?

Log in

No account? Create an account
Новое воодушевление - Перемена участи — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Новое воодушевление [May. 28th, 2019|01:01 pm]
Alika
[Tags|, , , ]

А что меня навело вчера на мысль про воодушевление от перечитывания? Я взялась перечитывать вторую книгу Мари Кондо -

Spark Joy: An Illustrated Master Class on the Art of Organizing and Tidying Up


На меня и первая книга произвела очень вдохновляющее впечатление, я под ее влиянием разобрала самое захламленное место в нашем доме - гараж и все его шкафы и запасы. А тут в очередной раз взялась за склады дома - и мне сама выпала в руки эта вторая небольшая книжка. В ней Мари учла все вопросы и  пожелания после первой книги - и снабдила ее рисунками и иллюстрациями, ну и развернула полнее описания того, что нужно сделать.

И вот, с самого начала, она меня так воодушевляет:) Повторяет просты истины - а мне прямо ярко они ложатся в голову. Что если у вещи нет постоянного места - порядка никогда не будет. Эти вещи так и будут кочевать по дому, лежать по углам, скапливаться на полках или стульях. Это не ваше неумение убирать в доме - это реальность - у вещи нет дома, ее некуда возвращать.

Ну и ее постоянный рефрен - фокус внутренний не на том, что выбросить, а на том, что оставить - а оставить только любимые, хорошие, работающие отлично и приносящие радость и глазу и рукам вещи. Я теперь на все смотрю с такой точки зрения - даже при  новых покупках.

Мне всегда жалко этих любимых и хороших вещей - если за завалами я их не вижу или забываю пользоваться. Мне кажется, я им должна больше любви - а себе больше удовольствия:) И если расчистить поле от ненужного и нелюбимого - их будет лучше видно!

Еще она говорит - не храните ничего «на всякий случай». Купите или найдете потом, когда случай настанет. Все мое существо, выросшее в бесконечном советском дефиците, этому сопротивляется. Но я сама себе напоминаю случаи- очень редкие - когда выбросили и понадобилось - и понимаю, что ничего ужасного не произошло. Нашли в другом месте, купили заново, научились обходными маневрами делать то же самое. Ну да, в первый момент огорчение - ах, почему?? - но никто не умер и качество жизни  практически не пострадало.

То есть чужие советы мне не так убедительны эмоционально, как собственный опыт. А собственный опыт говорит - были же времена, когда совсем ничего не было - и все равно справились. Нужного-то все равно немного, а храним мы с превышением в несколько раз. Если справились с рождением ребенка, когда вокруг не было ничего - ни готовой одежды, ни куска ткани в продаже - буквально не во что завернуть из роддома. Все равно справились. Друзья дали понемногу - буквально кто метр фланели, кто три метра унылого ситца, кто кружевной конвертик. И я все нашила и вышила, одеяло и подстилку для пеленания сострочила из кусочков. Не тот печворк, на который режут хорошие ткани, а самый настоящий - из обрезков и остатков. В моем случае - в магазине при швейной фабрике я назадолго до этого купила брикеты обрезков ситцевых и фланелевых - небольшими треугольничками и квадратиками. Вот из них все и сшила:)

И уж этот свой собственный опыт должен меня лучше японской кудесницы убедить - уж в условиях, когда вокруг все можно купить, можно и не хранить ненужное.

В предыдущие годы, когда деточка была школьницей - все пригождалось, все краски по ткани, все обрезки жатой бумаги, все веревочки, все-все-все. Приходит ребенок - завтра нужно срочно!!! У тебя есть…? - А у мамы все есть:)

А нынче можно и не хранить. Ребенок сам себе купит, а я не будут это делать. Спрашиваю ее - она поддерживает - все отдавай в магазин пожертвований!

 Но крафтовый мой шкаф под лестницей, все равно полон коробок со всем что угодно - тут полистирольные шары, там ракушки и стеклянные камушки, здесь вышивальные нитки, там искусственные цветы, в этих коробках - материалы для лепки, а тут всякие клеи. Горы книжек для крафтов(чтобы страницы использовать, а не с инструкциями), ящик деревянных вещей для росписи. Ну и так далее:) Но главное, что я из него все выпотрошила лишнее - и теперь в него легког зайти и любую коробку достать. Теперь следить за тем, чтобы семья туда не впихивала все ненужное. А то у них это быстро - о! Шкафик под лестницей, дверь открыть и быстро вкинуть туда что-то.

Еще Мари говорит, что люди не понимают разницу между наведением порядка и наведением чистоты. А это два разных процесса и разные задачи. Даже враги у них разные. В наведении чистоты, говорит она, мы боремся против природы - которая накидывает пыли и грязи на наши вещи. А в наведении порядка мы боремся против себя - против нашей расхлябанности, стремления накапливать вещи,  неумения расставаться и нахватывания вещей, у которых нет места постоянной прописки.

Так что я теперь работаю на это -  как советский милиционер - есть ли у каждой вещи постоянная прописка - и как формалист: достаточно ли она хороша, красива и приятна, чтобы эту прописку ей предоставить:)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: sunnyse
2019-05-28 09:18 pm (UTC)
В голландском языке есть два разных глагола для "наводить порядок" и "наводить чистоту", opruimen и schoonmaken, очень удобно. А вот про борьбу с расхлябанностью и природой мне раньше не попадалось, прекрасное разделение.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-29 07:13 am (UTC)
Как здорово, что есть разные слова. Слова определяют понимание вещей. нет слова - и явление будто не существует.

И мне про то, кто враг в каждом случае очень понравилось! никогда не слышала такую идею.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fair_lady
2019-05-28 10:37 pm (UTC)
Ой, как вы хорошо сказали про то, что фокус на том, что оставить! Я всегда внутренне возражала людям, которые расхламляются, а теперь поняла почему: я просто более любвеобильная к вещам, чем большинство. Я вот рассказываю, что у меня десять лет (прописью: десять!) стояли по шкафам соковыжималки для цитрусовых и просто. Потом обстоятельства поменялись и я стала ими часто пользоваться. И да, они меня радовали намного больше, чем если бы я новые купила. Теперь я знаю ответ: меня всё это радует, имею право оставить.
Кстати, про наличие крафтовых материалов. Конечно, всё можно купить, но вот если прямо в процессе приходит мысль, что вот сюда бы ещё кожаный шнурочек... не бежать же за ним в магазин, тем более, если это ещё не план, а просто идея. А если есть - можно сделать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-29 07:16 am (UTC)
Точно: если радует - нужно оставлять:) А вы стали соки себе выжимать?

С крафтовыми припасами такие дело. если их оптимальное количество - им есть место и действительно всегда можно отыскать нужный шнурочек. Но бывает у людей, что всего так много, что они не могут найти. и точно знают, что такой клей, материал или штука у них есть - но не найдя идут и снова покупают, когда позарез нужно.

А потом находят три новеньких в случайном забытом месте:)
Не я, слава богу. Но огорчение их понять могу!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fair_lady
2019-05-29 10:59 pm (UTC)
Стала! В том-то и дело, что в 90е как-то фрукты были дешевые по ситуации, поэтому я их покупала много и прямо по утрам выжимала сок на всех (в квартире тогда жили я и трое мужчин), а потом мы стали жить только с мужем, родилась детка, цены поменялись и такого, чтобы на сок покупать - стало дорого. А в 2008 я уже нормально зарабатывала, у нас во Владивостоке появилось уже много дешевых яблок из Китая и я опять стала покупать ящиками (чтобы с доставкой) яблоки и апельсины и выжимать сок каждый день. Ещё помогло то, что я перебрала всю кухню и расставила всё удобно. Раньше у меня все соковыжималки, кофемолка и кофеварка стояли в одном шкафу по принципу однородности и выпутать это было целым делом (а потом сложить обратно, потому что складывалось всё как паззл, единственным способом), а потом я подумала, что это неудобно и расставила все устройства по разным шкафам, так, чтобы открыл шкаф - и взял. Благо память у меня хорошая и я помнила, что где лежит, так что можно было складывать совсем разные предметы в один шкаф. И тут-то я стала пользоваться, потому что удобно.
*со вздохом* следующий кухонный гарнитур я делала буквально под все устройства, исходя из этого рассчитывала высоту полок... Вздыхаю, потому что уехала оттуда, новым хозяевам, вряд ли будет особо удобно, это ж как разношенная обувь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-30 04:51 am (UTC)
Зато себе было удобно и уютно:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: what_and_why
2019-05-28 10:56 pm (UTC)
Про двух разных врагов — природу и расхлябанность — это прекрасно! А про разницу между наведением порядка и чистоты я поняла давно, в те годы, когда начала вести хозяйство, в какой-то позапрошлой жизни.

У меня отдельные графики были — для чистоты надо было просто с просчитанной заранее регулярностью мыть, протирать и чистить разные участки квартиры, а для порядка были специальные списки: некоторые участки надо было ежедневно по чуть-чуть разбирать (похоже на "горячие точки" в правилах расхлаления), некоторые еженедельно, некоторые раз в месяц, некоторые пару раз в год. У меня не по зонам квартира была разбита, а по частоте наведения порядка. Ну, например, книжные полки — пару раз в год протереть пыль со всех книг, а ящики письменного стола — раз в месяц проверить, всё ли там хорошо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-29 07:17 am (UTC)
А у меня похоже все слито - если я проверяю порядок, я неизменно и отмываю все.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: what_and_why
2019-05-29 12:09 pm (UTC)
:-) Или у тебя больше свободного времени (что маловероятно!), или ты не следишь за временем (что больше похоже на правду). Затраты времени же разные на все три варианта: только навести порядок, только навести чистоту, сделать оба дела вместе.

Я по времени смотрю: сколько могу выделить сейчас на уборку. И какой именно вариант в эти рамки укладывается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-29 06:52 pm (UTC)
Так у тебя, может, перманентный порядок:)

А я все идеала не добьюсь - местами у меня все прямо очень хорошо организовано и уложено, а местами еще очень требует организации и обдумывания. Но там, где я делаю идеальный кусок - все разобрано, все разложено так, как мне надо - это делание обязательно сопровождается отмыванием и начищением до блеска:)

А неидеальное - да, скорее всего, либо то, либо другое.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: what_and_why
2019-05-29 10:47 pm (UTC)
Ой, вот чего у меня точно нет, так это порядка :-). Причём с чистотой я отлично устроилась: у меня есть помощница, она именно наведением чистоты занимается, профессионально — перемывает всё, что можно, определёнными циклами (например, раз в пару месяцев отодвигает плиту и холодильник и моет за ними — я сама вообще бы не стала такое делать). Но рассортировывать вещи я ей редко доверяю, потому что у неё логика совсем не такая, как у меня. А мне обычно или некогда, или просто жалко времени (думаю "потом разберу"), или гости всё переставляют — особенно книги: я раз в несколько лет всё очень логично сортирую на полках, а потом начинается лето, приезжают потомки, друзья с детьми, читают, оставляют где попало, кто-то засовывает книги на свободные места, и через пару лет моя логичная сортировка сохраняется только на тех полках, откуда никто ничего не брал :-).

Раньше я думала, что если останусь на несколько дней одна дома, то наведу везде идеальный порядок — сейчас уже махнула рукой на эти мечты. Они в моих списках далеко от первых мест стоят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-30 04:52 am (UTC)
У меня наверное, всякого разного намного больше:) Я что только не собираю! ( а потом разбираю:))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: what_and_why
2019-05-30 01:28 pm (UTC)
Конечно! У меня только книги, всякие тетради с записями и немножко материалов для миниатюрной мебели (но они мало места занимают: всякие мелкие дощечки, палочки, лоскутки).

А при твоих занятиях — думаю, целые комнаты можно занять материалами :-).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ulito4ka_s
2019-05-29 08:04 am (UTC)
После последнего поста я как раз подумала о том, что именно эта книга Мари Кондо-та самая, советы из которой я последовательно выполняла, выполнила почти все и имела хороший результат в итоге. Застопорилась я как раз на художественных запасах, не смогла себя замотивировать разобрать масляные краски и привести в порядок палитры :) А теперь уже больше чем пол года прошло, пора все заново начинать)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-30 04:53 am (UTC)
А я как раз во вдохновительном порыве разобрала все рисовальные дела. А потом вытащила папки с бумагой и рисунками - и все. так они уже год лежат вынутые и неразобранные...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anfa
2019-05-29 12:59 pm (UTC)
очень интересно, спасибо! Мысль о том, что разные враги прям для меня революционна! :) Немножко более понятно почему мне трудно складывать на место, но легко и запросто пылесосить и мыть )

Еще характерно, что люди когда говорят о порядке, тоже часто имеют ввиду разные вещи. И приоритеты у всех разные. Я была однажды поражена, побывав в гостях у людей которые себя позиционировали как маньяки уборки. Да действительно, все вещи были разложены по местам, поверхности пусты и протерты, но к примеру на ковре была куча шерсти и еще всякого мелкого мусора, с общей высоты незаметного, но вблизи ужасающего своей обильностью ) Не сказать, что грязь комьями лежала, но ощущения чистоты у меня не было. Сравнивала с собой, и я, ощущавшая себя неряхой, недоумевала )) у меня вещи хоть и лежат стопками в относительном беспорядке, но зато они все чистые и пылесошу я регулярно и маньячно )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: wesel
2019-05-29 02:45 pm (UTC)
Вот мне всегда было интересно, как люди живут с вещами кучами - только потому, что пока у меня "кучи", я ведь не могу навести чистоту. Например, как вытереть со стола, если на нем вещи? Ну или как пылесосить, если вещи на полу? А как держать эти вещи в чистоте? Ведь если они такой стопкой полежат месяц, они сами пылью покроются. Не перетираете же вы вещи по одной, складывая их потом обратно в кучу..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anfa
2019-05-29 03:48 pm (UTC)
У нас регион такой, что пыли как-то особо нет. Кроме как после тополиного цветения. ну и месяцами вещи конечно не лежат, на полу кое что стоит да, обычно потому что нет ему места еще или уже, или убирать далеко(то что убирать я оборачиваю пленкой чтоб не пылилось)

Например сегодня надеваешь толстовку, а назавтра жарко и толстовка остается лежать на кресле утром, потому что в шкаф ее убирать как-то некомильфо, там же все чистое, стирать тоже рано, а на следующий день с большой вероятностью надевать опять.

Жара может быть 5 дней к примеру ) В выходные дойдут руки ее убрать.

Или могу снять сильно разнообразные вещи с сушилки лианы и некогда их разложить по ящичкам и могут несколько дней лежать ждать на комоде в спальне.

Или плед может на диване лежать не аккуратной стопочкой, а как скинул последний пользователь.

Таких вещей которые надо перетирать я не держу. Я говорю в основном о тряпичных вещах, иногда коробках, при смене сезона могут некоторое время вещи предыдущего болтаться то тут то там.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wesel
2019-05-30 07:58 am (UTC)
Наверное это тогда не про те вещи получается, про которые расхламление. У вас ведь предметы все по местам, кроме одежды и пледов, которая в активном использовании и потому не всегда на месте.

"Хлам", против которого направлено расхламление, у меня всегда ассоциируется с ситуацией, когда редко используемым предметам не хватает места на местах хранения, и они "выплескиваются" на поверхности - и пылятся там, если есть пыль. Книги и бумаги стопками где угодно, лаки для ногтей горкой на подоконнике, кастрюли и сковороды на плите, вот такое все. Кроме пыли, некоторые поверхности ведь пачкаются и без нее - столы, на которых едят, скажем. И когда на этом столе "живут" предметы, уборка превращается в тетрис - все переставь и протри, верни где было когда высохнет. Как и когда предметы "живут" в уголках на полу различных.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anfa
2019-05-30 04:32 pm (UTC)
мне кажется люди которые копят лаки горкой на подоконнике просто не заморачиваются их протиранием
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-30 04:55 am (UTC)
У меня был такой же знакомый! у него был просто обсцессивный порядок - все ровно-ровно, все подписано мелким почерком - и при этом грязно, холостяцки уныло, и полное отсутствие уюта.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olvven
2019-05-29 03:53 pm (UTC)
Какая простая мысль: что наведение чистоты и наведение порядка - это две большие разницы! Но мне никогда не приходила в голову. Ничего себе! Удивительно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-30 04:57 am (UTC)
Я еще раньше, когда была модератором флайледи все время объясняла это злобствующим критиканам. Флайледи - это про расхламление, про убирании лишнего, избавление от хлама, организацию удобного порядка - а вовсе не тетеньки, которые беспрерывно трут пыль тряпочками.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paparazzigirl
2019-05-29 04:26 pm (UTC)
Я еще где-то читала, что наведение чистоты - это про натирающие движения (мыть посуду, протирать пыль, пылесосить, мыть полы), а наведение порядка - перенос вещей в другие места. Интересно, что бытовая техника (посудомойка, стиралка-сушка) переводят мытье посуды и стирку из первой во вторую категорию, мы ничего больше не трем, а перемещаем тарелки-белье.

Edited at 2019-05-29 04:31 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-30 04:58 am (UTC)
Какое интересное и неожиданное наблюдение!
(Reply) (Parent) (Thread)