С набросками существует такая засада: хорошо они получаются у тех, кто умеет рисовать, а чтобы хорошо уметь рисовать, нужно рисовать много набросков.
Как выйти из этого парадокса? Ставить себе учебные задачи. Каждый отдельный набросок может не получаться у вас идеально - и даже более-менее хорошо - но может приближать вас к умению хорошо рисовать на небольшой шаг. Если вы не ставите задач, а просто машете карандашом, куда вздумается, ничего улучшаться не будет.
Но, повторю - в умении рисовать нет ничего сверхъестественного, более-менее грамотно реалистично рисовать можно научить каждого человека.
В прошлых постах мы обсуждали важность знаний - если вы знаете законы перспективы, базовую анатомию человека, основные пропорции и закономерности человеческого тела и лица, вам будет легче проводить линии на нужных местах, вы будете пред-знать, что вас на этом месте ожидает - и рисовать будет легче.
Многие из вас уже тренировали просто умение наносить линии. Это совершенно необязательно делать на самих набросках и необязательно делать на людях. Тренируйте умение рисовать прямые линии, овалы, выгнутые и вогнутые линии, штриховку в любом месте и в любое время на любой мусорной бумаге. Пусть рука чувствует легкость и точность, привыкает к гибкости и умению нанести нужную линию в нужном месте.
Кроме знаний и чисто технической свободы руки с инструментом, вам понадобятся умения видеть предметы и человеческую фигуру - видеть в том, смысле, чтобы уметь преобразовать это в плоский рисунок на бумаге. Многие начинающие просто столбенеют в недоумении - хорошо, я вижу фигуру или стол с чашкой - но что конкретно я должен увидеть, понять и перенести на бумагу? Все сложно, тут складки, там сокращения - как увидеть-то то, что будет потом на плоском рисунке?
А это отдельные умения. С ними вы можете более-менее похоже изобразить то, что перед вами - даже если пока не знаете всех законов и сведений анатомический и перспективных. Камера вон тоже не знает, но умеет переносить автоматически на плоскость, правда? Так и вы можете умениями переносить уже пристойно, а заодно будет легче наблюдать за анатомией и перспективой с объемами в пространстве.
Что входит в такие умения? Вполне простые вещи, доступные каждому человеку, знакомому с геометрией.
1) Видеть,под каким углом идут линии контура предмета или фигуры (затем можно будет переходить к линиям внутри фигуры)
2) Видеть, из каких геометрических фигур состоят предметы и люди
3) Видеть пропорции - какие предметы (и части предметов) по размеру в сравнении друг с другом, какой больше, какой меньше - и наколько
4) Видеть, как предметы и части их расположены относительно друг друга
Для этого вам достаточно представлять себе основные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, трапецию - и хорошо осознавать вокруг себя горизонтали и вертикали.
Все время ощущать горизонталь и вертикаль - в плоскости ващего зрения и на бумаге, где вы рисуете - очень важно. От них вы будете отталкиваться практически в ста процентах случаев.
С вертикалями все ясно - все, что идет прямо вниз - стены, углы, ножки столов, бока прямых банок и стаканов, грани коробок, столбы - все будет на рисунке иметь вертикальные линии. Ровно параллельные боковому краю листа. И соответственно перпендикулярные, подходящие под прямым углом к нижнему или верхнему краю листа.
С горизонталями сложнее. В реальности множество вещей расположены горизонтально - поверхность стола и пола, дороги, линии окон на доме, верхний край стакана, полки шкафа, подошвы обуви. Но в рисунке все будет уже не так просто. Ровно горизонтальными - то есть параллельными нижнему краю листа можно рисовать только то, что стоит прямо перед вами и параллельно вашему лицу. Если вы сидите на диване перед телевизором - его “лицо” параллельно вашему и верхняя и нижняя кромка будут на рисунке идти параллельно краю листа. Если же вы повернете экран в сторону - все! - его кромки все так же будут горизонтальны в реальном мире, но на плоскости рисунка сразу станут наклонными.
Вся перспектива рисуется на листе такими наклонными линиями. Но линия горизонта, как правило, является горизонтальной линией. Как правило - потому что с точки зрения перспективы она такая есть, но в жизни ее могут загораживать холмы, деревья, небоскребы и все такое.
Линия горизонта на рисунке - это условная линия, показывающая, на каком уровне ваши глаза. В ровном поле она будет совпадать с линией горизонта реального. Но даже если вы не видите горизонта “полевого”, у вас в рисовании всегда есть такая воображаемая линия. Она задает вам и понятие о горизонтальности - и раздел между предметами, вещами и частями. Все, что ниже этой линии, вы видите сверху - внутри коробки, отверстие в стакане, поверхность стола. Все, что выше - вы видите снизу - донышко чашки с клеймом завода, дно коробки снизу, полку или столешницу с нижней части.
Начинающему художнику на помощь приходит карандаш. Если вы возьмете его твердо за один конец, вытянете руку и поставите карандаш ровно вертикально или ровно горизонтально (параллельно своему лицу, не отгибая от себя), а потом закроете один глаз, можно будет подносить этот карандаш к разным линиям и проверять, насколько они отклоняются от горизонтали и вертикали.

Иллюстрация с сайта helpiks.org
Где вас никто не видит - можете вовсю махать карандашом, как волшебной палочкой. В остальных местах пытайтесь визуально представлять горизонталь и вертикаль - и смотреть, насколько линии рисунка отклоняются от этих базовых осей. Пытайтесь замечать это отклонение в принципе. Затем пытайтесь понять - насколько сильно это отклонение, куда ближе линия - к горизонтали или вертикали? А может быть идет ровно под углом в 45 градусов? То есть равно и от вертикали и от горизонтали?
Этим можно заниматься без реального рисования. Смотрите на что-то, в транспорте, на улице, в ожидании - и все время наблюдайте - нога этого человека идет под каким углом? А голова? Линия затылка или носа? Край рукава или подола? Линия сумки или портфеля? Линия воротника или шарфа?
Когда вы будете рисовать, это наблюдение и перенесение на бумагу должно идти одновременно с рисованием - вы должны мгновенно увидеть, куда идет линия его спины или бедра - и провести такую же на рисунке. Но можно же это умение тренировать и когда рисовать нет возможности. Оно будет складываться в копилку и нарастать.
В следующий раз поговорим про следующие умения:)