Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Что я видела. Выставка Ива Сен-Лорана

В пятницу позвонила мне миз М. поинтересовалась, помню ли я , что завтра суббота и что она ведет меня подвергаться культуре. Мне как раз полчаса назад домашние сказали об этом и я все еще медленно привыкала к мысли. На моем внутреннем календаре была примерно среда, а суббота, десятое, должна была быть через неделю, в следующие выходные.

Пришлось быстро перебросить внутренний календарь и пойти поискать свитер и гольфы.
Миз М., между тем, знатный покровитель искусств и член сообщества этих покровителей. Посему, вход ей в музей прекрасных искусств бесплатный. Равно как и гостю, которого она приводит с собой. Понятно, что гостем повезло быть мне.
У входа наклеив мне на шарф бирочку билета, миз М. довела меня до дверей выставки, развернулась и отправилась в кафе, сидеть и читать. На выставке она была в третий раз исключительно из человеколюбивых побуждений. Собственно, я обменяла бирочку на книгу Нины Гарсии, одной из членов жюри в конкурсах дизайнеров. Нина рассказывает о ста предметах гардероба, которые так или иначе должны быть у каждой женщины, красивых, символических, знаковых и почти безвременных. Так что миз М. было чем заняться.

Я же отправилась на выставку Ива Сен-Лорана. Маэстро умер прошлым летом, выставка начинала собираться еще при его жизни, готовили ее Монреальский и Сан-Францисский музеи изящных искусств, посвящена она сорокалетней карьере знаменитого кутюрье и там есть на что посмотреть. Примерно 130 подлинных костюмов и эскизов от 60х до 2000-х.

Сбылась мечта идио Представьте, что настоящий костюм с подиума стоит на расстоянии протянутой руки. Очень -очень близко, костюм за костюмом, наряд за нарядом. Я зависала у каждого, вдумчиво читала перечисление использованных материалов, разглядывала швы, детали и вышивки.

Это Сен-Лоран придумал трапециевидное платье шестидесятых, то, что сейчас называют А-силуэтом. С вертикальными принцесскими швами, оно следует за фигурой, но не касается ее. Видела и и платье из "Дневной красавицы" которое носила Денев - скромное черное с белыми манжетами и отложным воротничком. Видела и знаменитые платья по мотивам Мондриана, расчерченные черными линиями на прямоугольники ярких цветов.

На двух экранах шло закольцованное видео - с подиумами и с хроникой самого маэстро. А в зале распахивались юбки, сверкало золотое ламе, с плеч стекали накидки из перьев петухов и фазанов, русские силуэты качали пышными подолами, вздымались китайские плечики-пагоды, расцветали бисерные ирисы Ван-Гога.

О, я вам скажу, от кутюрное шитье - это супер. Качество и огромное количество работы поражают. Когда юбка вся расшита бусинами, пайетками, кусочками кожи или меди, красота фактуры завораживает - и ведь никто из зала не увидит этого на подиуме, увидят просто сверкающую ткань, а вблизи видно, что все расшито ритмом сантиметровым. А какие вышивки бисером! Жакеты сплошь расшитые цветами и листьями, да еще объемными, а фон уложен густо-густо белым перламутровым бисером. Или фактуры созданные сплошной расшивкой пайетками - и блестки-пайетки эти крохотные, миллиметра 4.

Интересно, что почти невозможно определить время создания, исходя из моды, только по самому стилю Сен-Лорана. Вещи шестидесятых просто точеные, острые, чистых линий, очень молодежные. К концу карьеры он выживал из ума и вещи становились, как с выпускного бала 80-х. В середине много этнических великолепных коллекций - русская, восточная, китайская, испанская. Насквозь проходит любимый силуэт - очень плотный и узкий , наглухо закрытый жакет с узким длинным рукавом с приподнятой головкой, роскошно расшитый.

Я видела фильм документальный из последних лет. Он уже совершенно рассеянный немощный старик, вид у него, как у героя "Дядюшкиного сна". На голове густой паричок, ходит и сидит с отсутствующим видом. Привычной рукой вычерчивает изящные эскизы, очень простые, очень эффектные. Вокруг него сплошные женщины, женщин много-много, старых, молодых - все говорят тихо, все смотрят на него с обожанием и трепетным поклонением. Трепещут все - что он скажет, как поведет углом рта или качнет слабой рукой. Он уже не может ни кроить, ни накалывать, поэтому за стадией эскизов - а рисовал он их быстро, сотнями - начинается общая работа. Линейный обобщенный рисунок наполнялся реальностью - ему подносят ткани, он слабым мановением выбирает их, ткани собираются в комплекты для каждого эскиза, на рисунок накалываются кусочки образцов. Затем начинается полевая работа. Не матерчатый манекен, а настоящая манекенщица, обнаженная, черная, полированная как из черного дерева, стоит часами в роли живого манекена. Женщины приносят многометровые свертки шифонов и шелков и начинают хлопотать вокруг нее - накалывают, собирают, оборачивают вокруг, все не отрезая, от целого куска ткани, делают юбки, оборачивают торс корсажами, собирают на каких-то булавках и прищепках пышные рукава.

Маэстро сидит за столом или в кресле, в кабинете, где все это происходит, ужасно тесно, между столами маленький проход, чтобы манекенщица могла проти пять шагов, покачивая юбкой. Кутюрье ничего не говорит практически - он делает движения слабые рукой, качает головой, говорит пару слов. Женщины эти вокруг смотрят на него напряженно, угадывают и расшифровывают его движения, меняют ткани, объемы. То есть они вот тут практически создают эти платья, ведомые слабыми намеками автора. Так же он выбирает образцы для вышивок. Мастер, который принес десятки этих вышитых образцов на больших "листах" ткани, переложенной папиросной бумагой, волнуется как мальчик. В соседней комнате приближенные женщины подносят маэстро образцы, а вышивальшик слушает напряженно, что оттуда доносится, облизывает губы. Наконец оттуда быстро появляется одна женщина, стремительным шепотом говорит сейчас-сейчас, маэстро захотел это же но в уменьшенном масштабе, я сейчас сделаю цветную копию, уменьшив, лучше трех разных уменьшенных размеров... Трепет, который внушает этот человек, просто невероятен.

Ну и потом, конечно начинается сумасшедшее действо. Длинные реки органзы натягиваются на рамы, вышивальщицы склоняются над ними, сидя вокруг как возле огромного стола, снуют тонкие крючки и иголки, рассыпаются бусины и расцветают шелковые цветы.

Когда почти все готово, Сен-Лоран сидит в большой комнате с зеркалами, по сторонам столы с выложенными аксессуарами, рядом сопит очередной бульдожек, всех зовут Мужик - и с номерами. Тут проходят уже одетые модели, им подбирают украшения ( а украшения на выставке все включались в наряд - то есть мы видим то же самое, что было на подиуме, включая чулки, туфли и все украшения) - и Лоран опять же слабым старческим голосом и неуверенным мановением руки отвергает или соглашается на что-то.

Вот это все, про старого уже мастера я вспоминала, пока смотрела последние работы. А молодой он был хорош собой и невероятно талантлив - в 21 год возглавил после смерти Диора его модный дом.

Прямо сама себе завидую...
Tags: cinema, design, history_costume, life_pleasures, shows-fairs
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →