шрифт. Цитата от Талулы Банкхед - актрисы и скандальной публичной фигуры.


Глава про то, что шрифты зависят от времени, как каждому времени соответствует своя техника, так каждое время создает свои шрифты. И приведены примеры трех современных шрифтов с описаниями. Сведения и примеры разных шрифтов раскиданы по всей книге и так ненавязчиво их можно начинать запоминать и узнавать. Нижний шрифт, кстати, очень интересен - у него в наборе разные буквы и при печати они появляются в вольном порядке.


Многие шрифты создаются специально под нужную цель - заголовочные шрифты отличаются от тех, которыми набирают тексты, для маленьких размеров шрифты нужно проектировать отдельно - чтобы они сохраняли читабельность. Есть отдельные шрифты для мелких объявлений, для телефонных книг и даже для библий. ITC Weidemann в правой колонке - как раз шрифт, спроектированный для печати библии.


А вот задачка. перед вами шесть видов обуви. Смотрим дальше.


И шесть разных надписей. Сможете ли вы соединить обувь с нужной надписью по характеру?


А теперь проверьте себя!:)



Шрифты могут соответствовать каким-то эмоциям. Какой шрифт подойдет к выражению злобы и гнева? Дальше в книге еще несколько примеров разных эмоций. Тут же даны примеры шрифтов с названиями и объяснено, какие у них особенности.


А что подойдет для расслабленного отпускного настроения ничегонеделания? Опять рассказано про несколько шрифтов беспечных и легкомысленных.


А здесь совсем наоборот - шрифты-рабочие лошадки. Если вам нужны шрифты отчетливые, компактные и твердые - это сюда.


Рассказ о сан-серифах, шрифтах без засечек. Слева - не текст книги, а пример лекции Франклина, набранного шрифтом без засечек.


А это рассказ про шрифты для официальных форм - тех, что нужно заполнять, ставить галочки и все такое. Для них тоже есть специальные шрифты!


Если вы хотите привлечь внимание - шрифты для скандальных и сенсационных заголовков. "Мальчик, воспитанный морскими выдрами, провозглашен финансовым гением".


Шрифтов так много по той же причине, что и обуви. Хотя каждому дизайнеру, как и каждому обладателю ног, нужно с полдюжины шрифтов ( или пар обуви), но у всех это разные полдюжины, поэтому нужно, чтобы было из чего выбирать. Дизайнеры выбрали, каким шрифтом должны быть написаны их имена - не только исходя из своих характеров и пристрастий, но так же и из того, как выглядят их имена.


Как шрифты объединяются в семейства и какие недавние прибавления в семействах шрифтов происходили.


Глава седьмая - как это работает. И на левой стороне как раз цитата про овец и разогнанные буквы - в мягком варианте, разумеется.
Вот тут, кстати, видно, как странно сшита эта книга! Она всем хороша, но у нее страннейший переплет, она прошита крупными стежками и ее невозможно развернуть, чтобы она лежала плоско. Терзать и рвать я ее не стала, обошлась с помощью камней, придавливающих страницы.


Поскольку буквы редко появляются отдельно, в тексте нужно мыслить словами и целыми потоками текста - для удобного и ритмичного чтения. Организовывать это нужно так же, как марафоны - чтобы при длинном забеге всем по прежнему было удобно, никто не толкался, всем хватало места, но и не бежали по одному по пустынной улице. Расстояния между буквами важны, чтобы удобно охватывать слово целиком, расстояния между словами должны быть достаточно большими, чтобы слова легко отделялись, но удобно близкими, чтобы можно было охватывать взглядом смысловые группы


Страница, как комната. Мы традиционно расставляем мебель в спальне - так же традиционно организуется страница для чтения.


Но если книга сложнее - с иллюстрациями, фотографиями, разными типами текстов, простодушная однозадачная структура уже не подойдет. Тут приходят на помощь сетки верстки - куски текста и картинки могут быть разного размера и в разных местах, но все они подчиняются невидимой сетке, повторяющейся в книге и служащей общим знаменателем.


Это была очень хорошая книга про типографику Stop Stealing Sheep & Find Out How Type Worksдизайнера Эрика Шпикермана.

Другие книги Шпикермана или написанные с его участием
Tags: amazon, design, illustrator_books
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments