Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Про зависть

Английских форумов и обсуждений я читаю, наверное, раза в два меньше чем русских, но вот заметила одну вещь. Очень часто критика, замечания, даже вполне невинные, в русскоязычных обсуждениях объясняются завистью. Объяснение это так часто - в качестве утешения пожаловавшемуся или в качестве приговора рассуждающему, что понятно, что оно лежит наготове где-то у человека, что это составная часть его представления о мире и поэтому всплывает на поверхность быстро и охотно.

Меня такое объяснение всегда очень удивляет. Ведь без обширных знаний о человеке, его вкусах, его способе жизни, его привычках, его ценностях совершенно невозможно угадать, чему он может завидовать, а чему нет. Потому что, если раскапывать любой случай даже существующей и осознанной зависти выйдет, что человек завидует какой-то своей очень индивидуальной потребности, удовлетворенной в жизни другого человека.

Я как-то, получив гонорар за сделанную работу, с большим чувством воскликнула: Как я люблю деньги!
Мой хороший друг, присутствующий при этом, сказал: Неет, ты не деньги любишь! Ты любишь ту радость, которую на них можно купить!

И он был совершенно прав!
Десять людей, любящих те же деньги и "завидующих" кому-то, кто их имеет, будут иметь в виду десять совершенно различных вещей!

Кто-то - ощущение своей крутости, сознание, что у него деньги есть и он толстый кротик.
Кто-то - потому что может покупать предметы престижные и в глазах каждого понимающего в марках и наклейках выглядеть как наглядная демонстрация " нас на трамвае не покатаешь, заходить с козырей" (с)
Кто-то - потому что это означает свободу - не ходить на противную работу, не ездить вместе с неприятными людьми, не делать того, что противно и скучно.
Кто-то - потому что можно заниматься любимыми и интересными делами, без висящего над головой финансового дамоклова меча.
Кто-то - потому что может скупать вожделенные предметы своего коллекционирования - эмалированные табакерки, первые издания манускриптов, фарфоровых кукол или старинные машины.
Кто-то - потому что может покупать , не трясясь, нужные, жизненно важные лекарства близкому больному человеку.

Поэтому человеку с большими деньгами, беспрерывно тусующемуся по модным клубам, я завидовать не могу никак. А вот человеку, спокойно могущему слетать в Париж на уик-энд, потому что вздумалось выпить горячего шоколаду в "Анджелине" и посмотреть внимательнее на ту даму в полосатом платье в музее Орсе - буду завидовать!

Кстати, в давней скандальной заварухе с обидевшимися на меня буснорукодельницами мотив зависти в объяснениях тоже звучал, как и тема моей тотальной злобности на мир и... чего там еще.. а! вспомнила! - моей явной психической патологии. Вот это был интересный контингент! Их-то как раз я бы и расспросила подробнее на предмет, что именно включает моя зависть - чтобы знать, как антрополог-любитель, какие у них механизмы в голове. Но, к сожалению, на все мои конкретные вопросы конкретных ответов не поступало, то ли они их не понимали, то ли на самом деле у них не было никаких конкретных представлений и действовали они методом приблизительно подходящих бирок.

Это моя теория такая - про людей, не пробовавших отслеживать свои мыслительные или поведенческие мотивы. Мне кажется, у них в голове есть набор этикеток-наклеек - родительские наказы, общеизвестные банальности, устойчивые разговорные обороты и очень примитивная обработка базы данных. Когда они встречают ситуацию, система обработки очень грубо относит ситуацию к какому-то разделу ( например у них есть три раздела - круглое, красное и кислое, и если цвет не красный и на вкус непонятно - то это однозначно круглое) - достается наклейка этого раздела и шлепается на рассматриваемый предмет.

Вот этикетка " это он завидует" - одна из самых универсальных в разговорах. Для нее системе обработки нужно два параметра - читатель уловил, что писатель чем-то недоволен, читатель не знает точно вкусов и ценностей писателя - вуаля! Заскрежетали шестеренки, прокрутились ящички, механическая рука высунулась с нужной этикеткой и шлепнула ее на рассматриваемый случай.

А между тем попробовать изучить пусть не чужие душевные потемки, а хотя бы освещенные свои душевные уголки - одно из самых интересных занятий. Вот хотя бы предмет зависти - чему бы вы теоретически завидовали? и главное, не в обобщенном смысле, а в конкретном, с вопросами - для чего? А это дальнейшее вам для чего? А это? Иногда цепочкой расспросов докапываешься до основной потребности, которую зачастую можно удовлетворить совершенно другим и более прямым путем, нежели тот, которым ты добрался.

Вот как подросткам не нужна сама по себе модная одежда, редко кто из них осознанный эстет и получает удовольствие от комбинирования и самовыражения - чаще им нужно признание ровесников, а если копнуть дальше - не всех, а определенной группы, да и не определенной группы, а может быть дружбы одной девочки и внимания одного мальчика. А кажется им, что дело в одежде. Хотя можно прямиком перейти к основной цели.

Вот тут бы методика - " и для чего?" помогла бы скорым лепильщикам этикеток. Если бы они задавали себе вопрос - вот я думаю, что человек завидует, а чему? А если у него это было бы - что бы это ему дало? а вдруг у него это уже есть? и ему не нужен промежуточная опора? И еще более страшный вопрос - а вдруг это мне, а не ему, все нужно? И промежуточная опора и конечный результат?
Боюсь только, что они так думать не будут, потому что если додумаешься в результате до своих надобностей ( а почти все раздумья к этому приводят) - надо же будет пойти и что-то делать?:)
Tags: divan_psychology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →