Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Теория и практика

Вспомнила  еще хороший пример из жизни про связь изучения умственного и практического применения !

На первом курсе мы поначалу писали акварелью и гуашью. Гуашь была переходным материалом к масляной живописи.

Но перед тем, как дать нам в руки краски в тюбиках, пинен и льняное масло, нам прочли курс «Техника и технология масляной живописи».

 Он казался мне очень увлекательным, но странным - как будто на берегу тебя учат плавать.

Мы прошли описания всех существующих красок и пигментов. Как они называются, что у них в основе, прозрачные они или кроющие, интенсивные или слабые. Как смешиваются с другими красками - и с точки зрения цвета и с точки зрения прочности. Какие-то смеси могли сильно жухнуть, какие-то растрескиваться в будущем, какие-то давать неожиданный цвет.

Рассказали нам и про растворители и лаки и их особенности - больше этого - и работа потухнет, но быстро высохнет, больше того и будет яркая и густая, но плохо сохнущая, с этим одним - почернеет, с тем - осыплется.

И про техники - наложения краски, самой живописи. Что такое пастозная живопись, а что живопись лессировками. Наш преподаватель заодно преподавал историю искусств, поэтому  постоянно  ссылался на картины и художников. Был он отчасти старый сатир, поэтому я запомнила у него пассаж про кадмий красный, кажется, - как Ватто писал этим «коленочки и попочки молоденьких девиц». Ну с другой стороны - уж что писал. Из истории искусств правду не выбросишь.


Изучили мы и инструменты, кроме кистей - от мастихина до муштабеля. Этюдники, мольберты, основу под живопись - дерево, картон, холсты. Учили нас и грунтовать эти холсты и картоны. Можно было купить готовое - но дорого, так что  самостоятельная грунтовка из желатина и белой гуаши была подробно записана в тетрадки тоже.

Сложность была в том, что  я, несмотря на то, что сдала все на «отлично», не очень хорошо представляла, как это выглядит в реальности. И казалось бы, все эти сведения в отрыве от практики выглядели сомнительно и бесполезно.

Но весь фокус в том, что никак невозможно было иначе. Выпустить нас сразу к тюбикам, без понятийной базы совсем? А так у меня была какая-то основа в голове - охра желтая вот такой унылый цвет, охра красная -  другой. Ультрамарин темный, церулеум светлый - и подходит для неба, но в смесях быстро пропадает. Краплак отлично годится для лессировок, но страшно интенсивный . Тюбики не казались совсем незнакомыми.  И что делать с мастихином - тоже не было совершенно непонятным.

Но начинаешь работать - и понимаешь, что опять ничего не понимаешь. Вдруг этот цвет пропал. А здесь неожиданно при добавке черного возник сильный зеленый оттенок. И что делаешь? - Ныряешь опять в ту общую тетрадь, где подробные конспекты.

И внезапно думаешь - вооон оно что! Теоретически учил - но совершенно не представлял или не посчитал важным, а вот она, практика  - и внезапно все обретает смысл.

Так я поняла, что незачем ныть и ругаться, невозможная идеальная ситуация, где ты прочел - и все знаешь на практике, или начал на практике - и все понятно без теории. Она, ситуация, вот такая неидеальная - но работающая.

Немного теории - ныряешь в практику на тех знаниях, что есть, натыкаешься на непонятное и неизвестное - опять возвращаешься к теории, замечаешь там то, что не видел - бежишь исправлять в реальности.

Вот так оно и работает. Поэтому как бы вам ни казалось, что вы из чтения поняли, как это и про что - делайте задания и упражнения. Только там вы поймете, что половину пропустили. Или не увидели совершенно прямо и открыто сказанного.

*************************

А я поискала  про технологии масляной живописи что в интернете есть.

Нашла вот такой текст .
Это очень похоже на мою советского еще закала учебу, но в более кратком варианте.

Еще один краткий вариант про техники масляной живописи вот тут .
Есть русская книга «Секреты живописи старых мастеров» (авторы - Фейнберг и Гренберг) , но я ее не видела.

Англоязычных книг про масляную живопись много и практически у всех хорошие рейтинги

И у меня был хороший пост от Саши Беляева scrawnypaws про итальянскую классическую технику живописи
Tags: art_for beginners, learning, tehnologii_jizni
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments