Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

старинные выкройки и корица. Чем поразил меня фильм Фанни и Александр

Главное свойство моего организма известно из школьной физики - инерционность. Если я сижу, меня почти невозможно столкнуть в движение. Если я вздумала двигаться - сестрица утверждает, что меня легче прибить, чем остановить.
Это я к чему? Вот сижу без писания в жж - и трудно себя столкнуть:) А народ уже справляется, где я, что я.
А я пекла сегодня маффины, есть семья их отказывается - там шоколадных чипсов больше, чем теста.
Еще я потихоньку разбираю бумаги и старые вырезки. Бьюсь в попытках овладеть бисерным крошетом. И смотрю кино.

Долгое время я на вопрос о любимом фильме говорила - "Фанни и Александер". Там для меня, любительницы картинок, подробная красивейшая жизнь - с едой, платьями, волшебными фонарями, матросками, мишками, оленями и елками. Дело происходит в Швеции в начале того века. Первый раз я его смотрела еще в скудной советской жизни - и он меня совершенно потряс. Потрясли семейные праздники, красные бархатные занавеси, золотые елки, мерцание всяких штучек.

Я испытывала два раздирающие меня чувства - тоску по этой, насыщенной теплыми вещами жизни - и ужасно потрясшее меня открытие. В нашей жизни все делилось терминально и жестко - до революции и после. До - красивые платья, фарфоровые куклы, тонкие сервизы, После - мешковина, ящики и цинковые корыта. Почти все фарфоровое и шелковое было разбито, изорвано и унесено вихрями войн и революций.

И вдруг я поняла - что революция была только у нас! Что вот у них в Швеции, нет никакого зверского обрыва, никто в один момент не топтал сапогами семейного столетнего уюта - и все эти вещи вполне возможно и сейчас в семье, и так же достаются кружевные скатерти и тяжелое серебро, плетеные олени, качающие головой, благородные рюмочки для коньяка и бисерные экраны для свечей. Жизнь их бытовая не прерывалась. Они могли беднеть, и была война с бомбежками, но никто насильственно и нагло не разлучал их с прелестями жизни, не отнимал, не приходил в дом и не гадил в их фарфоровые вазы, присвоив себе право идеологическое на отделение хозяев от их вещей.

Хочется сказать - вот тут я и стала антисоветчицей:) Звучит это идиотски-напыщенно, но тоска по красивому праздничному быту, многопоколенной семье с традициями, запаху корицы от пирогов мигом перечеркнули все школьные пафосные рассказки про детишек, спасавших свинцовые россыпи партийной типографии и бодрых обитателей коммун для беспризорников.

Только вот вдобавок мне казалось, что в моей жизни никогда уже не будет этого - ни корицы, ни бархатных портьер, ни оленей с санками в рождество, ничего из этих украшений и игрушек в праздничном доме. Потому что вот такая у меня страна и не будет другой, а в этой не будет другой жизни, а от прошлого из "дореволюции" у меня только тщательно сберегаемые осколки и огрызочки...

И я боялась теперь смотреть этот фильм. Потому что многое из того, что помнилось ранее чудесным - сейчас при пересмотрах вдруг выцветает, виден картон и бедные тряпочки, бутафорские стекляшки. А фильм оказался опять ровно таким же, как я его помнила, с тем же праздничным снегом и огнями, нарядным театром и бархатными портьерами, красивыми платьями у женщин и праздничным красным, красным, красным, рубиновым и винным. И плетеный олень все так же качал головой в украшенной комнате. И у Александра все та же матроска, тот же яркий рот и непроницаемо черные глаза.
Только теперь этот фильм в два раза длиннее, не порезанный для кинотеатра - а неспешный, с остановками по желанию, повторами, рассматриванию покадрово.
Первый диск из двух я смотрю уже неделю...

Tags: anthropology, cinema, life_pleasures
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →