Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

беспристрастный свидетель первого свидания Анны и Вронского

Пропущу введение в эссе, потому что оно все - в личных, пока недоказанных эпитетах, примененных к Анне, из чего мы можем заключить, что автор считает Анну опасной, коварной расчетливой, пустой, неумной, подлым, но примитивным манипулятором, шантажисткой, профессиональной использовательницей своей красоты, нечистоплотной, корыстолюбивой, мотовкой, ведущей разгульный образ жизни, неспособной к самостоятельному заработку(!), высокомерной, властной, тщеславной, одержимой лишь желанием соблазнять, скандалисткой, провокаторшой, без каких-либо интересов, кроме соблазнения мужчин, разрушительницей, олицетворением ненормальности, греховности и зла.
но перейдем к первой главе:
Курсивом цитаты, цветом выделены мои несогласия.
Алексей Александрович как-то не особенно собирался на ней жениться – красота, изящество и очарование Анны не воздействовали на него. Почему? Потому что Каренин всегда был: 1) глубокой натурой, интуитивно стремящейся к духовности, 2) недюжинного ума человеком, 3) на тот момент – при условии двух предыдущих пунктов – он уже был далеко не мальчик, которого женщина могла взять вот так с кондачка.

Ни об уме его, ни об интуитивном стремлении к абстрактной духовности в тексте нет ни слова. Дословно говорится, что Каренин был сиротой, с маленьким состоянием, воспитан дядей, выучился и с помощью дяди встал на служебную дорогу.

"...и с той поры исключительно отдался служебному честолюбию. Ни в гимназии, ни в университете, ни после на службе Алексей Александрович не завязал ни с кем дружеских отношений."


У него практически не было друзей и так он дожил до вполне пожилого возраста - было ему к сорока, когда в губернии, где он был губернатором, его познакомила с племянницей и и вынудила жениться богатая губернская барыня. Никакой особой духовности, Каренин скрупулезно высчитывает доводы за и против:

"Алексей Александрович долго колебался. Столько же доводов было тогда за этот шаг, сколько и против, и не было того решительного повода, который бы заставил его изменить своему правилу: воздерживаться в сомнении;"


Однако тетка намекнула, что он девушку скомпрометировал уже своим вниманием - и Каренин женился. Ни с той, ни с другой стороны это не было любовью или страстным желанием быть вместе - обычный, устроенный родственниками брак ( уходящий обычай. по которому так сокрушается мать Кити)

- Я начну сначала: ты вышла замуж за человека, который на двадцать лет старше тебя. Ты вышла замуж без любви или не зная любви. Это была ошибка, положим.
- Ужасная ошибка!- сказала Анна


Из разговора Анны со Стивой мы видим, что оба они спустя девять лет считают это ошибкой.

Однако он все-таки женился – и сам не понял, как это произошло. А просто брак с таким человеком был выгоден, и Облонские, используя, мягко говоря, нечистоплотные методы, сделали все для того, чтобы заставить его жениться. Думается, не без согласия Анны, а то и с прямым ее участием в этой интриге – понимала же она, что не произвела на Алексея Александровича нужного впечатления, раз уж он не предлагает его этого сам; и понимала же она, что почему-то он все-таки женился на ней.

В выгодности брака в те времена не было ничего, чего стоило бы стыдиться. Для Кити тоже рассматривают жениха не пустячного. Кроме того, у Каренина кроме служебного положения состояния не было, а у Анны вполне возможно было, раз тетушка ее была богатая барыня. Старый возраст плюс положение с одной стороны - и молодость , красота и возможно деньги с другой. Я не верю, что такой честолюбивый и деловой человек в сорок лет прямо сам не понял, как это произошло. Просчитал - и согласился.

Для контраста к "ужасному и подлому " поведению Анниной родни, посмотрите, что происходит у тонких и прекрасных Щербацких ( мать решила ускорить решение Вронского и уже похвасталась этим отцу Кити):

- Что? Вот что! кричал князь, размахивая руками и тотчас же запахивая свой беличий халат. - То, что в вас нет гордости, достоинства, что вы срамите, губите дочь этим сватовством, подлым, дурацким!
- Да помилуй, ради самого бога, князь, что я сделала? - говорила княгиня, чуть не плача. (...)
- Что вы сделали? А вот что: во-первых, вы заманиваете жениха, и вся Москва будет говорить, и резонно. Если вы делаете вечера, так зовите всех, а не избранных женишков. Позовите всех этих тютьков (так князь называл московских молодых людей), позовите тапера, в пускай пляшут, а не так, как нынче, - женишков, и сводить. Мне видеть мерзко, мерзко, и вы добились, вскружили голову девчонке. Левин в тысячу раз лучше человек. А это франтик петербургский, их на машине делают, они все на одну стать, и все дрянь. Да хоть бы он принц крови был, моя дочь ни в ком не нуждается!
- Да что же я сделала?
- А то... - с гневом вскрикнул князь.
- Знаю я, что если тебя слушать, - перебила княгиня, - то мы никогда не
отдадим дочь замуж.


В браке у Карениных родился сын Сережа. Жизнь главы семейства протекала в трудах на благо России, а жизнь Анны – в светском блеске. У Анны великолепный вкус ко всему, что может ее украсить – к нарядам, драгоценностям, разговорам, манерам. Это даже не просто великолепный вкус, а целое профессионально разработанное и отлично налаженное производство по изготовлению и поддержке имиджа.

Заявление полностью придуманное автором.
Будучи замужем за серьезным и пожилым человеком Анна большей частью разделяла круг его знакомств.
Вот что говорит о ее "светской" жизни Толстой:


"Петербургский высший круг, собственно, один; все знают друг друга, даже ездят друг к другу. Но в этом большом круге есть свои подразделения. Анна Аркадьевна Каренина имела друзей и тесные связи в трех различных кругах.

Один круг был служебный, официальный круг ее мужа, состоявший из его сослуживцев и подчиненных, самым разнообразным и прихотливым образом связанных и разъединенных в общественных условиях. Анна теперь с трудом могла вспомнить то чувство почти набожного уважения, которое она в первое время имела к этим лицам. Теперь она знала всех их, как знают друг друга в уездном городе; знала, у кого какие привычки и слабости, у кого какой сапог жмет ногу; знала их отношения друг к другу и к главному центру; знала, кто за кого и как и чем держится и кто с кем и в чем сходятся и расходятся; но
этот круг правительственных, мужских интересов никогда, несмотря на внушения графини Лидии Ивановны, не мог интересовать ее, она избегала его.

Другой близкий Анне кружок - это был тот, через который Алексей Александрович сделал свою карьеру. Центром этого кружка была графиня Лидия Ивановна. Это был кружок старых, некрасивых, добродетельных и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин. Один из умных людей, принадлежащих к этому кружку, называл его "совестью петербургского общества". Алексей Александрович очень дорожил этим кружком, и Анна, так умевшая сживаться со всеми, нашла себе в первое время своей петербургской жизни друзей и в этом круге. (...)

Третий круг, наконец, где она имела связи, был собственно свет, - свет балов, обедов, блестящих туалетов,(...) Связь ее с этим кругом держалась чрез княгиню Бетси Тверскую, жену ее двоюродного брата, у которой было сто двадцать тысяч дохода и которая с самого появления Анны в свет особенно полюбила ее, ухаживала за ней и втягивала в свой круг(...)
Анна первое время избегала, сколько могла, этого света княгини Тверской, так как он требовал расходов выше ее средств, да и по душе она предпочитала первый;"



Вот это жизнь Анны до встречи с Вронским. "Налаженное производство по поддержке имиджа"? О чем это эссеистка? Никакого потока драгоценностей и нарядов, средства Анны не позволяли ей постоянно быть в свете, на всех мероприятиях светских дам.

"Пред отъездом в Москву она, вообще мастерица одеваться не очень дорого, отдала модистке для переделки три платья."


Что до балов, так вот говорит Анна:

"Нет, душа моя, для меня уж нет таких балов, где весело, - сказала Анна, и Кити увидела в ее глазах тот особенный мир, который ей не был открыт. - Для меня есть такие, на которых менее трудно и скучно..."



"Анна блистает в свете, она светская львица – она словно постоянно участвует в конкурсах красоты, неизменно побеждая соперниц. Демонстрировать себя, вызывать зависть и восхищение собой – ее единственное занятие, которому она и предается без устали. Я не осуждаю. Я только подчеркиваю, что это ее единственное занятие."

Ничего подобного и даже близкого в тексте нет. Нет никаких соперниц, побежденных или победивших - и слова о них не звучит, нет страсти Анны демонстрировать себя и уж тем более вызывать зависть. Подчеркивание, что это ее единственное занятие вообще лишено смысла - потому что Анна воспитывает сына, ведет дом,
и большей частью участвует в разговорах с серьезными пожилыми, деловыми людьми, близкими и интересными ее мужу. И всего один раз за это время ею увлекся какой-то подчиненный ее мужа - и супруги, обсудив, решили, что ничего страшного, бывает.

Духовная Кити, кстати, никакими серьезными делами не занимается вовсе:

Княжне Кити Щербацкой было восемнадцать лет. Она выезжала первую зиму. Успехи ее в свете были больше, чем обеих ее старших сестер, и больше, чем даже ожидала княгиня. Мало того, что юноши, танцующие на московских балах, почти все были влюблены в Кити, уже в первую зиму представились две
серьезные партии: Левин и, тотчас же после его отъезда, граф Вронский.



идем дальше:
"Так они живут девять лет. Все это время в Анне медленно копится разрушительная сила, обусловленная ее комплексом превосходства, или гордыней. ( Не наблюдалось ни комплекса ни гордыни )
И однажды Анне становится скучно. ( не было - придумано авторессой)
Все рекорды побиты. Все соперницы низвергнуты. Все виды дозволенного кокетства тысячу раз перепробованы. Все мужчины давно упали к ее ногам ( Придумано. Придумано. Придумано. Придумано)


. Всё скучно и хочется большего. Что же дальше? В ней начинает потихоньку зреть мысль о любовнике." ( Фантазии авторессы. Фантазии авторессы)

Все дальнейшее бурное описание планов Анны - и знание того, что ей не нужна был сексуальная удовлетворенность, интрижка и большая любовь, а нужен был любовник-тряпка-раб - это, мол, она так тайно придумала и с такой целью выехала в секс-вояж в Москву - целиком высосано автором из пальца.

В фактах у нас только то, что она едет мирить брата с женой и для этого оставила сына, с которым не расставалась и очень по нему скучает. Похоже, она вообще первый раз за девять лет оставляет дом и семейный размеренный быт.
Все остальные разнузданные фантазии секс-господства уже сверхдомыслы.

"А в это время в Москве некий офицер, богатый и блестящий молодой человек, Алексей Кириллович Вронский, ухаживает за Кити – Катериной Александровной Щербацкой, сестрой Долли. И все уверены, что Вронский вот-вот сделает ей предложение. Все, кроме самого Вронского. Ему просто нравится ухаживать за девушкой, и он уверен, что ничего дурного в этом нет. Дело в том, что Вронский с детских лет был практически брошен матерью ради ее многочисленных любовников (как потом Каренина бросила сына ради него самого! неслучайный штрих), а потому не получил должных навыков в этом щекотливом вопросе. Поэтому, не собираясь жениться на Кити, он и понятия не имел, что своими невинными, как ему казалось, ухаживаниями он дискредитирует девушку. Кити же и ее родителям и в голову не приходит, что о подобных вещах можно не знать."
А кто получал должные навыки??? и отчего ему мама должна была их привить - а не папа, к примеру? чем неслучаен штрих, что Анна оставила сына ради Вронского? Собственно, там все герои сиротинушки - и Вронский, и Каренин и сама Анна, и Левин - да и сам Лев Толстой - у всех мамы-папы умерли рано. Так никто из них и не узнал. как правильно жениться!

На самом деле так и есть. Вронский просто испытал "после роскошной и грубой петербургской жизни, прелесть сближения со светскою милою и невинною девушкой, которая полюбила его". И на самом деле ни на миг не думал, что это серьезно. Он ни сказал ей ни одного слова, которого бы не мог сказать при всех. И даже так:

"Если б он мог слышать, что говорили ее родители в этот вечер, если б он мог перенестись на точку зрения семьи и узнать, что Кити будет несчастна, если он не женится на ней, он бы очень удивился и не поверил бы этому. Он не мог поверить тому, что то, что доставляло такое большое и хорошее удовольствие ему, а главное ей, могло быть дурно. Еще меньше он мог бы поверить тому, что он должен жениться.



Спросите меня, считаю ли я его негодяем - и я отвечу нет. Это девушкам позарез нужно было замуж, это их родителям нужно было их пристроить. Эти их задачи и цели и формировали их восприятие окружающей действительности. Мужчин они фильтровали на "партия" и "не партия". Внутри их надобностей это очень понятное мироощущение и поведение. Но у всего остального мира надобности и цели были другие, свои - и они, как и Щербацкие, занимались своими целями.
Иногда в свете случалась любовь. Иногда совпадали надобности и задачи. Так или иначе, браки устраивались, если это было нужно обеим сторонам.
Непроницаемость областей понятий у "женихов" и "невест" не позволяла им соответствовать ожиданиям друг друга.

Вообще, кстати, этот роман весь - про эту непроницаемость чужого мира и мучительное непонимание, несовпадение, постоянную рассинхронизированность миров.

"К тому же из Петербурга в Москву (в одном купе с Карениной) едет его мать – а для чего же она и едет, думают Кити и ее родные, как не благословить сына на женитьбу?!"

Тоже фактическая неточность. Мать Вронского жила в Москве, как и он в то время. Она ездила в Петербург навещать старшего сына и на крестины внука и просто и без умысла возвращалась домой. Другое дело, что за время ее отсутствия до нее дошли слухи о Вронском и Кити. И совсем третье дело, что "бесхитростная" Щербацкая-мать активно планировала подтолкнуть Вронского к деланию предложения и провентилировать это дело с его матерью.

"А теперь представьте себе: Анна только что проделала долгую, довольно тягостную дорогу, наверняка устала, утомилась, как всякий живой человек, и вдруг – столько эмоций! Сначала – дружелюбие и внимательность. А потом и еще целый каскад – оживленность, улыбка, блеск во взгляде и даже свет в глазах – правда, все это приглушенное, сдержанное, но тем не менее сколько всего при короткой случайной встрече с незнакомым мужчиной!"

Не вижу ни малейшего криминала! Если бы Анна описывалась бледной и изможденной, постоянно погруженной в заботы и страхи - и вдруг в одной сцене, ради красивого офицера начинала играть глазами и бедрами! Так ведь ее энергичность - постоянно подчеркивается Толстым. Она энергично ходит, оживленно говорит, играет с детьми, устраивается на ночлег, раздевается после бала. Это просто ее жизненная характеристика, а не вампирская взвинченность в предвкушении жертвы.

"свое желание в отношении Вронского уже взращено и сформировано в ней – задолго до самого Вронского, на месте которого, кстати, мог быть и кто-нибудь другой, потому что Вронский для нее лишь подходящий объект, соответствующий ее тайным желаниям, в существовании которых она вполне дает себе внутренний отчет."
Домыслы, домыслы. домыслы. Особенно про внутренний отчет. Я еще поверю, что после девяти лет в скучной конюшне Каренина эту полную сил лошадку веселит свобода, но вот в продуманность и внутренние отчеты - не верю. А фактов про это нет.

Тут случается несчастье с задавленным сторожем.
"Первое. «Дурное предзнаменование». Важный вопрос, до которого так и не додумался ни один восторженный критик: почему эта мысль пришла в голову только ей? Почему все остальные восприняли это как несчастье – как чужое несчастье, которое не имеет к их жизни никакого отношения, и только одна Анна воспринимает это как предзнаменование? При этом как дурное предзнаменование? "

У всех остальных вполне хорошие обстоятельства, а Стива не способен на долгие горести. Анну же вызвали на тяжелое дело - разлад, почти разъезд семьи. у нее впереди непонятные и грустные хлопоты - и кому приятно встретиться со смертью.
Да и вся структура романа - двойниковая - там все случается по два раза, все рифмуется, все отражается. Это любит моя сестрица - исследовать структуры романов, выстраивать их почти чисто математические чертежи. Ведь кроме рассказа нам о жизни нескольких людей, роман еще и предмет литературный, структура.

"А ведь это замечание о дурном предзнаменовании напрямую связано с Вронским, вернее с нехорошим, некрасивым планом Анны насчет него – с планом, давно ею вынашиваемым и вот только что обретшим потенциального героя для воплощения."

Фантастические домыслы, ваша честь.

"Итак, «А ты давно знаешь Вронского?» – с живостью спрашивает она. Давно, отвечает Стива, и мы все даже надеемся, что он женится на Кити.

«Да? – тихо сказала Анна».

Вот оно! Сказала – тихо. Она ведь уже все давно придумала себе и уже успела примерить это на Вронского – и вдруг этакое препятствие… у него есть невеста, и эта невеста – ее родственница! Похоже, ей придется оставить его в покое, ведь это же нехорошо, некрасиво, подло, в конце концов, отбивать из прихоти чужого жениха, да еще жениха родственницы, да к тому же откровенно позорить этим уважаемое семейство Щербацких. Но как жаль… Ведь она уже настроилась на Вронского! Неужели и впрямь придется отказаться от него?"


Придумано, придумано, придумано.
По фактам лишь то, что два красивых, здоровых, одного круга человека встретились и, судя по тонким штрихам внешнего поведения, описанного Толстым, проявили к друг другу мимолетный интерес. Поскольку он перед глазами, Анна еще держит его в сознании - потом нормальным движением - многим знаком жест встряхивания головой при смене темы - переходит к теме своего приезда - семейным проблемам Стивы и Долли.

Факты меня убеждают, что интерес у пары к друг другу есть. Но никаких фактов нет в пользу того, что Анна выстроила свой доминатриксный план, взяла билет в другой город ( зачем?) и методично его выполняет.

"И она тут же заговаривает Стиве зубы, начиная обсуждать его домашние дела.
Какая мгновенная реакция. Реакция профессионального лжеца."


Ну да, ну да. Анна-то думает, что приехала мирить Стиву. Но автор-то лучше знает, что у нее в порочных и извращенных планах. Врать всем. Врать мгновенно. Не проколоться. На самом деле у нее тут мерзкие пароли-явки уже намечены и надо профессионально врать всем и сразу.
А кстати - что такое "профессионально"? Очень качественно, пройдя обучение и тренинг, получив диплом? Или ежедневно, в рабочие часы, за деньги, зарабатывая себе на жизнь?

Впечатление у меня осталось, что целиком все было автором со страшными натяжками придумано.
Tags: anna_karenina, lev_tolstoy, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 199 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →