Становится видно, где Толстой потом насокращал, но сам в голове держал полную историю или мотивацию – и ему казалось, что такого краткого варианта достаточно. Но у нас-то нет его подробного знания, что там было на самом деле:)
Внешности у него тоже изменились, либо притушились.
Пьер, например, был не только толст и неуклюж, с повисшими руками-плетьми, но еще и гнилозуб. Там много раз по тексту про его плохие зубы, испорченные – когда он улыбается, например. Странно для человека, выросшего в общем в довольстве и достатке, с богачом отцом.
А еще он коротко острижен – и это подчеркивается. Видимо потому, что у нормальных людей есть такие вихры, которые они зачесывают вперед и на виски. В описаниях людей там много раз про то, что волосы с затылка начесаны вперед (прямо президент Т. вспоминается). И вот Элен после замужества ему не давала коротко стричься и носить очки.
Кстати, про Элен. Мы же знаем, что в толстовские времена были другие понятия от худобе-толстоте. Толстой же всегда описывает нейтрально – не видно у него осуждения или неприязни ни при описании худых женщин, ни толстых. И тех и других он описывает как красивых.
Так вот, Элен через пару лет после свадьбы описывается как «очень полная, но не толстая». Она высокого роста, очень полная и поразительно красивая. Мне всегда очень хотелось посмотреть это изнутри толстовской головы! И на Элен и на Анну.
Зато Соня просто толстая. Так он про нее в первых черновиках пишет – но тоже как про хорошенькую и объект влюбленности Николя. Она толстая, полнокровная, у нее черные волосы, длинная и большая коса, которая дважды обертывается вокруг головы как корона (и у Элен тоже). Полнокровная – это о том, что она красная:) Толстой описывает ее красные шею и плечи, все в пупырышках.
Потом толстая превращается в худенькую миниатюрную брюнетку.
Болконский – очень маленький человек, с крошечными нежными ручками и ногами. И вот эти крошечные ножки и маленькие белые нежные ручки у Толстого совершенно не в умаление ему, а практически в любование. У Андрэ всегда нахмуренное недовольное лицо, сдвинутые брови. Нежен он только с Пьером, остальные все ему не нравятся – или очень не нравятся. Со слугами он говорит по-русски, очень грубо, металлически неприятным голосом.
И жена его тоже маленькая, с маленькими ручками и ножками, только еще «брюхата». Хорошо, что Толстой это скотное слово потом убрал. Я представляю, как они приходят на прием к Аннетт Шерер – катятся по паркету такие два катигорошка, маленькие, с крошечными ножками, только он перманентно уксусный и хмурый, а она перманентно с улыбкой до ушей.
Ну и Наташа:)
Отголоски этого портрета остались в романе, но не так подробно. А в черновиках описано подробно и не раз.
У нее маленький лобик и узкие глаза. Это как раз в умаление написано, как неправильные, некрасивые черты. Нос среднего размера. Но вся нижняя часть лица – гигантская. Очень большой толстогубый рот и большущий, крупный и длинный подбородок. Подбородок этот сливается с мощной шеей – неожиданной на худых плечах. Шея, как у Толстого повелось, красная и в прыщиках.
От шеи, кстати, остался отголосок – там, где в романе Наташа плачет, у нее опускаются углы растянутого рта и «содрогнулась ее широкая шея»...
Чуть позже он пишет про верхнюю половину лица – лоб, глаза и нос – что они были очень красивы, но нижняя часть все та же – большой подбородок и толстые губы.
Но она так двигается, смеется, смотрит, сияет, болтает, что никто вообще ее черты рассмотреть не может – и остается только ощущение прелестности и поражающей очаровательности.
(потом еще напишу про сюжетные подробности, которые Толстой урезал в окончательном варианте)
__________________
А вот тут я давно писала про черновики к "Анне Карениной"