А читала я старый журнал.
Это был один из первых журналов, которые я стала покупать, приехав в Америку. Потом даже, кажется, выписывать.
Он был про совершенно не знакомый мне мир кантри-рукоделий, кукол-примитивов, всяких примитивных выпиленных деревянных знаков-фигурок, и такого очень американского крафта. В первый месяц я, помню, очень удивилась, что у них все на одно лицо - вытянутое, с носом треугольником и в темных неярких цветах. У меня даже возникла идиотская мысль написать им - мол, есть и другие пропорции, можно вот кругленьких кукол делать, и цвета другие есть - например, у наших русских мастериц.
Я теперь понимаю, что любое такое желание - от малых знаний, от знания только узко своего и думания, что это хорошо. Письмо я не написала, но очень быстро, к следующему номеру-двум поняла, что это они не друг у друга копируют "авторские" находки, и что это вообще не авторское - это формат! Это формат вот таких кантри крафтов, с этими пропорциями, с этими цветами, с этими тканями и манерой рисовать Санту или тыкву с глазами.
И я помню, что эти журналы мне очень нравились - казалось, что там уйма проектов интересных, что там такие дизайны красивые, идей полно и фотографии увлекательные.
А не видела я их много лет - как-то мы переезжали все, я их куда-то хорошо сложила в коробки и подписала, а потом увлеклась другим и кучу других журналов выписывала - и про бисер, и про арткукол, и про миксд медиа всякие художества, и про артблоггинг, и про мастерские, и про полимерную глину, и про бумагу. Горы только росли, до старых посмотреть руки не доходили.
А сейчас, двадцать лет спустя, они вывалились. И я сегодня села так удобно, чтобы полистать журнал и порадоваться куче красивого...
А там все ужасно:))
Все проекты стали мне казаться очень примитивными. Очень сюсюльными ( знаете, как мы в детству научались рисовать зайца такого со щеками восьмеркой и глазами арками на них сидящими? Потом мне этот заяц казался воплощением китча и дурацкости). Очень старомодными, даже старушечьими...
На самом деле и со временем они могли стать старушечьими - было тогда тетеньке пятьдесят, сейчас семьдесят. Но дело даже не в этом!
За эти двадцать лет крафтовая реальность поделилась на несмешивающиеся страты. Возникла хипстерская прослойка таких молодых крафтеров, которые обосновались на этси и торгуют на молодежных ярмарках типа Rentgade Fair. И осталось старшее поколение, кому двадцать лет назад было под и за сорок. И вот они продолжали все такое традиционное-традиционное. Но не в смысле фольклорное, а в смысле - расписные тусклые деревяшки, держащие в руках знак "Welcome!", солома-колокольцы, снеговики из старых лампочек, вышивка пластиковых коробочек, подставки под стаканы, тряпичные куклы с вышитыми красными носами-треугольниками, печворк и квилты. Всех зовут Дебра или Барбара.
И вдруг эта старая эстетика мне стала совсем чужой и очень скушной. Я первый раз это поняла на выставке квилтов года три назад. Обычно так любила эти выставки, а тут зашла - обвела глазами зал и поняла, что тут все старые. Просто нафталинные старушки с нафталинными лоскутками. И прямо меня тоска взяла от этого старушечества - еще не старинности. Не знаю, понятно ли я объясняю - внутри-то мне это чувство очень понятно.
Но вот пустотных и разреженных этси-хипстеров я тоже полюбить не смогла. На последней ренегатской ярмарке мне было ужасно пусто и ужасно не хватало впечатлений. Все было очень простое и прямоугольное. Деревянные шарики и квадраты. Кожаные прямоугольнички без всего - в виде сумок и кошельков. Детская одежка из блеклого серого, сшитая бесформенными квадратами. Глиняные кружки в невнятной бесцветной обливке. Палочка на цепочке в качестве украшений. Блокноты с простыми треугольничками на обложке.
Но вот этот журнал мня прямо расстроил:) Он же лежал где-то, как мне сюрприз, как обещанная радость - и на тебе!
А еще я внезапно поняла то, что раньше не замечала или не помнила! Это был не просто журнал, это был бумажный Этси до изобретения Этси.
Вот в бусных журналах было понятное правило - они делали столько страниц с проектами, сколько у них было страниц с рекламой. А в этом журнале есть несколько проектов с описаниями, а все остальное состояит из картинок всяких работ в этом жанре. Но картинки-то, оказывается, объявления! То есть весь журнал набит картинками разных кукол, Сант, снеговиков и тыкв - а под ними информация с адресом, как заказать и купить либо саму эту фигуру либо паттерн на нее. Такому как я - журнал с картинками и идеями. Остальным - магазин. Что можно сделать для дома к праздникам, что для местной ярмарки на продажу, где взять инструкцию, а у кого купить ржавые бубенчики или сердечки.
Какие у меня выводы?
В свое время эти журналы были для меня неоценимым подспорьем для проникновения в душу и эстетику американских крафтов. Я столько узнала всего, так наглядела глаз на эти художества и их правила! Начиталась про материалы и техники, мне незнакомые.
Сейчас мне там ничего не нравится. Это не моя эстетика (какой она стала на сегодняшний день).
Тем лучше - не стоит вопроса - ах, жалко расставаться, хоть и не нужно. Я их все соберу и распрощаюсь с ними. Выставлю на ибей, пусть купит тот, кому близко и нужно. Или на местный крейглист. Но все это после карантинов уже. Если совсем лень будет - отнесу в магазин пожертований или библиотеку, бесплатно отдам.
( а у меня ведь есть еще крафтовые журналы советских времен... и я их помню как прекрасные. Теперь мне страшно даже эту коробку искать:))