?

Log in

No account? Create an account
Про авторские права, неглубоко, элементарные сведения. - Перемена участи — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про авторские права, неглубоко, элементарные сведения. [Oct. 12th, 2009|10:36 pm]
Alika
[Tags|, ]

Мне тут Мира сказала, что кукольный журнал с началом моей статьи про копирайты уже вышел, поэтому я выложу ту часть, которую напечатали. Не все будет раскрыто - но продолжение я не будут публиковать до их декабрьского номера, простите великодушно:) Курсивом в некоторых местах мои сегодняшние комментарии.
Журнал "Кукольный мастер"
****

С 1. 01. 2008 г в России принята новая редакция закона об авторском праве, схожая с принятыми в большинстве развитых стран.

Закон об авторском праве имеет множество сложных и разветвленных подразделов. Некоторые вопросы решить может только суд. Но это вовсе не означает, что в нем нет ясных, однозначных и понятных правил, которые должны знать все и которые нужно выполнять. Вот об этих-то правилах и хочется поговорить. Неграмотность в области авторских прав в среде тех, кто является ее субъектами – художников, прикладников, писателей – иногда просто потрясает.

В данном случае мы разберем узкую сферу приложения авторских прав – чужое изображение и куклы. Как быть, если вам понравилась чужая кукла, чужая картина, чужая иллюстрация и вы хотите повторить их ? Мнения по этому вопросу размахиваются от «даже в учебных целях – это плагиат» - до « Да это же им бесплатная реклама, пусть спасибо скажут!».
Что же говорит по этому поводу закон, что принято в развитых порядочных сообществах художников?

Автор любого оригинального произведения при создании его имеет исключительные права на это произведение. Его права делятся на личные неимущественные и имущественные права.

В личные права входит, например, право на имя – его произведение не может публиковаться, показываться или выставляться под чужим именем или анонимно. Только автор может решать – показывать ли его произведение, ставить ли свое имя, выпускать под псевдонимом или показывать анонимно. У него есть так же право не показывать созданное там, где он не хочет.
Запомнили? Не посторонний вы, не человек, которому понравилось произведение, а его автор.
По российскому закону право автора на имя под произведением не заканчивается никогда, и автором может быть только физическое лицо.

Имущественные права охватывают всякие реальные события с произведением – его показ, его копирование, его продажу и так далее. Имущественные права автор может продать какой-то организации или другому лицу ( например издательству). Но в любом случае у произведения есть обладатель прав, и только он может решать, что можно, а что нельзя делать с произведением.
Можно ли его публиковать, копировать, переделывать, воссоздавать в другой области искусства, продавать или сдавать в аренду, создавать инструкции по изготовлению и так далее.

Можете ли вы выставить чужое произведение под своим именем? – Нет.
Можете ли вы выставить копию, переделку, воспроизведение чужого дизайна, чужого рисунка, чужой куклы под своим именем? – Нет, если автор не дал вам отчетливо выраженного согласия и не договорился об условиях, на которых вы это можете.

В художественной и рукодельной среде существует множество заблуждений относительно разрешенного и запрещенного в области авторских прав. Нам будет легче разобраться, если мы обратимся к ним.

Заблуждение #1.
Если вещь опубликована в интернете – это означает разрешение ею пользоваться по своему усмотрению.
Ошибочно. Публикация ( в книге, в журнале, в интернете) никак не означает потери автором прав на свою работу, права по-прежнему принадлежат автору и по-прежнему только он решает, можно ли ее копировать, переделывать и выставлять под своим именем. Если оригинальное произведение или иллюстрация вам понравились – единственный способ повторить это или как-то использовать – написать автору и спросить его разрешения.
Любимый аргумент любого рукодельного форума. Произносится очень скандальным голосом, упирая виртуальные руки в виртуальные упитанные бока.


Заблуждение #2
Если человек хотел бы, чтобы его работу не повторяли – он должен был бы написать о запрете на это. Раз запрет не заявлен, то можно.
Ошибочно. Отсутствие запрета по закону не является разрешением вам использовать результаты авторской деятельности. По умолчанию – нельзя. Вот если автор напишет, что можно – всем, или лично вам – тогда можно. Знак копирайта © не является обязательным в настоящее время, поэтому отсутствие его не значит, что работу использовать можно.
Ну да:) идете вы мимо чужой двери - а там ручка красивая и коврик нарядный под дверью. И если на них не написано крупными буквами - отойди, ворюга, брать себе нельзя - то брать можно. А если сосед придет удивляться сжатыми кулаками - мы ему и выдадим аргумент - не написано же было, что коврик брать нельзя!!


Заблуждение №3.
Если я купил куклу, журнал, книгу с иллюстрациями – я могу пользоваться дизайном и образами по своему усмотрению.
Ошибочно. Вы приобрели только предмет, только экземпляр оригинальной работы. Права на имя и права на решение об оригинальном произведении по-прежнему принадлежать автору. Но сам предмет вы можете перепродать или подарить, на это не нужно разрешения автора. То есть вы можете подарить книгу с рисунками или перепродать коллекционную куклу. Но копировать рисунки или кукол и выдавать их за свои факт покупки вам не разрешает.


Заблуждение №4.
Мне часто приходилось с ним встречаться. С очень авторитетным видом люди повторяют: если переделать 10 процентов в работе – ее можно считать своей и выставлять под своим именем.
Ошибочно. В законе нет и не было никаких упоминаний о процентах. До тех пор, пока работу можно положить бок о бок с оригиналом и увидеть неоспоримое сходство – это плагиат. Одной переменой цвета на бантике вы не делаете работу ни своей, ни оригинальной. Более того, как мы уже видели по закону изменять и переделывать свое произведение может только автор.


Заблуждение №5.
Если чья-то работа опубликована с мастер-классом в журнале – вы имеете полное право делать ее на продажу, выставлять на выставках и давать по ней уроки.
Ошибочно. Практически во всех западных крафтовых журналах в том или ином виде на странице со сведениями о журнале написано: уроки и мастер-классы предусмотрены только для личного пользования, вы можете сделать работу лично для себя – и все. Ни торговать, ни официально выставлять ее нельзя.

Заявления – ну если человек сам рассказал, как это делать, он дал нам разрешение делать, что угодно с этой работой – ошибочны. Мастерклассом автор дал вам право сделать это в личное пользование, научиться, приобрести личные умения. А уж для творческих целей сделать что-то свое, оригинальное, сочиненное вами.

Часть вторая здесь>>>
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: akeb0n0
2009-10-13 07:11 am (UTC)
Алика, у меня такой вопрос - реальная, между прочим ситуация. Приходит ко мне знакомый, и говорит - открытку хочу, векторную, корпоративно рассылать. и юбилейный плакат фирме сделать. И достает из кармана зайца дутого, пластмассового, советского. И говорит - вот он должен быть, потому что он нам талисман фирмы.
А я как раз за день до этого увидела вашу тему в ру_доллс и читала закон об авторском праве. С первого раза ничего не поняла, конечно. Но как-то задумалась. Если мне этого зайца кто-нибудь сфотографирует(ну. допустим. руки кривые, фотоаппарат сломался и т.д), а я его оттрассирую - то чье авторское право. и кого я должна спрашивать? Ну. изображение векторное мое будет, понятно - я его сама вот этими руками вот эти пятна понаделала - тут подтянула, там подложила - от фотографии ракурс, блики, тени и т.д. то есть, чтобы отрисовать зайца с фотографии - надо фотографа спрашивать. Ну, фотограф. это ладно, он по моей просьбе. А заяц? Авторские права на зайца принадлежат художнику. его нарисовавшему. и заводу, его изготовившему, так? Так. Значит, если я хочу зайца на открытку, и деньги за эту открытку - мне завод искать и узаводского руководства спрашивать?
А вот мой любимый чайник, который я регулярно ставлю в постановки натюрмортные, тренировочные. Мне о нем нужно спрашивать китайского изготовителя, если я вдруг захочу отправить этюд маслянный, скажем, на выставку?

Или. вот вы, Алика. Вы сделали такие классные рыбо-магниты. Вот я как их вижу - все время думаю - а интересный бы получился обойный бардюр для детской, если их на обоях нарисовать, и выпустить малой партией. И мне ведь тоже понадобится на это ваше разрешение? Ведь я на обоях захочу изобразить ваше произведение. рыб вашей конфигурации.
Я все правильно поняла?

Ну, вот ситуация с вами довольно простая - если я захотела, я пришла и спросила. Если я хочу на этом нажиться. или там профит какой поиметь - поставила ваше имя в ссылке "по мотивам", и поделилась деньгами.

А вот где искать автора фабричного китайского чайника?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-10-13 07:20 am (UTC)
С Россией дело такое. Она не так давно присоединилась к этой конвенции про авторское право. То есть наши печатали без спроса их книги или заставкой передачи делали чужой мультфильм и пойди их ущучь - мы закона такого не имеем. Я думаю, советского зайца вы можете рисовать смело, это не закопанная в копирайты Барби или там Микки-Маус.

Картины рисуйте какие угодно:) Вы не можете точно такой же чайник выпускать, это да.Или чужую картину с чайником срисовать.
С чужими картинками все просто - для себя вы можете копировать что угодно - до тех пор, пока это не покидает вашего пространства. На любое другое появление в общественных местах, включая продажи - нужно разрешение автора.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: akeb0n0
2009-10-13 07:37 am (UTC)
Ага. Вот срисовать чужую картину с чайником это вопрос интересный.
Вот захочу я банке супа Кемпбелс усы прицепить и дать ее в руки Моне Лизе.
И всю эту красоту - только для себя?
А почему тогда картина Марселя Дюшана демонстрируется как общепринятый шедевр? Это потому. что в его времена копирайта еще не было?
(Reply) (Parent) (Thread)