Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Читаем Чехова

Исполнила желание, которое живет со мной последнее время - рассказать вам "Чайку" Чехова:) Есть же такой странный жанр у меня в журнале под условным названием "кандид, а кандид" - когда я рассказываю то, что вы и сами видели или читали. Сегодня написала первый большой кусок про "Чайку". Пьесы Чехова в юности я страшно не любила, они казались мне напыщенными и скучными. А потом, во взрослом возрасте залюбила - за удивительные антропологические завивы, за характеры и наблюдения. Перечитала недавно "Чайку", пришла в восторг снова. Теперь буду делиться:)

Милосердно все убираю под кат.

Главные действующие лица.

Все действие пьесы происходит в усадьбе на берегу озера. Судя по упоминанию Одессы и Киева, местность должна быть южно-русская, Чехов и «Неоконченную пьесу» поместил в те места, герои там говорят, встречаясь после зимы – «мы за вами так скучали!» Вокруг озера раскинулись шесть помещичьих усадеб. Жизнь нынешняя приутихла и обитатели разъехались или остепенились, а десять-пятнадцать лет назад била ключом, вечера, пение, романы и веселье несмолкаемое.

Но и сейчас в пьесе почти все влюблены и влюблены мучительно по кругу, практически никто не взаимно.
Усадьба принадлежит Сорину Петру Николаевичу, ему за 60, он отставной судейский. Служил в одном ведомстве долго – 28 лет, дослужился до чина примерно генерал-лейтенантского, звался «его превосходительство». Здоровье его подводит, у него болят ноги и иногда его возят в кресле. 60 лет – почтенный возраст в конце девятнадцатого века.

Обе мечты Сорина – быть литератором и жениться – не исполнились. Он некрасив и никогда не нравился женщинам. Сейчас он вышел в отставку и живет в своем имении. Никогда ему не нравилось в деревне, он начинал тосковать от всякого вздора, приезжая в отпуск, а теперь и вовсе киснет, когда нужно тут жить постоянно. Ему хочется в город, где театры, выезды, клубы, люди, а не просо и картошка. Денег у него нет совсем. Он получает пенсию, и всю ее забирает у него ушлый управляющий Шамраев.

Шамраев – очень показательная фигура. Он, якобы, так заботится о хозяйстве поместья, что все средства уходят туда – но уходят, как в трубу. Никаких доходов поместье не приносит, и Сорин живет там, имея просто крышу над головой и еду – больше ничего. Шамраева просят искательно, как об одолжении – отвязать собаку, чтобы не выла ночью, дать лошадей доехать до станции – он грубо отказывает.

Что-то в его характере есть такое типичное – человек при маленькой власти и все силы кладет на то, чтобы показать всем остальным, что он хозяин и им ничего не обломится. При этом, лишая этих людей того, что они просят, он не создает из того, что захапал, ничего нового, никак не приращивает. Я понимаю, если бы он, трясясь над каждой копейкой и каждой лошадью, получал доходы и вел процветающее хозяйство – так ведь и этого нет. Все его колеса крутятся вхолостую – лишь бы не дать людям того, что они хотят.
И сам помещик Сорин слушается его как дитя, вместо того, чтобы выгнать взашей и найти управляющего, у которого бы имение приносило деньги и который почтительно бы обращался с хозяином. Это все те чеховские помещики, которые живут, как живется, несет их лиса за темные леса – они и несутся.

С Сориным в поместье живет молодой человек, его племянник, Константин Треплев. Он сын сестры Сорина, известной актрисы. Ирина Николаевна на сцене носит красивую фамилию Аркадина. В отличие от братца, она не сморчковый пенек, а красивая, активная, молодо выглядящая женщина. Ей сорок три, и ранний ребенок, которому сейчас 25, постоянно напоминает ей о возрасте. Без меня, говорит Константин, ей тридцать два – а при мне сорок три. Она успешная актриса, с бурной карьерой и обожанием публики. Но актерская жизнь накладывает свой отпечаток – она часто ведет себя наигранно, экзальтированно, как перед воображаемой публикой, с мысленными раскланиваниями и выходами на апплодисменты.

Между ангажементами она теперь гостит в имении брата, ей скучно, не хватает публики, она ревнива к чужим успехам и попыткам что-то сделать. С собой она привезла молодого писателя, которому что-то лет тридцать пять ( оттого-то ей актерские 32). Он известен, любим публикой, погружен в себя – и сошелся с красивой актрисой, скорее всего не потому что так захотел, а потому что она его увлекла и заботится о нем и возит за собой, а он позволяет себя любить. Она богата, в Одесском банке у нее семьдесят тысяч, но скупа чрезвычайно, если дело не касается ее туалетов и прихотей.

Сын ее живет у дяди в деревне – собственно говоря, из милости. Денег своих у него нет, мать ему не дает совершенно. По документам он киевский мещанин, поскольку в таком сословье был его отец, тоже актер.

Мещане – городские жители без особой направленности. Купцы торгуют, мастеровые производят что-то, мещане – просто живут. Звание это было наследственным, просто так выпрыгнуть из него молодой человек не может. Еще совсем недавно, лет тридцать назад, мещан могли подвергнуть телесным наказаниям – провинился – выпороть. Они не могли поступать на государственную службу. Могли заниматься мелкой торговлей или работать по найму.

Мальчик вырос среди писателей и актеров, просвещенной публики, интересных людей – и при этом он никто и жизнь его тупиковая совершенно. С благородным воспитанием пойти папиросами на улице торговать? Наниматься дворы мести? Ничего другого ему нельзя. Мещанину даже нельзя уехать из города, куда он приписан, он должен получать разрешение и временный паспорт, чтобы съездить за пределы города. Есть выход – получить образование. Если бы он закончил университет, он бы перешел в категорию разночинцев и мог бы заниматься интеллектуальным трудом, преподавать, иметь профессию. Но из университета ему пришлось уйти с третьего курса, как он сам туманно говорит – по причинам, не зависящим от редакции. Я думаю, мать перестала ему давать деньги, и ему просто стало не на что жить и учиться. Может быть, в это время умер ее муж, и она занялась своей личной жизнью, может, его содержал дядя, а когда вышел в отставку, больше не смог.

На момент начала пьесы Константину 25, он живет в деревне без денег, без возможностей, без приличной одежды даже. У него нет элементарного пальто на холода и три года он носит один-единственный сюртучишко.

Как и дядя, он страстно хочет стать писателем, пишет пьесы в своей деревне. Родители его актеры, вырос он при театральной жизни, кругом знакомые писатели - это тот мир, который он знает. Но существующий театр, показывающий либо классические пьесы, либо сцены современной жизни, его раздражает, ему хочется перемен в театре, реформ, новых форм. Нынешний «станиславский» театр кажется ему мертвечиной – там люди как в жизни. Его внутренняя идея состоит в том, что театр не должен показывать жизнь как она есть, как она банально протекает, и не должен показывать жизнь идеальную – какая она должна быть, а такую, какой она представляется в мечтах.

Это декадентство конца века, всех мает чем-то, в Европе взрыв интереса к феям и духам, прерафаэлиты возродили романтическую тоску по средневековью. Красивая узорчатость, духи и воплощения кружат голову ему, как молодому писателю. Тоска жизни в деревне, оторванность от сильной жизни с чувствами плюс меланхолическая красота природы выливаются у него в пьесу с абстрактным сюжетом, вполне в духе современных фэнтези. Мир давно погиб, осталась мировая душа и она должна бороться с дьяволом за победу.

Константин Треплев влюблен в соседскую девочку Нину. Ей 18 лет, она прелестная, трогательная, восторженная. У нее свои трагедии. Ее мать обладала огромными деньгами, но то ли не любила девочку, то ли страстно была влюблена в мужа – но завещала все деньги полностью ему. И к несчастью умерла. Огромное состояние перешло к отцу, он женился снова и теперь уже своей новой жене завещал все свои богатства. У Нины нет ни копейки своей – и нет надежд на будущие деньги. От семейных богатств она полностью отрезана по бумагам, а по чувствам отец и не думает поделиться с нею деньгами.

В пьесе все задвоено, каждая ситуация, каждая позиция повторяется дважды – как отражение в озере, на берегу которого все происходит. Вот и эти двое молодых людей, как близнецы – оба имеют богатых родителей, у обоих нет ни копейки, оба вынуждены жить в деревне, не имея никаких перспектив, у обоих только крыша над головой и еда на столе, больше никаких средств на личные желания. Оба мечтают о театре, он – как драматург, она как актриса. Он влюблен в нее безумно, ей кажется, что она его тоже как-то любит. Оба, как потом выяснится, не слишком талантливы, одной любви к искусству и страстного желания мало.

Теперь уже эта пара, как в озере отражается в другой паре - актриса Аркадина и ее увлечение драматург Тригорин. Они вместе, они такая же теоретически идеальная пара, как Нина и Треплев – писатель и актриса. Но они в отличие от юных героев, талантливы и успешны. Ей рукоплещут, его осаждают поклонницы таланта. Она играет , его требуют издательства.

Но есть и третья пара, третье слабое отражение, отзвук. Аркадина ненавидит, когда ей говорят о Дузе, великой драматической актрисе ее времени. Тригорин тоскует, что все, что про него говорят – мило, талантливо, но не Толстой, конечно.

Они талантливы и успешны – но не гениальны и невероятно знамениты.

Продолжение будет потом
Tags: chaika, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments