?
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Замыкаемая цепь. Узнавать свое [Dec. 16th, 2009|11:50 pm]
Alika
[Tags|, ]

Когда я тут писала, как люблю гладкие поверхности, я думала об одном любимом своем ощущении.

Когда я была маленькая, кто-то рассказал мне, как работает нос, распознавая запахи. Не могу ручаться за правдоподобность этой версии, но звучала она так. На внутренней поверхности носа существует несметное количество маленьких вмятинок-формочек, совершенно определенной формы. Когда летучее вещество попадает в нос, молекулы его попадают в ту формочку, что соответствует их форме ( а из других выпадают) - и тогда замыкают что-то - и в мозг идет сигнал об узнавании этого запаха. Теория меня потрясла. Во-первых, одновременностью микроскопичности и гигантизма вариантов. Во-вторых, невероятной предусмотрительностью моего носа - я еще не знаю, какие запахи встречу, а у него уже под них матрица есть??????

Не знаю, как там с носом, но с остальной жизнью у меня так и обстоят дела. Я не знаю, мое ли это качество, или оно свойственно многим. Как-то мы сидели с умным и взрослым человеком, руководителем деловых игр, сидели на деревянном столе посреди снежного участка за городом и разговаривали о любви. Я излагала ему свою теорию мужчин-атеистов и женщин-верующих, мужчин бесприютных на равнине и женщин с мыслью о доме, он мне про важность своего. И потом он спросил меня что-то про то, как я пойму, что это вот - моя любовь? Очень просто, сказала я, встречу - и узнаю.

Он, как и полагается мужчине, видящий во всем деятельность, удивился и стал уточнять - сколько мне понадобится времени. "Узнаю" он воспринял, как - "постепенно познакомлюсь, узнаю больше, изучу". В то время как я имела в виду вот эту внутреннюю матрицу - я встречу его и узнаю, как своего.

Я люблю это занятие чуть ли не больше всего. Смотришь ли дома в поисках места для житья, листаешь ли книги, перебираешь ли ткани, смотришь ли на картины - во всем для меня вот это. Я прислушиваюсь к себе - и все эти вещи либо попадают, либо не попадают во внутреннюю матрицу. Вот дом - всем хорош, а мне поперек - он старушечий какой-то, а этот претенциозный и неловкий, а этот расхлябанный, хоть и прекрасные вроде бы большие пространства. Именно, когда я в очередной переезд ходила по домам, я отчетливо поняла - практически на все внутри у меня есть матрицы-формочки. И я не придумываю их, они существуют сами по себе, может с рождения, может позже - но они есть на все, на вкус и на цвет, на ритм, на поверхность. Я не могу про них сказать - потому что часто и не знаю, что эта матрица существует. И только когда что-то в нее попадает - вот этим безупречным попаданием точно в невидимый контур это что-то замыкает линию - и я внутри испытываю совершенно безошибочное, просто физическое чувство узнавания - мое!

Ведь у всех бывает вот это странное необъяснимое чувство про впервые увиденное что-то - мое! Мне кажется, многие забивают себе это восприятие. И им "нравится" то, что должно нравится, или то, что они считают, что должно нравится. Всякие знания истории искусств , например, или кулинарных сведений - при всей интеллектуальной похвальной утонченности и богатстве могут уводить в умозрительную сторону от этого внутреннего чувства.

А я люблю именно его и именно этот путь - слушать, как это внутри тебя - и вдруг ощущать это физическое безошибочное удовольствие - о! я узнаю это.

Вот про эти вещи, мне кажется, совершенно бессмысленно спорить, что лучше - шершавое или гладкое. Потому что они помимо управляющей воли впечатаны где-то там в неизвестную матрицу и предопределены. Узнаешь, что матрица есть - когда ахнешь.

Я так про многое сейчас вспоминаю. Читала как-то тред - про нелюбимую еду, поразилась, как много народу не любит томатный сок, относя его к тошнотворной, отвратной еде. А я его люблю всем организмом, всегда любила - и всегда с тем же чувством - внезапного заполнения матрицы и замыкания токовой цепи. Его густой, соленый вкус для меня совершенно ощущается, как кровь. В словах все приблизительно и под углом, а внутренним чувством, когда я глотаю его из бутылки прямо, я ощущаю его как непосредственно жизненную силу, как наполнение моей крови, как вливание жизни. И это чувство у меня постоянно одно и то же - и тогда, когда я в первом классе отдавала тетке в халате 10 копеек, а потом вынимала алюминиевую гнутую ложку из стакана с мутноватой водой, зачерпывала серой мокрой соли и размешивала в своем стакане, глухо позвякивая изнутри - и когда сейчас достаю из холодильника пластиковую удобную бутыль с кемпбелловским, уже посоленным за меня соком. Чувство то же - не словесное - вы знаете, люблю я томатного соку выпить - а внутреннее, физическое "о, да!"

Такое же странное непреодолимое чувство у меня было, например, в юности, когда я смотрела фотографии в наборе. У меня был набор таких маленьких плакатов какого-то украинского стеклянного завода. И вот эти вещи гутного стекла вызывали у меня невыносимое физическое чувство удовольствия. Стекло было гладкое, толстое и по нему вились, втекали в него, но оставались на поверхности толстые стеклянные жгуты, капли, шарики. Никто не понимал этого моего чувства - они все смотрели поверхностью - ну красиво, но ничего такого. А у меня это стекло, его вид, его толщина, его гладкая заплавленность, его насыщенные цвета попадали прямиком во внутреннюю форму-матрицу и я задыхалась от отчетливо физического удовольствия, хотя даже потрогать не могла это стекло, только глазами обегать.

И мне кажется, если и у других людей есть такое чувство, есть такие матрицы внутри - очень важно их слышать, с ними жить - потому что они что-то такое изначальное про нас, только про нас, уникальное - и очень важные ориентиры. Туда нужно, туда, где они - там наше. Наши люди, наше дело, наши вещи. А когда ничего вокруг не совпадает - это вызывает уныние и депрессию. Уныние - потому что неинтересно, не увлекательно, не совпадающе ничего. А если еще и чужое пытаться в свои формочки впихать - впихать, поверить, что твое, что тебе нужно, что хорошо же, чего ты кочевряжишься? Чужую корявую ногу золушкиной сестры в маленькую гладкую Золушкину туфельку - тут недалеко уже до озлобления и раздражения.

Вот вы понимаете, о чем я?
LinkReply

Comments:
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
[User Picture]From: mister_nikto
2009-12-17 08:00 am (UTC)
Красиво изложено и абсолютно в точку.
Я понимаю, о чем Вы...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pico_mico
2009-12-17 08:03 am (UTC)
все именно так, да :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: premchik
2009-12-17 08:09 am (UTC)
Согласна "от и до". Моя проблема в том, что в мою матрицу попадает оочень немногое, я чрезмерно избирательна, особенно в музыке, в зрительных образах, да во всем! Поэтому поневоле привыкла в течение жизни "впихивать" и "не кочевряжиться". А на самом деле, это все не то. Очень точно Вы описали!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: katevnik
2009-12-17 08:11 am (UTC)
да.
это непередаваемое ощущение - когда АХ!, но его чувствуешь сразу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: devon9
2009-12-17 08:13 am (UTC)
да, моментальная оценка на уровне мое/ не мое ))))и как правило, всегда очень точная )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: scorpikoshka
2009-12-17 08:21 am (UTC)
Очень понимаю :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zanudka
2009-12-17 08:22 am (UTC)
да, очень :) причём при общении с людьми я это учитывала всегда, а про предметы - почти игнорировала. а в последнее время стараюсь так выбирать и одежду, и еду, и вообще все окружающие вещи. только я себе это объясняла через музыку :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: beyond_yourmind
2011-10-13 12:01 pm (UTC)
какой у вас милый юзер-нейм :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: artavika
2009-12-17 08:30 am (UTC)
Да, да.

И пытаюсь - в меру своих сил - окружить себя своими вещами и людьми.

Странная получается ситуация, когда человек по многим параметрам совсем мой, совпадающий - а в чем-то другой. Чужой. Непонятно, что делать и куда деть. И на какую часть закрыть глаза.
(Reply) (Thread)
From: ziarel
2009-12-17 08:31 am (UTC)
о томатном соке шикарно написали, оно так и есть! Ещё одно завораживающее ах! для меня - долго покачивать в кружке апельсиновый сок и разглядывать его, прежде чем выпить. Он похож на желток и кажется, что должен быть таким же густым и тягучим, и почему-то обязательно сладким.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: walking_to_live
2009-12-17 08:31 am (UTC)
Господи, я не одна такая! Точно. Все абсолютно точно и с людьми, и с вещами, и даже с чем-то невещным. Примеряешь на себя. Моментом, мигом - и сразу ответ: мое/не мое. От липучих бумажек до лучших друзей. В детстве это происходило неосознанно. Мама еще говорила, вот, мол, отталкиваешь от себя людей. Но как можно дружить с тем, кто тебе не подходит. Это же мучение. Теперь делаю это сознательно, слушаю себя постоянно. Помогает. В жизни столько всего, не поддающегося нашему влиянию. Но мы можем многое просто не допустить до себя. Отказаться от "ненашего". Спасти свою гармонию, свое жизненное равновесие.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: conjure
2009-12-17 08:38 am (UTC)
Я о формочках тоже часто думаю. Только на моём внутреннем языке они называются алгоритмами распознавания (сказывается тех. образование :-)). Но меня сам этот процесс распознавания почему-то всегда пугал. Т.к. получается, что это не ты вовсе. Это уже кто-то, кто давно живёт и дышит, и занимается своими делами, и составляет свои правила, а ты только ходишь и присматриваешься к нему, подносишь к его носу и глазам, спрашиваешь его разрешения. Поэтому я просто привыкла спрашивать сама себя, если нравится, то почему именно. А не нравится почему? Почему тут я себя чувствую уютно, а здесь нет. И т.д. Мне так удобнее, хоть и иногда это приводит к тотальному усомнительству. Но оно меня хотя бы не пугает. Я себя чувствую в своей шкурке.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: oven33
2009-12-17 08:47 am (UTC)
Какое интересное, образное сравнение! Подписываюсь под каждым словом ( и про томатный сок в том числе :)
Тут самое главное (и трудное) не просто осознать наличие у себя таких формочек, а не дать этому знанию заглохнуть, не задавить в угоду многочисленным "надо", "ты должна!" и т.д.
Благодарю, каждый раз, читая ваши тексты, получаю настоящее удовольствие.
Значит ли это, что вы уже есть в какой-то моей формочке? :)Пожалуй, да!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: n_artemova
2009-12-17 08:49 am (UTC)
" Всякие знания истории искусств , например, или кулинарных сведений - при всей интеллектуальной похвальной утонченности и богатстве могут уводить в умозрительную сторону от этого внутреннего чувства"
А могут открывать для тебя такие "мое", о которых даже не подозревал, что они существуют :)
В остальном да, понимаю, и это физическое ощущение своего очень точно описано.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nastasik
2009-12-17 10:59 am (UTC)
про историю искусств и вообще обучение - согласна
Мне обучение расширило кругозор на "мое"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: galchische
2009-12-17 08:55 am (UTC)
Да-да, я это называю: ах! Вот, например, даже с самыми простыми вещами в магазине: увидишь - и вот оно: ах! мое! Но если не ах, а уговариваешь себя: ну вроде хорошо, да, вроде подходит, а на это малюсенькое несовпадение прикроешь глаза, то носиться эта вещь не будет или пользоваться ей не очень захочется. И с людьми то же самое, да и со всем, пожалуй.
Подписалась, в общем)).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: varnol
2009-12-17 09:01 am (UTC)
А где можно прочитать про теорию о мужчинах атеистах и женщинах верующих? Очень интересно :)

По теме поста: мне кажется, у людей есть такие моменты в жизни - ну, не знаю, романтичные, или просто можно сказать "подходящие" для своеобразного импринтинга. Вот Послушал первый раз человек в 13 лет какую-то музыку в таком настроении - и все, она ему "в душу запала" как говорят, так же и с едой - прибежал с улицы голодный, откушал бабушкиного борща- и все, на всю жизнь в такой вот борщ влюбился. А томатный сок, например, попробовал после долгой поездки, когда и так было жарко и муторно, а тут еще соленый вкус этот - и все, на всю жизнь впечатление сложилось, даже если человек его не помнит.

Я за себя могу сказать, что многие вещи, которые я объективно, мозгом, не могу понять, я люблю именно из-за того что в подходящий момент с ними познакомился. Из таких эпизодов и выстраиваются предпочтения и вкусы, думается мне, а потом уже на основе этих вкусов начинаешь оценивать все остальные - кто-то - анализируя "осознанно", а кто-то - на подсознательном уровне.
Но вообще у меня редко бывает вот так вот прямо "мое - не мое".
Бывает просто "не нравится" или "нравится". Бывает, через 2 года то, что "не нравилось" вдруг может "занравиться", и наоборот. А потом вдруг обратно.
(Reply) (Thread)
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>