Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Рождественские картинки


Сегодня у нас Стефан Лохнер (Stefan Lochner) с очень трогательной Марией и синими ангелочками.




Опять мы видим старый ветхий хлев. крыша его - сетка из тонких досок крыта чем-то вроде матов из спрессованной соломы, маты эти изрядно прохудились. Зато в центре такой удобный треугольный проем, в котором примостились пять ангелочков в синем и с синими же крылышками. Мне нравится, что у него из картины в картину перелетают эти синекрылые золотоволосые кудрявые ребятишки. Не скучные взрослые ангелы с длинными носами, а вот эти непосредственные создания. В руках у них, я так подозреваю, лист с гимном - и они распевают там во славу новорожденного.

Обратите внимание на дотошно выписанные столбы-опоры. Во-первых, они совершенно разные ( копи-пейста еще не было). Левый - вообще ствол прямо с корой и стесан только там, где нужна плоскость, чтобы прибить доску. Хотя хлев полуразрушен и открыт на все стороны, задняя его стенка забита досками до половины, выше заплетена прутьями.
Совершенно непонятно, зачем в задней стенке окно, да еще с доской-полочкой под ним. Но там опять удобно расположились круголовые ангелы с золотыми завитками и крылья их взмывают как кусты диковинных индиговых мальв.

За кормушкой с негустым сеном традиционная парочка - рыжая коровка и серый ослик. В этот раз мохнатые и какие-то прямо норштейновские. Смотрят друг на друга - ты чего-нибудь понял? - нет, а ты?

Новорожденный опять лежит на земле, но под него подстелили тонкий платок, на котором по углам вышиты декорированные кресты . И он вполне хорошенький младенчик, тоже круглоголовый. Правая ручка его поднята и указывает на небо двумя пальцами. За головой нимб , вполне такой живой и нарядный, как золоченая подставка для торта - и расписан по золоту красными цветами и украшен пробитыми вдоль края дырочками.

И Мария здесь очень юная и милая. Такая же крутолобая круглая головка на тонкой шее, рыже-золотистые волосы, гладкие по голове и прозрачными завитками вдоль спины. Лента из двух рядов жемчужин и золотой нимб опять же с дырочками по краю. У нее наивное лицо юной девочки, хорошо выполнившей свой урок, гладкий лоб и щеки и пухлые ручки с длинными пальцами. Платье и плащ ее одинакового цвета темной морской воды драпируются и лежат по земле очень красивыми складками и волнами.


Странно, что нигде в этой картине нет Иосифа. Мария одна на коленях в восхищении перед своим сыном.
Но забавно то, что хотя идея художника была именно в том, что Мария смотрит на младенца Христа, перспектива в картине такова, что Мария стоит под прямым углом к ребенку и смотрит мимо него, перпендикулярно. Тогда его ручка может привлекать внимание: ээй, мама, я тут на самом деле! Посмотри налево!

А слева в проеме видно, как луг усеян белыми овечками, как маргаритками, а над тремя суровыми пастухами летит синий ангел, сообщает им новость и показывает - туда, туда идите и поклонитесь новому царю. И одеты пастухи очень добротно и нарядно. На них длинные подпоясанные жилеты - и в цвет им круглые, по плечам пелерины с цельнокроенными капюшонами. причем капюшоны плотные и закрывают голову до подбородка. А уж сверху надеты шляпы - на одном круглой золотист- желтой миской с узкими круглыми полями, на другом с - тульей как у шлема и полями широкими и лихо заломленными.

Очень красива вся гамма картины - от золотисто-желтого, через красивый золотисто-зеленый цвет травы - к морскому зелено-синему плаща Марии и чисто- синему одежд и крыльев малышей-ангелов.
Tags: art, nativity
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments