Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Чайка. Часть четвертая. Намеки и подводные течения

Предыдущие посты из серии "Читаем Чайку"
Интересно, что почти все в пьесе говорят о творчестве, о том, как бы хотели творить, какими бы были писателями или актерами, если бы это удалось.
Сорин, хозяин имения, желает очень скромно:
-А я, брат, люблю литераторов. Когда-то я страстно хотел двух вещей: хотел жениться и хотел стать литератором, но не удалось ни то, ни другое. Да. И маленьким литератором приятно быть, в конце концов.

Из всех зрителей только доктор Дорн отчего-то тронут пьесой Кости, ему тоже кажется, что в пьесах не нужно изображать повседненвную жизнь, а нужна отвлеченная прекрасная идея.
Треплев. Так вы говорите - продолжать?
Дорн. Да... Но изображайте только важное и вечное. Вы знаете, я прожил свою жизнь разнообразно и со вкусом, я доволен, но если бы мне пришлось испытать подъем духа, какой бывает у художников во время творчества, то, мне кажется, я презирал бы свою материальную оболочку и все, что этой оболочке свойственно, и уносился бы от земли подальше в высоту.


Второе действие начинается спустя месяц после неудачного спектакля под луной.

Доктор Дорн, веселая Аркадина и вечно грустная Маша читают книгу под деревом. Маше невыносимо тоскливо жить, будущего у нее нет, желаний тоже, вся ее жизнь закручена вокруг любви к Косте и каждый день кажется ей однообразным и бесконечным. Аркадина напротив взвинченно оживлена и весела. Так бывает, что рядом с человеком, ведущим себя противоположным образом, ваше поведение усиливается, заостряется, становится подчеркнутым. Так рядом с грустной тоскливой Машей в черном Аркадина ( наверняка в белом и кружевном) гарцует, хвастается своим образом жизни, тем что бодра, следит за собой безупречно, всегда одета и причесана. "Вот вам - как цыпочка. Хоть пятнадцатилетнюю девочку играть. "

Читают они вслух Мопассана "На воде". И кусок, на котором остановились, очень интересный. То, что было ими только что прочитано, до начала действия, описывает почти дословно то, что в дальнейшем будет говорить о творчестве Тригорин - еще одно отражение. А то, что они начинают читать, внезапно звучит, как сказанное об отношениях Аркадиной и Тригорина.

Аркадина. И крысах. Читайте. (Садится.) Впрочем, дайте мне, я буду читать. Моя очередь. (Берет книгу и ищет в ней глазами.) И крысах... Вот оно... (Читает.) "И, разумеется, для светских людей баловать романистов и привлекать их к себе так же опасно, как лабазнику воспитывать крыс в своих амбарах. А между тем их любят. Итак, когда женщина избрала писателя, которого она желает заполонить, она осаждает его посредством комплиментов, любезностей и угождений..."

Отчего-то это наблюдение не нравится Аркадиной - оно про умышленные, обдуманные действия, а ей хочется выглядеть увлекающейся, уносимой чувствами, искренней. И она прерывает сама себя:
Ну, это у французов, может быть, но у нас ничего подобного, никаких программ. У нас женщина обыкновенно, прежде чем заполонить писателя, сама уже влюблена по уши, сделайте милость. Недалеко ходить, взять хоть меня и Тригорина...

На этом месте ее прерывают - Сорин приводит Нину. У девочки уехали родители на три дня, и она свободна. Видимо, за время, прошедшее с первого акта, она часто приезжала в имение к Сорину. Аркадина после первых слов приветствия спрашивает ее, где Тригорин. Интересно, да? Тригорин живет с Аркадиной в имении, Нина только что вошла, приехав с другого берега - и Аркадина первым делом спрашивает, где Борис Алексеевич. И Нина тут же отвечает, что он в купальне рыбу ловит.

Кстати, вы знаете, как купались тогда? На озере или реке в имениях были построены купальни - дощатые домики на ножках, стоявшие над водой. С берега туда открывалась дверь, можно было зайти, внутри были скамейки, можно было переодеться или просто раздеться догола, а с другого конца домик открывался в воду, туда сходили ступеньки, как в бассейне -и можно было сразу окунаться в воду. Вот в такой купальне, с того конца, что открывался в воду, сидел Тригорин и ловил рыбу. Я не скажу, что нужно залезть на шкаф и вот так вывернуть шею, но Нине определенно нужно было сделать крюк к берегу и выглядывать его. Если только она не видела его с противоположного берега:)
Так вот. У Аркадиной срывается вопрос. У Нины срывается ответ. Аркадина не удерживается от раздраженного : Как ему не надоест!

Она хочет продолжать читать вслух. Но пробегает глазами следующие строчки и со словами "Ну, дальше неинтересно и неверно" книгу закрывает. А между тем, интересно, что же там такое написано. Я отыскала это место у Мопассана и написано там вот что:

Итак, после того как хозяйка салона остановила свой выбор на писателе, которым она хочет завладеть, она начинает вести регулярную осаду, осыпая его похвалами, знаками внимания и милостями. Как вода капля за каплей пробивает самый твердый камень, так лесть с каждым словом точит нежное сердце писателя. И, едва заметив, что он тронут, взволнован, покорен этим неустанным восхвалением, она отгораживает его от всех, разрывает мало-помалу узы, которыми он связан вне ее дома, и исподволь приучает его бывать у нее, находить приятность у ее семейного очага. Чтобы крепче привязать его к своему салону, она подготовляет и обеспечивает ему успех, подает его в выгодном освещении, всячески превозносит перед старыми друзьями дома, оказывая ему почет и уважение, восхищаясь им без меры.


Конечно, разве можно такое вслух прочесть, да еще при девочке-сопернице? Там ведь практически про нее и ее прибирание к рукам модного писателя.

Доктор Дорн разговаривает с Сориным. Это как раз их разговор в виде перевернутого отражения. Сорин говорит, что прожил жизнь скучно и трезво, а сейчас хочет жизни, хочет баловать себя хересом за обедом и сигарами после. Дорн, проживший, наоборот, молодость с удовольствием, а сейчас живущий тихо, с раздражением отрицает все неподобающие попытки в шестьдесят лет нагонять радости жизни. Кстати, его раздражают курение и выпивка - непонятно, как доктора или как человека. Он вырывает у Маши табакерку со словами " какая гадость", он отчитывает Сорина, говоря, что вино и табак обезличивают, он про ту же Машу говорит с неудовольствием, что она пропускает рюмочки в одиночестве. Все их причины кажутся ему пустяковыми - и непрожитая молодость и несчастная любовь.

Но при этом такой интересный штрих. Дорн постоянно напевает строчку "Расскажите вы ей, цветы мои". И если знать, откуда она, всплывает дополнительное измерение. Эта строка из куплетов Зибеля из оперы "Фауст". Там юноша Зибель влюблен в Маргариту, но на нем лежит проклятье Мефистофеля. Он срывает цветы - и те сразу вянут в его руках. Он поет эти куплеты, когда пытается набрать цветов в подарок Маргарите. Но победит его красавец Фауст, которому дьявол для подарка притащит ларец с драгоценностями. Так и у озера - Дорн ощущает себя перед Аркадиной Зибелем с простыми быстровянущими цветами, а у нее есть красавец-Фауст-Тригорин, которому дьявол дал неотразимость и ценные дары.
(продолжение следует)
Tags: chaika, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →