Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Заглянула на секунду и затянуло как всегда

Заглянула в "Анну Каренину", чтобы посмотреть насчет танцев на балу. А подвигло меня на это то, что я наткнулась на очередной сериал по "Анне", с удивительным составом - наполовину литовцы, наполовину итальянцы. Зрители пишут, что это лучший сериал с точки зрения химии между Анной и Вронским.

Так вот, там у Кити все надежды возлагались на "большой венский вальс". Они все говорят об этом, как о каком-то грандиозном, прямо с придыханием говорят все с большой буквы:) Но я совершенно не помню, чтобы в русских романах говорили вот так - Большой Венский Вальс. Мне вообще казалось, что само выражение "венский вальс" - стало популярным уже в эпоху оперетт и музыкальных кинофильмов. Википедия мне рассказала, что "венский вальс" был популярен чуть ли не с семнадцатого века.

Но в романе, конечно, не вальс, а мазурка. На мазурку она возлагала надежды. А вальс был первым ее танцем - распорядитель бала Егорушка Корсунский подхватил ее у входа и закружил. А после танца ей сказали фразу "Вы и в залу входите танцуя" - на этой фразе нам классе в пятом или шестом в учебнике объясняли, почему не каждое деепричастие выделяется запятыми.

Я не смогла остановиться на танцах и зачиталась - как всегда, когда я попадаю на Каренину. И каждый раз еще какие-то детали замечаю.

Вот про мазурку, например. Кити только что отказала Левину, потому что наивно ожидала, что Вронский сделает ей вот-вот предложение. Наивно - оттого, что Вронскому такое и в голову не приходило. Он с удовольствием ходил к ним в гости, с удовольствием болтал с хорошенькой Кити, но совершенно не подозревал, что его поведение обязывает его объясниться и жениться, иначе он компрометирует девушку. Ни объясняться в любви, ни жениться - не приходило ему в мысли.

Поэтому он считал себя совершенно свободным, когда его так поразила и увлекла Анна. Поэтому меня всегда изумляли сердящиеся читательницы - "Она украла у Кити жениха". Там нечего было красть - он Кити никогда не принадлежал - и не собирался принадлежать.

Но Анна сама - несколько иное дело. В отличие от Вронского она знала точно, что Кити думает, что он на грани предложения, и что Кити влюблена и считает его своим. На практике Анна, конечно, быстро со своей острой наблюдательностью поняла, что Вронского Кити нисколько не интересует с точки зрения "моя женщина", и весь роман там односторонний и в воображении Кити. Но в общем пространстве, в присутствии и Кити и людей, которые ожидают от Вронского шагов, она внезапно начинает вести себя как человек, ничего этого не знающий. (Я, кстати, поэтому стараюсь не сходиться с женщинами нигде. Напризнается такая Кити тебе в своей страсти - а ты потом принимай во внимание их чувства. А нет конфидантства - нет и побочных соображений, совершенная свобода в любых отношениях и начинаниях.)

А мазурку Кити ждала потому что в мазурке были перерывы, пока распорядитель придумывал фигуры и можно было стоять рядом и разговаривать. Нам трудно сейчас представить с нашей свободой в общении, но у юной девушки того времени не много было возможностей остаться с поклонником наедине. На визитах у них Вронский обычно был в присутствии гостей и родителей Кити. А танцы давали возможность говорить один на один. То, что такое время гарантированно будет - Кити ждала заранее и на это рассчитывала.

Но при этом Левину в отличие от Вронского удавалось остаться с нею наедине - и в первой их встрече на катке и во время визита, когда он ей сделал предложение один на один. Потому что ему хотелось - и он находил возможности. А Вронскому просто нравилась любовь Кити, но он сам ничего не делал, и она могла рассчитывать только на встречи в обществе.

И неверно рассчитала. Мазурку Вронский танцевал с Анной - и Кити болезненно и неожиданно увидела, как выглядит этот человек, когда он действительно влюблен.

Еще одна мелочь, которая ускользнула от меня в предыдущих чтениях. Толстой про Анну проговаривается, что она всегда только притворялась в чувствах к мужу. Притворство это она ощущала, но никогда не переводила в слова или отчетливое понимание. А на вокзале после ночного и снежного признания Вронского вдруг осознала, что всегда притворялась и как ей неприятно сейчас за себя.

"В особенности поразило ее чувство недовольства собой, которое она испытала при встрече с ним. Чувство то было давнишнее, знакомое чувство, похожее на состояние притворства, которое она испытывала в отношениях к мужу; но прежде она не замечала этого чувства, теперь она ясно и больно сознала его."

То есть она все время притворялась, привычно - а у Каренина было очень самодовольное чувство, что она полностью открыта для него и они очень близки. Когда же она перестала притворяться, что он ей близок - у него осталось ощущение, что отняли что-то настоящее.

"Но для него, знавшего ее, знавшего, что, когда он ложился пятью минутами позже, она замечала и спрашивала о причине, для него, знавшего, что всякую свою радость, веселье, горе она тотчас сообщала ему, — для него теперь видеть, что она не хотела замечать его состояния, что не хотела ни слова сказать о себе, означало многое. Он видел, что та глубина ее души, всегда прежде открытая пред ним, была закрыта от него. Мало того, по тону ее он видел, что она и не смущалась этим, а прямо как бы говорила ему: да, закрыта, и это так должно быть и будет вперед."

Толстой прямо мастер показывать вот эту рассинхронизированность в чувствах людей - он пишет с точки зрения зрителя-бога этого места, знающего в подробностях, что чувстует внутри каждый из его героев - и одновременно видит, как другой даже близко не представляет себе этих чувств, конструирует сам какую-то картинку - и с этой картинкой общается. И как оба промахиваются.

Вот я в одном из прошлых постов писала про сцену, где Анна сказала Вронскому о беременности - и как они оба видели свое и даже вообразить не могли, что за мысли и чувства в голове у другого.

А Толстой это все время фиксирует, как omnipresent god, как будто показывает нам одновременно и две внешние фигуры и два рентгеновских снимка их изнутри, но никогда не выражает своего отношения к этой несовпадаемости. Не говорит - как это трагично! Не говорит - Ах, если бы они только знали! Не упрекает людей за то, что они неспособны совершенно представить себе другого изнутри - вернее, правильно представить. Фиксирует и описывает, как анатом, для нас, но не вмешивается даже слабым сожалением. А я, как начала это замечать, так испытываю чувство, похожее на отчаяние.
Tags: anna_karenina, anthropology1, divan_psychology, females, reading, tolstoy
Subscribe

  • Очередной пионерский отчет перед товарищами. Дни 3-4

    Третий-четвертый день жизни по пионерскому обещанию. 1. Довольно долго писала отчет про первые дни, припоминая все, обходя столы. Затем вздумала в…

  • Чтение после фильма: Элинор Глин

    В фильме Cat’s Meow мне очень понравилась гостья на яхте - известная в то время писательница Элинор Глин. Ее играет англичанка Джоанна Ламли…

  • Экзистенциальный вопрос

    Я все думаю про эту идею от эволюции - про вкладывание энергии против растрачивания ее даром. Сравниваю с этой парой все свои действия в день. Почти…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Очередной пионерский отчет перед товарищами. Дни 3-4

    Третий-четвертый день жизни по пионерскому обещанию. 1. Довольно долго писала отчет про первые дни, припоминая все, обходя столы. Затем вздумала в…

  • Чтение после фильма: Элинор Глин

    В фильме Cat’s Meow мне очень понравилась гостья на яхте - известная в то время писательница Элинор Глин. Ее играет англичанка Джоанна Ламли…

  • Экзистенциальный вопрос

    Я все думаю про эту идею от эволюции - про вкладывание энергии против растрачивания ее даром. Сравниваю с этой парой все свои действия в день. Почти…