Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

А вам хочется выглядеть самым умным?

История про человека с комплексом эксперта.
Не то, чтобы уж захватывающе интересная. Но обещала:)
Было это давно. Компьютеры на рабочих местах были еще в диковинку, но я как-то уже была при них. Работы с ними еще сильно не было, поэтому я копалась и осваивала все, что в них помещалось, а попутно ходила в гости к разным другим обладателям компьютерных редкостей. Так я увидела, например, первый сканер. Предыдущая моя работа была исключительно ручная, и мы с другом и коллегой рисовали, клеили, вырезали и писали всяческие вещи - от макетов целого города до орденов в мой рост.

И вот однажды, прихожу я домой, а мой тогдашний ( далее МТ) с кем-то разговаривает. Смотрю, сидит на диване милый такой молодой человек. Правда очень милый.
За исключением одной самонадеянной глупости.
Он делает русские шрифты.
Время было абсолютно до-дизайнерское. То есть дизайнеры-то были. И более того, все мои друзья были дизайнеры. Но они были на самом деле дизайнеры, а не мальчики-верстальщики, которые натянули это слово на себя потом. То есть они дизайнерили автомобили, малые городские формы, сумасшедшие стулья и фирменные стили предприятий-гигантов.

Однако мальчик, который сидел у нас в гостях, был первой ласточкой будущих "дизайнеров". У него было какое-то техническое образование, 286-й компьютер, ощущение непонятной власти над сложными вещами и фамилия Самоделкин. Нет, фамилия у него была красивая в действительности:) Но настоящая - Самоделкин. Он уже по пикселям нарисовал один шрифт и жажадал расширить сферу. Наверное, еще и продавать шрифты хотел. При этом никакого даже отдаленного представления о сложной области шрифтостроения он не имел! Во всем остальном будучи вполне интеллигентным приятным молодым человеком.

У меня со шрифтами были сложные отношения. Я их не любила, как все вычерчиваемое. Поэтому в нашем тандеме на работе все шрифтовые работы делал мой друг ( не путайте его с МТ). Он это дело любил, у него мечтательно закатывались глаза, когда дело доходило до надписей. Он нежно вычерчивал волосяные линии строк и перебирал свои трафареты. Все это было ДО эпохи принтеров, плоттеров и режущих самоклеющуюся пленку девайсов.
Нашими сокровищами были большие листы какого-то дивного материала, гладкого с одной стороны, и матово-нежного с другой. На них мы бритвенно острыми ножичками вырезали буквы. Никаких пошлых перемычек. Вторая часть буквы просто вырезалась чуть поодаль и накладывалась вторым проходом. Буковка за буковкой натирались специальными кисточками, которые мы делали из помазков хорошего качества, туго, до посинения обертывая их изолентой. Плоский плотный волосяной торец натирал почти сухую краску сквозь изящные прорези.

Я могла писать километры каллиграфических завитков, но ненавидела прямые ровные строи нормальных букв с их тонкостями. Кернинг делался на ходу, под вдохновенным взглядом моего коллеги. Буквы не могут отстоять друг от друга на равные промежутки, как казалось бы человеку несведущему. В силу того, что у букв разные очертания, их нужно разносить или сдвигать на совершенно разные промежутки, чтобы на глаз казалось, что они идут равномерно и приятно, не толпясь, но и не отставая от строя. Друг мой умел это делать виртуозно. Я страдала ( как впрочем и сейчас) от своей типографической безграмотности и преодолевая отвращение к ровным линиям, читала про буквы все, что могла найти. А также всякими неправдами добывала книги со шрифтами, которых просто не существовало тогда в природе:)

И вот я прихожу домой, а там сидит этот милый мальчик, а напротив него МТ и они говорят о шрифтах.

Это я прислушиваясь понимаю, что о шрифтах.

То есть оба они ни миллиграмма не понимают в вопросе, но один задает вопросы, а второй, что интересно, солидным экспертским голосом отвечает. Меня они не замечают вообще, молчи женщина, когда джигиты разговаривают. Ну мальчик-то самоделкин ладно! Но вот этот, МТ, он-то знает, что если в нашем доме кто и знает что-то о шрифтах и дизайне - то этот человек носит юбку. Однако он не делает попытки вовлечь меня в разговор, более того, он делает всяческие намеки, что неплохо бы мне удалиться на кухню. Но я не удаляюсь, а продолжаю тихо офигевать в кресле у дверей.

Вообще ни тогда ни сейчас, но тогда в особенности, я бы не позволила мужчине ( моему) потерять прилюдно лицо. Поэтому ни замечаний, ни упреков, ни упаси бог, скандалов на людях быть не могло в моей жизни в принципе. И не могло быть даже перебивания этой экспертской арии.

И вот вижу я , что прямо в моем же присутствии МТ закончив какой-то пассаж о дизайне, со словами: а вообще - почитай-ка вот это, найдешь себе кое-что полезное - начинает выдергивать с полок ( моих!!) книги по шрифтам ( мои!!!!) и совать самоделкину в руки. Офигевшая я провожаю глазами "спутник художника-оформителя", "Шрифты" белорусского издательства, а так же сокровище - Чихольда, укупленного немыслимой счастливой случайностью в каком-то букинистическом, безумно красиво сверстанного, необычного вытянутого формата изящную книжечку, раритет и тогда и сейчас.

Нынешняя я надавала бы всем диванной подушкой по ушам, Чихольда вернула бы на полку, а мальчику велела бы забыть о карьере шрифтовика-затейника, по крайней мере до той поры, когда его бы не изумляло, что букву О надо делать больше остальной строки.
А тогда я не позволила себе в присутствии посторонних подорвать экспертскую видимость МТ. Рвать и метать мне хочется до сих пор - особенно потому что ни зелененького томика шрифтов, ни великолепного Чихольда я уже никогда не увидела. Я его даже почитать не успела! Только полюбоваться на вытянутые пропорции, прекрасные шрифты и благородство полей.

Видит бог, я терпела весь их разговор, как могла. До сих пор не понимаю этого комплекса. Ни словом не обмолвиться, что вот мол она этим занимается, важно отвечать на вопросы, не сознаваться, что не имеешь понятия о чем говоришь, лишь бы выглядеть этим экспертом...

Моя паранджовость сломалась на последнем вопросе:)
Молодой человек, уже глядя на МТ как на гуру, спросил:
- А вот еще бывают... то ли понкты, то ли пуйнты... Это что-то связано с размером...
МТ задумался всего на секунду. И сказал уверенным экспертным тоном:
- А! Так это дюймы!
-...
- Точно тебе говорю, дюймы!
Молодой человек, до этого веривший каждому гласному и согласному звуку, несколько растерялся. Он, наверное, знал, сколько метров в дюйме, и что-то не стыковалось в его голове.

Тут уже я не выдержала. У нас еще не было программ верстки и даже простого Ворда. Но какая-то контора при нашей мэрии закупила минитипографию за рубежом. И меня каким-то образом сосватали им переводить документацию. Слов я типографских не знала вовсе никаких, поэтому мы сели с их опытным печатником, человеком, который работал в обычной доэлектронной типографии и стали читать. Я по-русски, как могла, говорила текст, а он радостно узнавая процессы, подсказывал мне русские термины и объяснял разные неизвестности попутно.
Вот от него-то я и узнала о типографских пунктах.

И не выдержала. Хорошо ли, плохо ли будет молодой Самоделкин ваять свои шрифты, но он не заслуживал совершенной дезориентации.

И я скромно сказала от дверей:
-Это пункты, или по-английски point - единица измерения кегля шрифта. Суть этой единицы очень проста - слово означает "точка" - ну и размер единицы примерно в одну типографскую точку. Можно себе представить, что шрифт в шесть пунктов - это очень маленький шрифт, собственно говоря, минимальный пристойный для чтения размер...

Самоделкин посмотрел на меня так, будто заговорила мебель или кошка.

На его лице не было благодарности или радости понимания. Он посмотрел на меня, стараясь ничего не выражать лицом, и перевел вопросительный взгляд на МТ. Что бы сделала я в такой ситуации? Впрочем, при чем тут я. Человек с комплексом эксперта не выйдет из роли ни на миг. Он кивнул покровительственно на ожидающий взгляд: ну да, ну да, я ее натаскал немного по вопросу, можно верить. Лицо молодого человека мгновенно просияло. Понятно, сказал он МТ. - А вот... И тут же задал следующий уточняющий вопрос. Опять эксперту.:)
Очень скоро меня вытеснили на кухню мягким, но железным недоумением: может ты все же приготовишь гостю чаю?

И Самоделкин вскоре ушел, прижимая к груди мои книги и раскланиваясь, благодаря за помощь МТ.
Книг, как я уже говорила, я больше не увидела...

Но зато постепенно научилась задавать вопросы - это ты знаешь или думаешь? каждому, кто выглядел как эксперт:)
Tags: divan_psychology, istorii, ludi
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →