Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Правило номер раз.

Я даже хотела к каждому пункту написать историю поразвернутей и, помнится, к первому, про еду руками, даже написала. Но где она, и где я писала - не помню. Не помню даже, в которой стране и на каком компьютере.
Кусочек оттуда перескажу.

Среди приключений, на меня сваливавшихся, было одно с индийским режиссером. Режиссер снимал рекламу, побеждал в международных фестивалях, познакомилась я с ним, понятное дело, в интернете. И вот он вдруг приехал в Москву снимать очередной ролик. Первоначальный сценарий был для Гоа, для карнавала в Гоа, рассказывала мне его сценаристка, но потом он вдруг захотел международного флера, она предлагала Париж, но режиссер говорил, нет, нет, что-то не то... И вдруг неожиданно сказал: Москва! ! Заказчики ( немецкая косметическая фирма) внезапно без проблем согласились, и весь караван индийских красавиц, операторов, сценаристов и костюмеров прибыл в холодную майскую Москву.
Понятно дело, чтобы мы с режиссером наконец-то познакомились лично.
Я три дня с утра до ночи провела на съемках, это отдельная очень интересная тема. Но мы же о еде?
В первый же вечер меня привезли в индийскую гостиницу, в которой был аутентичный индийский ресторан. С режиссером ( красивым и большим, как молодой слон) и продюсером ( маленьким, темным и просветленным, как старый йог) мы провели там целый вечер. Прикалывая брошку к узкому сдержанному жакету в тот вечер перед зеркалом, я изнывала, что после нелегкого дня мне придется навытяжку сидеть в ресторане, держать вилку левой рукой и светски разговаривать.
Однако первое, что сказал мне продюсер мягким извиняющимся голосом: вам не принесли вилку, потому что мы, индийцы, едим руками.
Я чуть не взвизгнула от восторга. Вечер совершенно удался прямо с этого момента.

В большом помещении совершенно не было посторонних. Одни индийцы компаниями сидели за уютными столами. Женщин тоже не было. Не было музыки - ни грохочущей и наглой, ни ненавязчивой, заглушающей жевание. Стол был большой, и мы сидели почти развалившись. Мягкий, очень приглушенный свет, но при этом достаточный, чтобы было светло на столе - а я ненавижу есть в темноте. Кругом не бутафорские, а настоящие какие-то слоны - мне по пояс, металлические, сплошь покрытые вязью узоров и камнями, Декор тут и там, весь правильный, тяжелый, настоящий и при этом ощущение свободного пространства. Какие-то офигительные официанты. Одеты в белое с ног до головы, в белых же фартуках и чуть ли не босиком - и такие, как я читала, должны быть в идеале. Трое или четверо совершенно ненавязчиво были все время вокруг. Они, видимо, не спускали глаз с нас, потому что появлялись раньше, чем ты успевал осознать, что нужно. То есть я все время, например, видела возникшую из пустоты бесшумную руку с зажженой зажигалкой - это режиссер достал очередную сигарету. Я этого не заметила даже, а он ни доли секунды не сидел с нею в руках - тут же появлялся огонь.

Меня официанты с видимым удовольствием взяли под опеку. Я не успевала растеряться, как над плечом у меня появлялся, как бесшумный джин, официант и негромко докладывал мне, что это подали, как нужно есть, из чего сделано и к чему подается. Точно так же бесшумно и мгновенно исчезала из-под моего подбородка испачканная посуда.

А теперь непосредственно к еде. Мне предложили выбирать - но названия все были для меня заклинаниями - и тогда режиссер с продюсером сказали, что угостят меня всем, что по их мнению мне бы стоило попробовать. Там был какой-то суп, мясо кусками, подливки, рис, овощи - много перемен. При том, что я люблю есть руками, зрелище это не для слабонервных, почему в еде принимают участие уши и коленки, я не знаю. Виртуозный официант мгновенно появлялся у моего левого плеча, держа в руках прелестный сосуд с теплой водой, в которой плавали дольки мандаринов и лепестки роз. Я с благодарностью макала туда залитые очередным соусом руки, отмывала, мне подносили белейшую салфетку вытереть их - и все повторялось до следующей порции.
При этом мои новые друзья ели без всякого видимого напряжения, руки их оставлись чисты, беседа не прерывалась. Ну могла ли я, как этнограф-аматер, оставить их в покое и не расспросить - КАК?????
И мне показали.
Дааа. Этому нужно учиться с детства. Вся еда - а я повторяю, там был и рис и соусы-подливки - вся, была донесена до рта руками. Молодой слон показал мне. Виртоузно, только кончиками пальцев, сомкнутыми вместе, как-то так сам собой на тарелке скатывается небольшой шарик - и мясо, и рис, и соус - потом он поднимает его ко рту, немного вывернув локоть, так, чтобы ладонь пальцами была обращена к лицу и большим пальцем, самым его кончиком, сдвигает этот шарик в рот. Никакого беспорядка, брызг, разинутого рта, беседа не прерывается - и при этом едва-едва испачканы самые кончики пальцев.

Я все пыталась повторить этот фокус, терпеливый заботливый официант вырастал за моим плечом с очередной миской свежей воды с мандаринами и белой салфеткой. И тут Винод, так звали продюсера - того самого, темно-печального с ласковыми глазами - сказал мне - ну да, конечно, пальцы нужно тренировать с детства. Вот как ты, дорогая, считаешь?
Это был в прямом смысле вопрос - как я считаю на пальцах. Я стала указательным пальцем правой руки аккуратно пригибать к ладони пальцы левой, начиная с мизинца.
А мы, сказал Винод-
и я представила, конечно, что он покажет мне западный способ - с разжиманием кулака и выкидыванием пальцев наружу,
но то, что он сделал, оставило меня с открытым ртом-
он раскрыл ладонь и кончиком большого пальца с поразительной скоростью и точностью стал считать, прикасаясь: к кончику мизинца-раз, складочке верхней фаланги - два, складочке средней фаланги- три, к складочке первой фаланги и ладони - четыре --- и так, не прерываясь, с неимоверной скоростью по всей ладони, а затем мизинцем по большому пальцу - 17, 18, 19 - и тут же продолжил без паузы второй рукой - 38!

Я была раздавлена.
Я что только не умею делать руками, у меня самые тонкие, умелые и проворные руки в семье и окрестностях - но так!! - я никогда так не смогу.
Мечты научиться есть руками, как индийцы, рухнули с высокой горы.
Еще сырных шариков?- спросил официант. Чуткий, чуткий человек! Они твердые, пожарены и уже в форме шариков, я могу взять их кончиками пальцев и сдвинуть в рот почти изящно.

Там с едой было еще приключений, но они, скорее уже про остроту индийской кухни, чем про руки...
Tags: anthropology, eda, istorii, pro_menya
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →