Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Очередная дихотомия: гаррипоттеры против робинзонов

Разговоры о Монте-Кристо навели меня на очередное деление на два.
(Монте-Кристо, кстати, плохим-то, конечно, пакостил. Но хорошим нервы своими благодеяниями мотал! Я, как умелец эффектных выходок, вижу эту его страсть - не добро совершать, а в дешевых эффектах засветить себя. Можно же было тихо и милосердно денег дать - нееет, он будет с секундомером в руках сидеть, ожидая, пока измученный за полгода несчастий человек, поставив себе срок, подносит руку с пистолетом к виску - и только в этот момент обрушивать на него все - деньги, возвращенное честное имя, корабль под парусами и старую команду...)

Деление на два вышло такое: книги про Гарри Поттера и книги про Робинзона Крузо.
Я люблю вторые.

Поттерокниги написаны про несчастных, которых давят и угнетают, сводят к нулю, курощают и низводят все, кому не лень. И все, что они делают - это страдают и низводятся. А потом вдруг - опа! - они неизвестные собачьи принцы, им достаются невесть откуда сокровища, непроявляющиися до этого супервозможности и сверхспособности, наследство от дедушки и неземная красота во взрослом состоянии. Эти книги любимы и ценимы, потому что многие ощущают себя такими гонимыми, непризнанными и радостно встречают возможность волшебного поправления дел, без прикладывания сил и как бы в плату за то, что вот ведь страдали? Утенка щипали, Гаррика запирали в шкафу, Неточку изводили до истерик все кому не лень, Эдмона заточили и всяко предали... В этих книгах всегда со вкусом описываются страдания, с нажимом, с педалированием, уж дальше некуда - но еще догонят и отнимут распоследнюю конфету.

Робинзонокниги тоже включают в себя тяжкие обстоятельства. Но никакого слезомойства не получается. Потому что герои их никак не переживают трагедийно нарастающий шквал "несправедливостей". Они говорят себе - ну да, кораблекрушение, остров, пойдем посмотрим, что там в этом сундуке. И дальше - справляются. "Справляются" - это не результат, это стиль взаимодействия с жизнью. Удивительно то, что даже в трагических обстоятельствах это "справление" вполне себе оптимистично и зачастую наполнено юмором. Мой любимый Уайлдер пишет о таких людях - что бы там трагического не было из них никак нельзя выжать сто литров соленых мизераблей. Эти книги не делятся на две отчетливых части - давительскую-рыдальческую и победительно-всем-надавальческую, они обычно идут так же как идет жизнь, и пружина действия там другая. А герои могут и умирать в отличие от поттерокниг, где все герои получают сундук денег, принцессу, умение видеть сквозь стены и пони в придачу, а бяки уходят , кланяясь и потирая надранные уши.

В том же "Монте-Кристо", кстати, Дантес - типичный Гарричка, а аббат Фария - совершенный Робинзон. За списком его изобретений, приспособлений и инструментов я следила, открыв рот. Тоже товарищ сидит в подземелье замка Иф, а какая разница в проведении досуга! ©
Tags: divan_psychology, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →