Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Про продолжение книги "Вам и не снилось"

1. Прочитала продолжение "Вам и не снилось... Пятнадцать лет спустя" Екатерины Щербаковой, дочери писательницы.
Похоже очень на правду. Таланта писательского у дочери меньше, но знаний о другом времени наверняка больше. чем у матери.

2. Первая книга никогда романтично не западала мне в душу ощущением -оооо, вот бы мне такую любовь. Поэтому в отличие от очень многих читателей, оскорбленных тем, что им испоганили романтическую и трогательную любовь бытом и вырастанием, я таких претензий к автору не предъявляю. Меня Щербакова времен "Юности" слегка странно раздражала, казалась немного отстраненной и цинической. И эта отстраненность и циничность не давала полюбить никого из героев - потому что, как казалось, и автор никого из них не любит с нежностью.

3. После изобретения кино нужно всегда прислушиваться к себе тщательно - испытываете ли вы чувства именно к книге или к экранизации. А если к экранизации - то к чему именно. Меня может увлечь или сбить с ощущения внешность актеров, я формалистка в этом плане и могу забыть про сюжет вообще. А может быть вам нравится только странная и меланхоличная песня на стихи Тагора - и не будь ее фильм бы потерял одно измерение и вы бы его оценили иначе?

4. Я думаю, что время во второй книге очень показательное - между перестройкой и концом союза. Оно полностью вышибло совковую предсказуемость и накатанность и с людьми совершалось то, что они сами делали. Кто-то выжил и процвел, кто-то скуксился и скурвился. При этом первые могли и про советском строе процвести, будучи, например комсомольской сволочью. Они же процвели и во время перемен. Но во время перемен процвели и люди предприимчивые, которых внезапно лишили строгого присмотра и окриков. А скуксились при этом периоде и те, кто был слаб, поэтичен и не хотел мыть туалеты и торговать сникерсами - но и те, кто вполне бы процвел при советском строе, встроившись в обойму - рабочий-мастер-начальник цеха-главный инженер-директор завода - или вечерник-лаборант-аспирант-кандидат наук-доцент- зафкафедрой-декан. Иногда просто присутствие на месте и пиление обязанностей обеспечивало тебе передвижение с волной. Исчезла эта волна - и рабочие-директора и заочники-деканы заозирались - почему не несет, куда все делось? А грести в голову не приходило, закон природы - должно нести!

5. Я верю, что с Юлькой именно так и произошло. Она человек с мономанией. Утухла мономания, жизнь потеряла смысл. Нужна другая мономания.
Это приводит меня опять к мысли, что человек должен любит себя так же как соседа. А в идеале и вообще жить должен любить.

6. В юности я записала примерно такую мысль про родителей и детей подростков. Подросток понимает, насколько жизнь вокруг огромнее, интереснее, сложнее, художественнее, удивительнее и разнообразнее, чем он. Он сам - такая ничтожная и малоинтересная часть этого всего. Иногда это приводит в настоящее отчаяние. И если при этом рядом взрослый человек, у которого все интересы сосредоточены только в этом подростке - как же мелки и ничтожны его интересы и его жизнь. Ни одному подростку такой взрослый рядом не будет казаться значительным, значимым, интересным и увлекательным.

7. А героиня так зациклилась, как любящая мамашка, отбросившая все - и жизнь, и мозги, и собственные интересы. Немудрено, что у нее нет никакого запаса личного, на котором можно было жить или строить новое, если старое рухнет.

8. Попутная мысль. А вот старому писателю или профессору какому-нибудь уже вполне кажется, что мир плоск, изучен, мелок, предсказуем и повторяем. И он - самая значительная, глубокая, мудрая и удивительная часть этого мира. Ему бы человек с полным и нераздельным интересом к нему показался бы очень правильным, разумным и духовно богатым:) Герои до этой стадии не дотянули.

9. В Ромку верится гораздо хуже. В первой повести он очень умен, способен и талантлив, насмешлив и с отличным чувством юмора. А во второй такое впечатление, что все эти качества засохли в веточках, не пустив ни листьев ни цветов, и он без промежутков превратился в папочку - слабого безвольного служащего, вот разве что радикулит уже не в моде. Не верю я в это. Человек с такими задатками должен был повеселиться во время учебы в институте - и умственно-учебно и шкодно-развлекательно. Должны были остаться институтские знакомые, компании и связи. А он как прямиком из куколки-школы вчера вылез.

10. С другой стороны, женитьба в 17 лет и дом, конечно, сильно отнимают от веселья в институтские годы. Могло и не быть. Могло и правда засохнуть.

11. Очень интересно, в чем Юлька теперь упрекает родителей. Как раз в том, что разрешали. Поддерживали молодую любовь, давали денег. Ныне ей кажется, что надо было объединиться с той семьей - и не пущать. Тогда бы они могли решить, мол, обдуманно и самостоятельно. А так - их вытолкали на вершину славы, с прожекторами - вот она, молодая, неумирающая любовь - и им пришлось под аплодисменты и восторги толпы жениться, сходиться, обеспечивать картину - мы так хотим быть вместе.

12. На самом деле по первой книге - они этого и хотели, и планировали, и обсуждали, что детям будут читать. Но может быть, без прожекторов действительно шли бы в другом темпе и в другую сторону?

13. Любой ребенок все равно упрекнет родителей, что бы они не делали. Интересовались чем-то кроме него? - как мне не хватало вашей неразделенной любви и заботы. Интересовались им - как мне не хватало в вас интересности и размаха, клушинность ваша душила. Запрещали что-то? - поломали жизнь, я не смог этим заниматься. Разрешали что-то? - если бы у вас были мозги, вы би исходили из моих интересов, а не капризов, и я бы сейчас был не здесь, а в гораздо лучшем положении!
И если это закон жизни, родителям остается только не метаться и пытаться угадать, что ребенок скажет про них дальше, а делать то, что им кажется правильным, честным, достойным и искренним прямо сейчас. Все равно другого выхода нет. И вещи , за которые ребенок скажет спасибо или попрекнет, невозможно угадать.

14. А если бы сейчас кто-то написал продолжение, еще раз пятнадцать лет спустя - в компании кто-то совсем стухся бы, кто-то стал карликовым олигархом, кто-то эмигрировал. Но все они застряли бы в междужизнии, не приняли интернет, с трудом использовали комп для писем внукам или уехавшим детям, не вели бы жж, не видели бы мира на экране компьютера, не подозревали бы, что он есть - и разрыв между ними и внуками был бы значителен, как между разными классами животных.

15. Умный милый, когда я ему излагала все это за завтраком, рассказал мне, что существует нынче такое явление, как digital divide, активно изучаемое. Цифровой раздел - когда люди непоправимо разделяются на тех, кто живет в интернете свободно, использует компьютер для любой задачи, все сведения мира для доступны без посредников, общается он поперек часовых поясов, возрастных и классовых делений - и людей, которые смотрят телевизор, ходят в библиотеку за сведениями, читают газеты и передают новости голосом по телефону или за столом. Разница между ними так значительна, что иногда они не в состоянии поддерживать беседу. Целый мир понятий, знаний, словечек, мемов, течений цифрового человека ничего не значит для человека нецифрового.

16. Вывода у меня два. Но оба начинаются со слов - я не люблю. Поэтому их я писать не буду:)

17. Предсказывая некоторые предсказуемые вопросы, могу ответить - да, я читала сумасшедший мемуар дочки, да я в курсе, какая мамашка холодная стерва, да я видела ответы, дискуссии и выступления родственников, да, я знаю про жж, да и про похороны за плинтусом я тоже читала, и да, я знаю, что актер умер, и да, лучше говорить не " погуглите и прочитайте вот это", а "не читали ли вы вот это?" :))
Tags: anthropology, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →