Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Дяченки Vita Nostra/

Поскольку несколько людей спросили, я коротенько скажу о прочитанной Vita Nostra Дяченков. Я пошла почитать после описания одного из френдов основной идеи - учения под страхом, выполнения чего-то под угрозами. Я фантастику читаю редко, имен не знаю, никакого пиетета или неприязни у меня заранее нет. Чистое впечатление.

Оказалось, очень неплохо написано. Когда читаешь такое неизвестное, чаще всего попадается что-то написанное не очень хорошо, еще до сюжета, просто словесно не очень хорошо - а тут я прочла с удовольствием. Подумалось, что авторы не слишком молоды - так пронзительно описать всю заскорузлость студенческих общежитий, обшарпанность маленьких городков - все такое... советско-узнаваемое.

Но сама идея - учения под страхом представляется мне крайне неприятной. Если вы не читали, то вкратце сюжет таков - классика про "неизвестного собачьего принца Гарри П." - обычной девочке вдруг сообщают, что она необычная и должна учиться в необычном учебном заведении. Но в отличие от радостного Поттера заставляют ее это сделать путем шантажа - как только она ослушивается - возникает угроза для жизни и здоровья ее любимых близких. И учеба всех приехавших юных магических созданий идет так же - не сдал зачет - к бабушке приезжает скорая.
Френд, от которой я пошла читать, с грустью говорит, что такая угроза, постоянно висящая, такой страх работают лучше личной мотивированности.


Но мне по-прежнему кажется это отвратительным. Ну да, под такими угрозами учат они лучше, чем обычные студенты. Но надобность в этой учебе - не у самих студентов, а у тех, кто их заставляет. Студентам не объясняли, зачем ИМ это, не давали решать, хотят ли они этого, не давали вообще никакой информации для принятия решений. Все под соусом - мы лучше знаем, что вам нужно и очень нужно, чтобы вы развили в себе эти дары, поэтому мы будем использовать все средства, без разбору и без оттенков этичности. В середине повествования манипулятивный куратор даже умело объясняет героине - что они сами виноваты, что к ним такое применяют, что они вынуждены это делать для их же пользы - и героиня охотно чувствует все, что от нее требуется - сочувствие к надзирателю своего барака, вину за то, что она доводит хороших людей до того, что ее вынуждены наказывать и до оправдания этого наказания.

Мы это уже сто раз проходили в собственной истории, и меня не перестало это отвращать. Я за свободу самому решать, что делать с собой - развивать таланты или закапывать их в землю.

Ассоциации с концлагерем меня не отпускали. Мне казалось, что у наказываемых детей, панически боящихся промахов, в какой-то момент должна была развиться лагерная апатия - и вместо двадцать пятого часа в сутки на учение, они должны были в какой-то момент сказать - бабушка? да пусть, делайте что хотите, только отстаньте от меня!!!!

У всех историй такого рода бывают интересные запуски и очень часто слабые объяснения - в чем причина всего, какой большой замысел лежал за этой интригой. Вот и тут объяснение показалось мне невнятным и причина, для которой они учились - тоже невнятной.
А главная героиня понравилась. И понравилось то, что она вдобавок к талантам действительно трудилась и это видно, про это написано. Я просто люблю учиться, мне приятно про это читать и про то, как у людей получается - не просто стечением обстоятельств и притянутыми - "ой, у вас такой талант, все как-то само!" - а действительными способностями и действительными усилиями.
Tags: anthropology, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →