Особенно в ранней юности. Все старые фильмы, которые мне сейчас попадаются на глаза, поражают меня двойственностью моего взгляда. Юный взгляд безжалостный - и чего это эти немолодые тридцатилетние люди кокетничают и веселятся? Сорокалетные казались тетками и дядьками. Все, что старше, тонуло в дымке старости, которой не подобает практически ничего, кроме мудрого или сварливого качания головой.
Я к чему это. На корбине отложила себе посмотреть фильм "Таня" по пьесе Арбузова. Пьесу эту нас заставляли читать в мою театрально-художественную учебу.
Был предмет такой - мы последовательно изучали драматургию и должны были читать массу пьес разных периодов. ( Однажды, когда мы проходили оперы, в класс принесли и раздали кучу тонких книжечек с либретто. Меня, как обладательницу непротивного голоса , заставили читать вслух всем. И если вы думаете, это было либрето вроде: Входит князь. Он застает Стеллу в слезах и большом волнении. Пришло письмо от Антуанетты. В нем сообщается, что Морис при смерти. - то вы заблуждаетесь. Это были тексты всех партий! А досталась мне опера "Игрок" по Достоевскому. Бабушка: Пустите, пустите! На зеро, на зеро! Хор: На зеро, на зеро! NN: Держите ее! Куда вы! опомнитесь, опомнитесь! Хор: Игра, игра! Идет Игра! На зеро! На зеро! Ну и так далее:))
Пьеса "Таня", как многие советские пьесы, была какая-то смутная. Они вроде были классикой современной, но при этом происходили в каких-то непонятных мне реалиях и в подвешенном неизвестном времени.
И попался мне тогда совершенно случайно этот фильм. Вот мне интересно - кто из вас так же, как я, случайно его смотрел? Фильм меня привел в офигение еще больше.
Во-первых, я так и не поняла, когда он был снят - то ли в сами те шестидесятые твиггивские, то ли позже и стилизован.
Во-вторых, у пьес и так есть легкая шизоидность этой снятой четвертой стенки и устных рассказов про все, что было до начала пьесы, а уж в реальности фильмов это совсем странное пространство.
В-третьих, там все время звучит гулкая тревожная отстраненная музыка, замедленная - но на ее фоне ничего трагического - быт, лепет, тетька, дядька.
В-четвертых и главных - актеры.
Мужа там играет Гафт. Он такой якобы молодой инженер, хотящий победить в каком-то проекте какой-то драги. Гафт был по моей шкале - то, что начинается теряться в дымке. Какой инженер?? какой муж??? Он уже такой пожилой уксусный дядька, с женщинами не ассоциируется вообще. Он должен быть пожилым одиноким соседом - выйдет, покуксится, покурит прищурясь - и опять в свою стерильную абстрактность соседа-бобыля.
А жену играла актриса Ольга Яковлева. Тут я вообще переставала что-то понимать. выглядела она так: большие глаза, еще сильнее накрашенные большими и круглыми, с приклееными ресницами, кудрявая шаром большая голова. На улице - в большой круглой меховой шапке вроде детской, только в три раза большей - шаром, завязанной под подбородком, в меховых коротких пальтецах и панталонах шерстяных, шейка повязана детсадовским шарфиком поверх шубейки - и длинные резинки с варежками из рукавов. В доме она была в коротких платьицах затянутых пояском, с круглыми нимфеточными воротничками. А главное - она вела себя как пятилетний ребенок. Даже не 10-тилетняя девочка, которая ощущает себя барышней - а именно пятилетняя. Лепечущий голосок, преувеличенно нежный, выпяченные губки. Неуклюже раставленные ручки и ножки. Прыжки, ужимки, раскачивания в стороны, прыгания на шею - совершенно сумасшедшее впечатление. При этом отчетливо и сильно накрашенная.
Вот тогда мое впечатление было такое:
очень старый, намного старше ее, уже укушенный и сквашенный жизнью мужчина зачем-то женился на молодой женщине непонятного возраста. Молодая женщина из серии - тридцать, чего это кокетничать и веселиться - нарисовала себе цирковые большие глазки и отчего-то завораживающе странно ведет себя как детсадовская девочка-пусечка. Я жестко видела, что не юная девушка она, и изумлялась, как и что дает ей право все время играть эту милую крошку, все время лепетать нянясики, раскрывать глаза, виснуть на руках - и не прекращать это, какая бы реальная жизнь не проходила мимо и не разговаривала с нею обычным голосом
Оба они были из разряда Оооочень Взрослых. она - на границе того, что еще можно лепетать про любовь, он - уже за границей.
И вот сейчас я посмотрела начало:)
И что я вижу? Вполне они сопоставимого возраста. И Гафт вроде не старый бобыль, а просто мужик лет 35-37 - разве ж это время уходить из большого спорта? И девочке-пусечке так, как я тогда и представляла - за тридцать, но нынче мне это уже не кажется преступлением против юности:) Но если тогда меня занимал вопрос - а что этой тетеньке дает внутреннюю возможность так беззастенчиво вести себя как прелестной дошкольнице, то теперь меня поражает - что это Эфросу-режиссеру дает возможность такого безупречно педофильского образа своей героини? Она целуется с мужем, говорит о семье - делает поступки взрослой женщины,но с детскими допубертатными движениями, мимикой и лепетанием. По идее Гафт после каждой гипотетической ночи с нею должен поутру идти сдаваться в милицию:)
( а об актрисе я почитала. Пишут, что она была звездой Эфросовского театра. и совершенно непреодолимо привлекательной для мужчин, что эта беззащитность, лепечущесть, трогательность были неотразимы и на сцене и в жизни)
Не терпится мне услышать хоть что-то от тех, кто это смотрел!
А от тех, кто не смотрел - о том, как разнились ваши впечатления об одном и том же в вашем разном возрасте, как изменялся образ героев в картинах?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →