Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

О детях и рисовании, психологии и опыте

Вот тут в разговоре algeiba спросила про интепретацию детских рисунков. Я кое-что нашла ей ответить, но помещу отдельным постом, чтобы не затерялось.

Во-первых, я не очень верю психологам доморощенным. В том же разговоре real_funny_lady рассказывала историю, как девочка, рисующая по сто рисунков в неделю была заклеймена, как не умеющая держать карандаш.

Мне кажется, что рисунки должны интерпретировать люди, сами рисующие, иначе это превращается в набор выученных признаков и размашистых диагнозов. У меня, конечно, мания величия нешутейная, но при встречах со всеми интерпретаторами я думала только, какую же чушь они несут.

Вообще тестирования в школах ужасно забавная вещь.Единственное, что они могут проверить - достаточно ли у ребенка общительности и самоуверенности, чтобы произвести впечатление на начетническую тетеньку. Если у вас был удачный опыт - это очень славно. А мне только что сестрица напомнила, как мы нашу детку в школу сдавали:) Я уже и забыла!

Школа была начальная, с витражами и красотами, музыкальной школой,театром, балетом и живописью, пригретая министерством образования - и совершенно бесплатная! Пошли мы на тестирование...

Ребеночек у меня читал, считал и рисовал. Но был вежлив и скромен - ну совсем не как я:)
Математика ее ввела в ступор. Тетенька вкрадчиво сказала ей:
- Сидело пять птичек. Одна улетела. Стало больше или меньше птичек?

Детка застыла оттого, что вроде бы тетенька сама уже призналась, что меньше - улетела же. И долго думала над подвохом. Вместо того, чтобы с глупой детской улыбкой проорать - Меньше!!! Наконец, перебрав все варианты, вопросительно сказала:
- Меньше?

Тут тетенька ее добила:
- А на сколько?

Что-то я плохо ее проинструктировала. Она долго изучала тетенькино лицо, пытаясь понять, действительно та такая забывчивая и бестолковая или прикидывается. И наконец сказала ей, ужасно стесняясь от своей грубости напомнить тетеньке о только что сказанном:
-На одну.

Ясен пень, что про нас подумали в плане счета...

Дальше все шло более-менее гладко, и я уже начинала расслабляться, как коварная тетенька задала вопрос, повергший детку опять в ступор:
-Для чего клеят марку на письмо?

Ребеночек долго молчал, вежливо улыбаясь и напряженно думая, и наконец сознался, что не может придумать, для чего.

Тетенька проводила нас до дверей и от ободрений ее мне становилось тошно. Ну с математикой проблемы нет - научат тут детку прибавлять один к разным числам. А вот жизненный опыт...
Вопросы про марки и молотки были именно на определение - насколько ребенок втянут в общество и знает реальность.

По дороге домой детка продолжала серьезно думать. Нет, что такое марка она знала. У нашего знакомого, редкостного зануды, марок красивых были полные альбомы. Он держал их как справочные материалы. Зайдет ли речь о собаках, и я не могу вспомнить название породы с лиловым языком, поспорим ли мы, в чьей картине Леонардо написал первого своего ангела - притаскивались альбомы, укомплектованные по темам - и там мы находили ответы. С марками было понятно. А вот с письмами...

Она подняла лицо из своей задумчивости и спросила:
-Мам, я вот все думаю...а куда они марку клеят? на монитор?

И тут я поняла, что детка в жизни не видела обыкновенного письма! Написать-отослать-получить письмо - это всегда означало компьютер.

Я обалдела.

Придя домой, я достала красивую книжку с диснеевскими картинками. Вообще-то это был словарь английского, но уж больно хорошо организованный - по темам. На странице с почтой три упитанных свина в матросочках несли письмо в конверте, бросить в тумбу на улице. А дальше письмо начинало свое долгое путешествие - почты, сортировки, штемпели, машины, поезда, опять машины, опять сортировки... В самом конце кто-то, едва поместившийся на странице, вынимал письмо из своего почтового ящика.

С горящими от восторга глазами ( я же ребенку открываю устройство мира!) я рассказала ей весь путь письма. Видишь, деточка, как много людей над этим работало!

Деточка подняла на меня взор без тени восхищения процессом и вдумчиво, слегка страдая от дебилизма взрослых, спросила:
- У них, что, сеть барахлит?...

Возвращаясь к картинкам. Большая часть интерпретаторов, встреченных мной, ( справедливости ради надо сказать, я специально не искала, кто попался - в поликликнике да в школах) были просты, как три копейки. Наличие ушей и шеи на рисунке было неоспоримым признаком особо продвинутого развития ребенка и небывалой зрелости. Поэтому любого знакомого ребенка мы так и науськивали перед тестами - нарисуй непременно им шею и ушки. Наличие или отсутствие пальцев на руках - означало коммуникативность. Ну и относительный размер - как в Древнем Египте - кто больше - тот и главнее!

Только один раз я встретила человека, который совершенно поразительно относился к детским рисункам и трактовал их. Встретила не лично, а в книгах. Это Елена Макарова. Ее маленькие книжечки "Лето на крыше", " Освободите слона", " В начале было детство" были нами зачитаны просто до ветхости. Она занималась с детьми в самых разных студиях и школах раннего развития и писала - совершенно дивно писала - и о своем детстве и о детях, с которыми занималась. Причем размышления ее были совершенно непривычными. Никаких тошнотворных "пытливых глазёнок" и "огонёчков", переполнявших книги маститых педагов. А своего рода психоанализ, где в роли оговорок и повторений - рисунки и скульптуры.

В начале 90-х она, как многие, неожиданно репатриировалась в Израиль. Последнее, что я читала в каком-то журнале - это как она дает рисовать новоприехавшим детям из Эфиопии - и что делают эти дети, никогда в жизни не рисовавшие, не видевшие этих карандашей, красок, кистей и губок.

Порывшись в интернете ( а надо сказать, мне это было не просто, потому что я напрочь забыла простую русскую фамилию ее) я нашла несколько ссылок, которые вам рекомендую.
Вот здесь и здесь о ней самой кратко.
Тут и тут - кусочки из ее книги " В начале было детство". Прочтите - и вы поймете, нужно ли вам ее читать вообще!
На этом сайте вся библиография. Если вы будете охотится за ее книгами - будете знать, что именно искать.
И наконец, вот в этом месте можно скачать три ее книжки в разделе "Архивы книг по воспитанию"
Tags: art_for beginners, detka, divan_psychology, istorii, links
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →