Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Два мира - два взгляда. Про фильм "Таня"

А вы помните, какими разными вам казались фильмы и, главное, герои при просмотре в детстве-юности и взрослом возрасте?
Особенно в ранней юности. Все старые фильмы, которые мне сейчас попадаются на глаза, поражают меня двойственностью моего взгляда. Юный взгляд безжалостный - и чего это эти немолодые тридцатилетние люди кокетничают и веселятся? Сорокалетные казались тетками и дядьками. Все, что старше, тонуло в дымке старости, которой не подобает практически ничего, кроме мудрого или сварливого качания головой.

Я к чему это. На корбине отложила себе посмотреть фильм "Таня" по пьесе Арбузова. Пьесу эту нас заставляли читать в мою театрально-художественную учебу.

Был предмет такой - мы последовательно изучали драматургию и должны были читать массу пьес разных периодов. ( Однажды, когда мы проходили оперы, в класс принесли и раздали кучу тонких книжечек с либретто. Меня, как обладательницу непротивного голоса , заставили читать вслух всем. И если вы думаете, это было либрето вроде: Входит князь. Он застает Стеллу в слезах и большом волнении. Пришло письмо от Антуанетты. В нем сообщается, что Морис при смерти. - то вы заблуждаетесь. Это были тексты всех партий! А досталась мне опера "Игрок" по Достоевскому. Бабушка: Пустите, пустите! На зеро, на зеро! Хор: На зеро, на зеро! NN: Держите ее! Куда вы! опомнитесь, опомнитесь! Хор: Игра, игра! Идет Игра! На зеро! На зеро! Ну и так далее:))

Пьеса "Таня", как многие советские пьесы, была какая-то смутная. Они вроде были классикой современной, но при этом происходили в каких-то непонятных мне реалиях и в подвешенном неизвестном времени.

И попался мне тогда совершенно случайно этот фильм. Вот мне интересно - кто из вас так же, как я, случайно его смотрел? Фильм меня привел в офигение еще больше.
Во-первых, я так и не поняла, когда он был снят - то ли в сами те шестидесятые твиггивские, то ли позже и стилизован.
Во-вторых, у пьес и так есть легкая шизоидность этой снятой четвертой стенки и устных рассказов про все, что было до начала пьесы, а уж в реальности фильмов это совсем странное пространство.
В-третьих, там все время звучит гулкая тревожная отстраненная музыка, замедленная - но на ее фоне ничего трагического - быт, лепет, тетька, дядька.
В-четвертых и главных - актеры.
Мужа там играет Гафт. Он такой якобы молодой инженер, хотящий победить в каком-то проекте какой-то драги. Гафт был по моей шкале - то, что начинается теряться в дымке. Какой инженер?? какой муж??? Он уже такой пожилой уксусный дядька, с женщинами не ассоциируется вообще. Он должен быть пожилым одиноким соседом - выйдет, покуксится, покурит прищурясь - и опять в свою стерильную абстрактность соседа-бобыля.
А жену играла актриса Ольга Яковлева. Тут я вообще переставала что-то понимать. выглядела она так: большие глаза, еще сильнее накрашенные большими и круглыми, с приклееными ресницами, кудрявая шаром большая голова. На улице - в большой круглой меховой шапке вроде детской, только в три раза большей - шаром, завязанной под подбородком, в меховых коротких пальтецах и панталонах шерстяных, шейка повязана детсадовским шарфиком поверх шубейки - и длинные резинки с варежками из рукавов. В доме она была в коротких платьицах затянутых пояском, с круглыми нимфеточными воротничками. А главное - она вела себя как пятилетний ребенок. Даже не 10-тилетняя девочка, которая ощущает себя барышней - а именно пятилетняя. Лепечущий голосок, преувеличенно нежный, выпяченные губки. Неуклюже раставленные ручки и ножки. Прыжки, ужимки, раскачивания в стороны, прыгания на шею - совершенно сумасшедшее впечатление. При этом отчетливо и сильно накрашенная.

Вот тогда мое впечатление было такое:
очень старый, намного старше ее, уже укушенный и сквашенный жизнью мужчина зачем-то женился на молодой женщине непонятного возраста. Молодая женщина из серии - тридцать, чего это кокетничать и веселиться - нарисовала себе цирковые большие глазки и отчего-то завораживающе странно ведет себя как детсадовская девочка-пусечка. Я жестко видела, что не юная девушка она, и изумлялась, как и что дает ей право все время играть эту милую крошку, все время лепетать нянясики, раскрывать глаза, виснуть на руках - и не прекращать это, какая бы реальная жизнь не проходила мимо и не разговаривала с нею обычным голосом
Оба они были из разряда Оооочень Взрослых. она - на границе того, что еще можно лепетать про любовь, он - уже за границей.

И вот сейчас я посмотрела начало:)
И что я вижу? Вполне они сопоставимого возраста. И Гафт вроде не старый бобыль, а просто мужик лет 35-37 - разве ж это время уходить из большого спорта? И девочке-пусечке так, как я тогда и представляла - за тридцать, но нынче мне это уже не кажется преступлением против юности:) Но если тогда меня занимал вопрос - а что этой тетеньке дает внутреннюю возможность так беззастенчиво вести себя как прелестной дошкольнице, то теперь меня поражает - что это Эфросу-режиссеру дает возможность такого безупречно педофильского образа своей героини? Она целуется с мужем, говорит о семье - делает поступки взрослой женщины,но с детскими допубертатными движениями, мимикой и лепетанием. По идее Гафт после каждой гипотетической ночи с нею должен поутру идти сдаваться в милицию:)
( а об актрисе я почитала. Пишут, что она была звездой Эфросовского театра. и совершенно непреодолимо привлекательной для мужчин, что эта беззащитность, лепечущесть, трогательность были неотразимы и на сцене и в жизни)

Не терпится мне услышать хоть что-то от тех, кто это смотрел!
А от тех, кто не смотрел - о том, как разнились ваши впечатления об одном и том же в вашем разном возрасте, как изменялся образ героев в картинах?
Tags: anthropology, cinema, pro_vas
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →