?

Log in

No account? Create an account
Сканеры и дайверы. Статья в Космо. - Перемена участи — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Сканеры и дайверы. Статья в Космо. [May. 1st, 2007|02:19 pm]
Alika
[Tags|, , ]

Вот, написала для девочек по мотивам Барбары Шер. Обычно-то я сосредотачиваюсь на сканерах ( поскольку в чистом виде к ним принадлежу), но в этой статье половина - про несчастных дайверов.
 Дальше - текст. Вышло в текущем номере.

Сканеры и дайверы

О Лиде постоянно тревожатся родители  - такая умная девочка, неужели из нее так ничего и не выйдет? То Лида обожала математические головоломки,  собирала книги с задачками и просиживала ночи на форуме в интернете, где проводятся конкурсы на их решение. А еще у нее два кота, и она знает все-все про эту породу, особенности кормления, способы чистки зубов и ухода за шерстью. Она даже завела ( и уже забросила) личный сайт с рассказами об этом. Несколько лет как она увлеклась шитьем, разгадала крой нескольких одежек от дизайнеров по фото в журнале, сама  сочинила несколько костюмов, от которых ахнули подруги. При этом у нее совсем другое образование, не понадобившееся ей, и работает она на скучной и неинтересной работе секретарши в маленькой фирме по продаже красок.

Родители беспокоятся за ее будущее, друзья тревожатся, что она разбрасывается и ничего не доводит до конца. Сама Лида иногда думает с тоской, что если бы она приложила силы, из нее вышел бы сейчас отличный учитель математики, и она могла бы работать в хорошей школе с  интересными людьми. Или стала бы  хозяйкой питомника кошек, возила бы своих красавцев на выставки, написала бы книгу про породу. А может ей нужно было продолжать шить, продавать свои работы, создать коллекцию и стать дизайнером одежды? Если бы она упорно занялась, хоть одним из этих дел – у нее уже было бы имя и успех. Но она сидит с девяти до шести в своей конторе, печатает письма, разговаривает со скучными  поставщиками и пьет чай из кружки с логотипом и надписью «За успехи в работе», потому что не может выбрать, чем бы ей хотелось заниматься в конце концов.

Все мы знаем таких людей - они интересуются слишком многими, иногда абсолютно разными вещами, они начинают и бросают свои занятия после недолгого начала, они боятся заняться чем-то серьезно, потому что тогда упустят кучу других  интересующих их вещей. Они не становятся специалистами, не строят карьеру. И хотя общество снисходительнее относится к увлечениям женщин, общий настрой остается знакомым: люди ценят специалистов, достигших зримого успеха в одном деле.

Однако, не все люди, меняющие множество занятий, делают это  по одинаковым причинам. Психотерапевт и консультант по вопросам карьеры Барбара Шер утверждает, что делают так два совершенно разных типа людей. Она назвала их сканерами и дайверами.

Сканеры
Сканер совершенно очарован многообразием мира вокруг, ему хочется попробовать буквально все. Его увлекают совершенно разные вещи – от цветоводства до политики, от механики до теории музыки. Сканеру кажется, что жизни мало, чтобы попробовать все, что ему интересно.

Но людям вокруг кажется, что сканер просто не может себя заставить работать и заниматься вещами глубоко. А вскоре и сам сканер начинает упрекать себя и считать, что если он не собирается посвятить чему-то жизнь, то нечего и браться за дело. Так рождаются несчастные сканеры. Они буквально запрещают себе интересоваться новым, изучать интересное и пробовать необычное. И большим облегчением для них бывает узнать, что с ними все в порядке, что просто мозги их устроены таким образом, что им нужен постоянный приток нового, что узнавать, изучать и пробовать – их призвание.

Сканеры обладают повышенной способностью учиться, они любят все новое, не страдают нерешительностью – если их увлекает что-то, они буквально ныряют в новое дело. У них очень гибкое мышление, они легко воспринимают незнакомую культуру и уважают разные типы мышления.

Из них не выйдет ученого, который всю жизнь изучает заднюю пару усиков ночной бабочки особого подвида. Сканер любит узнавать о предмете столько, чтобы иметь хорошее общее представление, понять интересные особенности, узнать как это делается в принципе, научиться- и перейти к следующему увлечению. Главное для них – позволить себе жить так, как им интересно. Жизнь никогда не перестает подкидывать интересное для сканеров, их жажда знаний, как им кажется, всегда опережает их силы или доступное им время.

Основная проблема сканеров в том, что им всегда кажется, что им не хватает времени. Чувство времени у них особенное, для сканера почти непонятно «завтра», все, что он хочет, он должен получить сейчас. Потому что ему кажется - это единственно доступное ему время.
Главное, что им нужно понять – 1)спешка не самое эффективное действие, 2) времени на самом деле больше, чем они думают.

Просто писать списки задуманных вещей для сканеров бесполезно, они только начинают нервничать сильнее.

Как же сканеру заниматься всем, чем он хочет?

Упражнение «10 жизней»

Если бы у вас было 10 жизней, кем бы вы были, как бы вы их провели? Возьмите ручку и лист бумаги и запишите эти 10 ( или 20 или сколько вы хотите) жизней.
Проверьте, действительно ли это то, что бы вы искренне хотели. Сделать это просто – закройте глаза и представьте себя реально занимающейся этим – что находится вокруг, чем вы заняты, получаете ли вы удовольствие. Не все «желания» проходит проверку этим.

А теперь внимательно читайте свой список и задавайте себе вопросы:
Что бы я выбрала для текущего года?
Что после того, как закончила бы это дело?
Какое из дел можно делать по двадцать минут каждый день?
Что можно делать по выходным?
Что мне бы хотелось делать только изредка?

Если вы сканер и внимательно обдумаете каждое дело, вы можете осознать, до какой степени вам хочется им заняться, что будет достаточным для вас результатом. Для Кати «научиться готовить», оказывается, означало «научиться печь пироги из дрожжевого теста». Для Марины «хочу заняться вязанием» - значило в глубине души «научиться вязать сложные свитера ирландским вязанием – с косами и жгутами».

Когда вы понимаете, что и до какой глубины вам хочется, вам гораздо легче найти для этого время.
Вам хочется научиться рисовать? Не думайте, что этим можно будет заняться, когда у вас будет время. Купите книгу для начинающих и прямо сегодня сядьте и порисуйте 15 минут. Может вы порисуете так три месяца, а затем запишетесь на вечерние курсы. У вас есть на это время!

Сканеру нужно особое планирование. Расчертите на больших листах три года подряд, квадратами для месяцев. Посмотрите на это поле времени перед вами. Проведите цветным карандашом линию через полмесяца, через месяц или три месяца и надпишите то, чем вы планируете заняться. Некоторые занятия можно запланировать через два года. Некоторые на завтра. Но сам вид карты времени, в которую вписано то, чем вам хочется заняться, должен подействовать успокоительно на ваше постоянное чувство нехватки времени.

Если вы сканер – не принуждайте себя измениться. Сканер счастлив только тогда, когда ему позволено делать то, что его увлекает.

Дайверы
Но есть и другая группа людей. Несчастный дайвер выглядит как сканер и ведет себя как сканер, но совершенно им не является.

Дайверы любят нырять глубоко, их не удовлетворяет поверхностное знакомство. Профессиональные спортсмены, художники, ученые, музыканты очень часто являются дайверами. Чем больше дайверы углубляются в предмет, тем больше они находят там материала для изучения.

Но иногда что-то встает на пути дайвера и тогда он ведет себя как сканер – начинает и оставляет занятия, нигде не остается надолго, берется за то и за это. Но там , где сканер счастлив, где менять занятие его заставляет новое увлечение, предвкушение новой радости, дайвер ненавидит эту смену, он мучается оттого, что не может ни на чем остановиться.

Несчастному дайверу не нравится бросать начатое, но почему-то у него не получается продолжить. Он часто не занимается делами, к которым его влечет, потому что очень боится связать себя по рукам и ногам тем, что окажется совсем не его делом. Поэтому он выглядит человеком , не умеющим сфокусироваться и занимающимся случайным , неинтересным делом.

Если у вас нет физических проблем с умением сосредотачиваться, и если вы думаете, что вы несчастный дайвер, то скорее всего у вас одна из трех проблем.

№1.Дайвер, не умеющий учиться.
Иногда люди, чрезвычайно одаренные и умные, так успешно и блестяще схватывают в начале учебы материал, что у них совершенно не вырабатывается умение упорно и систематически трудиться над предметом. Те, кому учеба достается сложнее, понимают необходимость упорного и последовательного труда и знают, что за периодом непонимания и растерянности непременно придет знание и умение.

Но блестящие люди не прошли через этот период в школе. Все давалось им легко и на лету, их хвалили, но они так и не узнали, каково это работать с напряжением сил, у них отсутствует необходимая дисциплина. Поэтому в дальнейшем они пасуют там, где нужно начать прикладывать усилия. Они пугаются, что больше не будет похвал, к которым они так привыкли, что нужно делать что-то непонятное, их уверенность в себе под угрозой – и они просто меняют занятие.
Что делать:
В следующий раз, когда вы почувствуете, что не знаете, что делать дальше, чувство разочарованности и бессилия, сделайте усилие и продолжайте работать. Вам нужно сломать установившийся образец поведения, вам нужно узнать то, что знают все не такие блестящие, но трудолюбивые люди – упорный труд всегда приводит к результату. Вы перестанете бояться быть незнающим, неумеющим и научите учиться.

№2 Дайвер, гоняющийся за новизной

Когда дайвер этого типа чувствует упадок сил и плохое настроение, он вспоминает о волшебной палочке – каком-нибудь новом занятии. Он бросается заниматься этим, и новизна дает ему всплеск удовольствия, ощущение насыщенности жизни. Но как только новизна выветривается, нужно заниматься чем-то серьезно, снова подступает уныние, и дайвер ищет новой встряски. Он постоянно убегает от своей несчастности, но в результате оказывается, что убегает он и от своего счастья. Потому что никогда не испытывает чувства завершенности, чувство удовлетворения от проникновения в глубины.
Что делать:
Вы боитесь, что преследование одной цели лишит вас всех других удовольствий в новых вещах. Заведите себе коробку с надписью «Бюро находок». Каждый раз, когда вас отвлекает мысль о новом проекте, запишите его на полоске бумаги и опустите в эту коробку. После чего вернитесь к тому, что делали. Самое большое удовлетворение дайверу приносит доведение вещей до конца, изучение глубин. Дайте же себе почувствовать это счастье.


№3. Дайвер, испытывающий чувство тревоги и стыда.
Этот тип дайверов начинает нервничать, когда они занимаются чем-то, интересующим их, достаточно глубоко. Им нравится предмет, но чем дальше они заходят, тем тревожнее становятся – пока не могут больше продолжать.

Причины этого коренятся в их детстве. Возможно у них были очень требовательные или манипулятивные родители, и несчастные дайверы теперь боятся угодить в ловушку и избегают инстинктивно того, к чему их тянет. Возможно их обижали и высмеивали в детстве и теперь они не могут доверять себе, не могут отдастся ничему так, чтобы это их захватило – и оказаться беззащитными, и может случиться что-то плохое.

Или они чувствуют себя очень эгоистичными всякий раз, когда делают что-то для себя. Если их близкие несчастны, дайверам кажется нечестным заниматься тем, что делает их счастливыми, им стыдно быть счастливыми. Более того, каким-то извращенным способом им кажется, что отказываясь от того, что им нравится, они облегчают жизнь своих близких, уменьшают их несчастность.

Им нужно однажды понять, что лишая себя чего-то, они не делают своих родителей счастливее и перестать это делать. Им придется расстаться с ощущением воображаемой помощи, понять, что им придется просто смириться с несчастностью родителей, с невозможностью исправить это за них и просто их жалеть, но не приносить свою несчастность им в утешение.
Что делать:
Вам нужно поверить, что вам разрешается быть счастливым прямо сейчас. Каждый раз, когда вы увлечены и внезапно подкатывает тревога, остановитесь, осознайте свои чувства, испытайте жалость к родным, жалость к себе в детстве, можете даже всплакнуть. А затем вернитесь к своему делу и продолжайте его делать.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: twisted_twins
2007-05-02 06:34 am (UTC)
Алика, спасибо за статью)) с интересом читаю ваш журнал, а статьи по мтоивам Барбары Шер помогли мне - сканеру - организовать свою рабочую неделю)

как это справделиво было замечено, сканеру всегда не хватает времени. в итоге я получала то, что время проходило, а я сидела в раздумьях, за что же мне хвататься? время воспринимаю как материал, который надо преобразовывать во что-то материальное, и когда этого не происходило, я чувствовала себя глубоко несчастной: время идет, а я не оставляю материального тому подтверждения. при всем при этом я считаю, что людям нужна четкая и жеская организация. муза - такая капризная дама, да вы и сами это знаете. в итоге я ее (музу) ловлю за хвост, каких бы областей это не касалось, и записываю-записываю...

все эти статьи, моя разбросанность и нехватка времени вылились у меня систему записи своих проектов.

неделю я раскрасила в семь цветов радуги, начиная с красного. понедельник - красный, вторник - оранжевый и т.п. таким образом, получается, что первый день самый активный, а к фиолетовому воскресенью я прихожу расслабленной и спокойной (что все сделала, что запланировано :)

каждый день я посвятила каким-либо областям:
понедельник - английский язык;
вторник - открытки и бумажная работа (архитектурное оригами, просто оригами, мидзухики);
среда - французский язык;
четверг - вышивка крестом, варка мыла, раздача слонов (долгов, т.е. если за мной висят какие-то хвосты, то заканчиваю их)
пятница - общение с друзьями и выход в "свет", а также необходимый шоппинг.
суббота - японский культура
воскресенье - свободный день для просто удовольствия.

каждому из занятий я вполне могу посвятить часа два после работы.

планирую завести цветные папочки (каждому дню по папке), пишу распорядок на неделю, списки (что купить, какие идеи посещают). когда настает нужный день, я вытаскиваю папочку (сейчас это просто файлы с проектами, организованные в тонкие папки с прозрачным верхом, а хочу купить толстые - на кольцах) и просто смотрю, чем же мне сегодня интересно заниматься.

конечно, бывают и исключения, когда день приходится полностью заменять на шоппинг или общение с друзьями.

таким образом, за неделю я "сканирую" многие области, которыми мне интересно заниматься.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2007-05-02 06:38 am (UTC)
Здорово!
а я таки завела большую папку в которую переписала все дела, которые хотелось бы сделать. Заняло долго, но того стоит.

очень нравится ваша идея с цветными днями! я ее пожалуй тоже куда-нибудь приделаю!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: twisted_twins
2007-05-02 06:44 am (UTC)
рада, что чем-то помогла)) теперь у меня английский ассоциируется только с красным цветом, французский с желтым (он и менее важен в моей жизни)) в общем, выработала условные рефлексы на цвет)

на самом деле, с использованием цветов в организации чего-л. я столкнулась еще лет 8 назад, но это долгая история))

а сейчас я ее применяю на работе)) работаю в авиации, каждому самолету я условно присваиваю свой цвет, люди, которые работают на этом типе, получают свои цветные кружочки. когда мне надо визуально отобрать людей на этот тип (график бумажный и очень большой), я просто "отключаю" другие цвета и выискиваю только людей с нужным мне допуском (на самолет).

помните, в советских поликлиниках на карточки пациентов клеили синие кружочки, зеленые треугольнички и т.п.? мне кажется, таким образом тоже происходила более быстрая сортировка))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2007-05-02 06:50 am (UTC)
да-да-да!
вы правы - про быструю сортировку-отключение ненужного!
надо же, а я ничего не кодировала так! нужно немедленно обдумать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: twisted_twins
2007-05-02 07:41 am (UTC)
еще дополнение. все свои проекты, кроме лингвистических, заношу в такой бланк.
http://pics.livejournal.com/twisted_twins/pic/0001bbw2

и когда мне хочется чем-то заняться, я открываю папочку и просматриваю все файлы с проектами. таким образом, у меня после завершенного проекта есть и схемка (которую я подкалываю сзади), и описание, и сроки изготовления, и стоимость. часто это нужно бывает, когда тебя спрашвают: а как?? а сил на объяснение уже не осталось. или процесс уже не так точно в памяти хранится.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-05-03 06:20 am (UTC)

соррртировка

Я читала про это книжку.. Там было сказано, что при двойном кодировании (например, одновременно и словом, и символом) к обработке подключаются сразу два полушария мозга, что намного эффективнее чем одно. Еще там был хороший совет для людей, работающих с различными организациями - прикреплять на папку с документами по этой фирме ее логотип. Компании вклядываю миллионы долларов в то, чтобы мы его запомнили, так почему бы этим не воспользоваться? И такой нехитрый прием позволяет искать нужные материалы с космической скоростью...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: twisted_twins
2007-05-04 08:38 pm (UTC)

Re: соррртировка

ой, а можно про книжку поподробнее? а то я .s тоже почитала, систематизировала)) а так приходится все пробовать методом ненаучного тыка...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: psiho_de_lika
2007-05-02 11:41 am (UTC)
как здорово!!!
взяла способ на заметку!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: omotja
2007-10-29 03:37 pm (UTC)
Прочитав ваш коммент, мне показалось, что я читаю о себе:) Занятия лингвистикой (англ, франц, японский, испанский), вишивка крестиком, у меня ещё шитьё, спорт, история моды.
У меня по вашему примеру но в своей интерпретации - папки разных цветов - англ - красный, франц - синий и т.п., в больших папках - подпапки по темам.
Словом - классификация знаний - это наше всё.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: noir_nuit
2008-07-12 01:24 pm (UTC)
спасибо за комментарий! теперь тоже попробую систематизировать свои занятия подобным образом, пока у меня ощущение постоянной нехватки времени и топтания на месте :(
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2015-01-16 07:12 pm (UTC)

Алена: я и сканер, но больше дайвер. Мой опыт.

Алена: я много работала, с 7 лет на телефоне у мамы в агентстве недвижимости, с 14 раздавала флайеры, потом - промоутер, официантка, в салоне сотовой связи, потом несколько лет менеджером в разных компаниях... Получается, что всегда - в продажах. Потом стала работать с людьми, помогать им, стала профессионалом, потом - экспертом.
Всегда было интересно узнавать новое, но именно по моей сфере - продажи. Потом - консультирование.Всегда были тонны книг, отдала несколько сотен тысяч рублей на тренинги. Но часто их не проходила до конца... Потом себя корила... Что-то останавливало, чтобы закончить проект до конца...
Консалтинг очень разноплановен, я и до сих пор много изучаю, читаю... Поэтому я все-таки дайвер...
Очень правда разочаровывает, что я читаю неделю о блоггинге, читаю блоги, хочу начать писать, но боюсь, что буду писать плохо. Хочется сразу - чтобы было не хуже, чем у остальных, чтобы все по-правильному, с SEO и так далее. Потом понимаю, что требований так много, что с этим справиться либо профессиональная компания (чтобы мне помочь с блогом) либо команда - но ее найти, дать задачу (какую? непонятно... идей-то много)
И так ничего и не пишется - лет 5 уже.

Кроме работы интересен спорт-бодибилдинг, фитнес, дизайн интерьера (хочется супер-дизайн чтобы и по фен шуй и чтобы GTD и чтобы все красиво и функционально, надо только делать:), и начать готовить все от выпечки до правильному-по-спортивному (с расчетом калорий и даже знаю, где ина подробно расписана, но начала и бросила...), хочется и канал на ютуб вести (начала по-быстрому, всем понравился, но сказали, что надо свет лучше, звук и составлять план выступления, а то мысли прыгают - и забросила...), развивать свою компанию (уже люди просятся, а я даже не знаю, какие задачи им давать), книгу хочется написать (но мысли скачут уже 2 версии напислаа но в голове уже третья), надо и плнировать правильно (списки, GTD - и все заново сейчас, раньше вела, но система устарела а новую строить - опять у меня куча требований). И это только сотенная доля из всего, что хочется)))

Насчет неумения учиться - про меня в точку... Я в школе была отличницей, всегда были репетиторы (наверное, из-за этого нет упорства в обучении), но в принципе я упертая, если дело стоит в начале проекта, если его надо сдвинуть с мертвой точки. Но потом - бросаю, не заканчиваю, нет мотивации, я уже преодолела первый барьер... Именно преодолевать нравится, бзик прямо какой-то...

Некоторые проекты продвигаются хорошо по схеме: захотела провести семинар. не знаю как свои идеи самоорганизовать. нашла срочно консультанта -> заплатила ему денег он пообещал помочь на всех этапах. я себя убеждаю, что прибыль от семинара компенсирует расход -> он меня допинал по всем этапам. народ набрала. рекламу провела. контент сделаю но прибыль покрыла разве что треть -> зато удовлетворение я получила 100%

Но к сожалению, сама повторить хочу, но не могу, не хватает мотивации... Хотя нужно сделать семинар по другой теме, но неохота лезть за конспектами, опять все материалы заново делаю((

Очень помогает видение "проектами". Начало-ресурс-завершение-я с эти потому что-то сделаю)) С последним никогда не получается, но помогает хоть часть проектов допинать до конца. И очень помогает обратиться к консультантам! Правда, на это куча денег уходит...

Например, я давно увлекаюсь темой моды и разбора своего гардероба. Обратилась к стилистам двум, они разобрали мой гардероб, мы много выкинули. Потом обратилась по интернету к консультанту по цвету, так она мне названивала каждый день и я все-таки отправила ей свои фотки)) Она молодец)) Вот когда названивают и допинывают - все хорошо делается почти всегда))

Пыталась даже находить личного помощника, но это в основном студенты и они меня не выдерживали))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cat_and_sea
2015-06-28 06:58 pm (UTC)

Re: Алена: я и сканер, но больше дайвер. Мой опыт.

Очень понравился ваш рассказ... оказывается, я не одна такая!
У меня некоторые моменты точь-в-точь как у вас - например, про преодоление и потерю мотивацию. Очень люблю программировать и есть бзик сделать свое дело, казалось бы, отличное сочетание, но сколько проектов загнулось, не счесть - и все проиходит по такой же схеме: запал, работаю как безумная, потом первая начальная версия получилась, и все, желания продолжать нет, наверное, потому что определенные трудности преодолены.
Спасибо за идею видения "проектами" - надеюсь, поможет...
удачи нам!
(Reply) (Parent) (Thread)