Меня такое объяснение всегда очень удивляет. Ведь без обширных знаний о человеке, его вкусах, его способе жизни, его привычках, его ценностях совершенно невозможно угадать, чему он может завидовать, а чему нет. Потому что, если раскапывать любой случай даже существующей и осознанной зависти выйдет, что человек завидует какой-то своей очень индивидуальной потребности, удовлетворенной в жизни другого человека.
Я как-то, получив гонорар за сделанную работу, с большим чувством воскликнула: Как я люблю деньги!
Мой хороший друг, присутствующий при этом, сказал: Неет, ты не деньги любишь! Ты любишь ту радость, которую на них можно купить!
И он был совершенно прав!
Десять людей, любящих те же деньги и "завидующих" кому-то, кто их имеет, будут иметь в виду десять совершенно различных вещей!
Кто-то - ощущение своей крутости, сознание, что у него деньги есть и он толстый кротик.
Кто-то - потому что может покупать предметы престижные и в глазах каждого понимающего в марках и наклейках выглядеть как наглядная демонстрация " нас на трамвае не покатаешь, заходить с козырей" (с)
Кто-то - потому что это означает свободу - не ходить на противную работу, не ездить вместе с неприятными людьми, не делать того, что противно и скучно.
Кто-то - потому что можно заниматься любимыми и интересными делами, без висящего над головой финансового дамоклова меча.
Кто-то - потому что может скупать вожделенные предметы своего коллекционирования - эмалированные табакерки, первые издания манускриптов, фарфоровых кукол или старинные машины.
Кто-то - потому что может покупать , не трясясь, нужные, жизненно важные лекарства близкому больному человеку.
Поэтому человеку с большими деньгами, беспрерывно тусующемуся по модным клубам, я завидовать не могу никак. А вот человеку, спокойно могущему слетать в Париж на уик-энд, потому что вздумалось выпить горячего шоколаду в "Анджелине" и посмотреть внимательнее на ту даму в полосатом платье в музее Орсе - буду завидовать!
Кстати, в давней скандальной заварухе с обидевшимися на меня буснорукодельницами мотив зависти в объяснениях тоже звучал, как и тема моей тотальной злобности на мир и... чего там еще.. а! вспомнила! - моей явной психической патологии. Вот это был интересный контингент! Их-то как раз я бы и расспросила подробнее на предмет, что именно включает моя зависть - чтобы знать, как антрополог-любитель, какие у них механизмы в голове. Но, к сожалению, на все мои конкретные вопросы конкретных ответов не поступало, то ли они их не понимали, то ли на самом деле у них не было никаких конкретных представлений и действовали они методом приблизительно подходящих бирок.
Это моя теория такая - про людей, не пробовавших отслеживать свои мыслительные или поведенческие мотивы. Мне кажется, у них в голове есть набор этикеток-наклеек - родительские наказы, общеизвестные банальности, устойчивые разговорные обороты и очень примитивная обработка базы данных. Когда они встречают ситуацию, система обработки очень грубо относит ситуацию к какому-то разделу ( например у них есть три раздела - круглое, красное и кислое, и если цвет не красный и на вкус непонятно - то это однозначно круглое) - достается наклейка этого раздела и шлепается на рассматриваемый предмет.
Вот этикетка " это он завидует" - одна из самых универсальных в разговорах. Для нее системе обработки нужно два параметра - читатель уловил, что писатель чем-то недоволен, читатель не знает точно вкусов и ценностей писателя - вуаля! Заскрежетали шестеренки, прокрутились ящички, механическая рука высунулась с нужной этикеткой и шлепнула ее на рассматриваемый случай.
А между тем попробовать изучить пусть не чужие душевные потемки, а хотя бы освещенные свои душевные уголки - одно из самых интересных занятий. Вот хотя бы предмет зависти - чему бы вы теоретически завидовали? и главное, не в обобщенном смысле, а в конкретном, с вопросами - для чего? А это дальнейшее вам для чего? А это? Иногда цепочкой расспросов докапываешься до основной потребности, которую зачастую можно удовлетворить совершенно другим и более прямым путем, нежели тот, которым ты добрался.
Вот как подросткам не нужна сама по себе модная одежда, редко кто из них осознанный эстет и получает удовольствие от комбинирования и самовыражения - чаще им нужно признание ровесников, а если копнуть дальше - не всех, а определенной группы, да и не определенной группы, а может быть дружбы одной девочки и внимания одного мальчика. А кажется им, что дело в одежде. Хотя можно прямиком перейти к основной цели.
Вот тут бы методика - " и для чего?" помогла бы скорым лепильщикам этикеток. Если бы они задавали себе вопрос - вот я думаю, что человек завидует, а чему? А если у него это было бы - что бы это ему дало? а вдруг у него это уже есть? и ему не нужен промежуточная опора? И еще более страшный вопрос - а вдруг это мне, а не ему, все нужно? И промежуточная опора и конечный результат?
Боюсь только, что они так думать не будут, потому что если додумаешься в результате до своих надобностей ( а почти все раздумья к этому приводят) - надо же будет пойти и что-то делать?:)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →