?

Log in

No account? Create an account
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про художественную жизнь - из ее гущи:) [May. 21st, 2019|02:38 am]
Alika
[Tags|, , , , , ]

Из рассказов детки про свою работу в художественной галерее.

Продают они в основном то, что называется Modern Masters - Пикассо, Шагала, Миро, Уорхолла, всякое такое. Те художники, что были прямо совсем поперек традиционной реалистичной живописи, такие современнные-современные - но сейчас уже тоже старые, перешедшие в разряд современной классики.

Хозяева ее скорее артдиллеры - то есть покупают и продают  работы известных художников, галерея сама есть, но не открыта для публики. Нужно быть покупателем и назначить встречу, тогда тебя примут. Цены серьезные - от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч. (Я когда-то писала, как дама покупала подарок для мужа)

И несколько раз в год они ездят на большие арт-шоу, арт-салоны.

И у меня опять повернулось восприятие. Когда-то так повернулось про модельные агентства, поставляющие моделей для рекламы и съемок разных. А теперь вот про эти большие арт-салоны.

Арт-шоу устроители проводят в большом, как ангар, помещении. Там снимают места разные галереи и отдельные художники. Даже самое маленькое место недешево - ее друг-художник снимал небольшое пространство на стене за 4 тысячи, а когда галереи снимают большое место - с отделениями, стендами, местом для сидения и даже хозяйственным закутком - это намного дороже. Идет шоу дня три-пять, и после официального открытия туда идет обычная публика. Билеты просто входные тоже стоят недешево. Но вот тут и начинается то, что я поняла.

Обычная публика заплатила деньги за вход - и думает, что именно они - клиенты. То есть они заплатили, а галереи им теперь обязаны поставить услугу - показать что-то. Я тоже воспринимала такие шоу как гигантские выставки. А оказалось, что выставки такого рода, как у меня в голове, бывают только в музеях - там действительно тебе за билет поставляют услугу - посмотреть выставку. А на арт-шоу и у галерей и у авторов цель другая - найти покупателей и продать то, что они привезли со всех концов страны.

Те, кто хотят купить, обычно богатые люди - и не хотят смешиваться с обычными посетителями. Поэтому вечером накануне посетительских дней бывает официальное открытие. Билет туда стоит дорого, на разных шоу можно заплатить где восемьдесят долларов, а где и пятьсот. За это вокруг будут такие же богатые люди, шампанское, сами художники и возможность высмотреть и купить что-то до того, как пойдет массовый народ.

Я спросила про купленное, кстати - оставляют ли его висеть. Потому что ладно Пикассо - купили сразу и отлично. А если ты современный художник - тебе же хочется, чтобы люди видели, что ты делаешь. Ну и мне как посетителю тоже хочется увидеть своих любимых художников и их новые работы. Оказывается, оставляют на все время шоу. Так что в общем - красная метка на работе - знак того, что она продана - и работа продолжает висеть.

И вот тут про посетителей. Детка рассказывает, что русских на художественных выставках бывает много - особенно много на Нью-Йоркских шоу. И ведут они себя особенно развязно (к тому же думают, что язык их никто не понимает). Их галерея привозит в основном графику - литографии, шелкографию, гравюры, офорты. И люди не понимают, что это подлинники. То есть у них в голове такая реальность - должна быть картина нарисована, а вот это все отпечатанное - это принты с нее, как в журнале картинки. И они постоянно докапываются - где оригинал? Отчего вот этот принт стоит так дорого??

У русских, говорит, детка, любимое развлечение - кто-то первый подходит к какому-нибудь Пикассо или Миро, читает цену, потом ладошкой зажимает ее и кричит: Вася! А ну угадай, сколько это стоит! Вася прищуривается и говорит - ну, писят долларов. - А писят тыщ не хочешь?! И отпускает ладонь. После чего они много машут руками, кричат и веселятся - вот эта фигня???? Писят тыщ???? Да у меня ребенок так нарисует задаром.

Еще их отдельно имена приводят в возбужденное состояние. Гляди, Вась, - это Шагаааал!
Детка говорит - постоянно вот так произносят, очень издевательски, как бы глумясь - но, говорит, я не могу объяснить, отчего. Прямо с каким-то веселым и злым кривлянием это говорят.

Я спрашиваю - а ты объясняешь, где у литографии оригинал? Ну что этот автором сделанный отпечаток и есть оригинал? И в чем разница вот этой всей отпечаточной графики - и обычных типографских принтов, которые можно мильонами печатать.

Она говорит - только если люди вежливо спрашивают и действительно не понимают. А таким веселящимся бандерлогам никогда. А хозяева вообще почти не ввязываются в разговоры. Потому что если человек не знает про то, что литография тоже подлинник, и офорт Рембрандта - это ценная вещь - он просто не их покупатель, никогда не будет их покупателем, покупать не собирается, денег у него все равно нет, чего с ним разговаривать.

И вот тут я понимаю эту разницу. Хозяин галереи видит только тех, кто может купить, он уже потратил огромные деньги на все - на аренду места, на перевоз картин специальной службой, на развешивание. Для него это работа - вывезти работы и найти покупателей на них. Толпы обычных зрителей - не его работа. А зритель думает, что он купил билет на выставку - и галерейщики предоставляют ему услуги по показу. Поэтому он может кривить нос и громко глумиться, если ему что-то не по вкусу.

Я спрашиваю еще - а что, русские намного больше вот так громко паясничают? Она говорит - не намного, американцы тоже такое делают - сама понимаешь, Modern Masters не самое интересное зрелище для простого человека, они довольно скучные и часто абстрактные, хоть и большие. Но я русских больше слышу, само выделяется в шуме. И потом американцы и ругают, но и приятные вещи говорят, типа - ооо, у вас тут настоящее искусство. А русские никогда. (Мы, конечно, все делаем скидку на то, что наверняка толпы интеллигентных русских просто не кричат и не машут руками: Гли, Вась! - и их незаметно). И чем старше люди - тем напористее.

Но, говорит, было смешное. Подходит русская женщина, средних лет. Читает - "Пикассо", и говорит с по-английски с вызовом - ну уж Пикассо! Детка ей объясняет - да реальный Пикассо, вот подпись его, вот номер в серии (в отпечатках так пишут: 124 из 200, например). Но женщина расходится и расходится - это не может быть Пикассо! Это фальшивка! Вы продаете фальшивки! Вам должно быть стыдно! Вы врете, врете! Как вам лично не стыдно?? Вы лгунья! Вас нужно привлечь! - Вот что это было? - спрашивает детка.

Я сегодня все думала над ее рассказами - и потом пошла объяснять.

У нас ведь не было института частного коллекционирования, и богатых домов с подлинниками - ну где-то скрытно, наверное, были, но не так, чтобы мы росли и знали, что это нормально. Для всех этих людей и Пикассо, и Шагал, и Рембрандт - это то, что в музеях. Этих шедевров мало, и они все по музеям. Поэтому вот тут, в Нью-Йорке или Майами, просто не может быть ничего такого! Вот у этого частного галериста, который может продать вот этому частному лицу, просто не может быть такого! Этого нет в природе, это не покупается - и незачем врать!

На самом деле, для меня тоже было небольшим потрясением, что это все есть. И новости вечерней детки - что на работе? - да офорты Рембрандта фотографировала весь день - или - да Уорхолла паковала клиенту отправлять - меня тоже изумляли.

А второе - с глумлением и бандерлогскими плясками - Гли, Вась, какая фигня! - я тоже внезапно поняла. И детке рассказала.

Помните, я недавно рассказывала про художника Роберта Викрея? Он чудесный, но путь свой художественный начал в пятидесятые-шестидесятые. А тогда никому не нужен был реализм, художественная действительность американская была опьянена абстракциями, концептуальными бессюжетными работами. И учебные заведения, и галеристы, и художественные критики, и современные художники - все считали, что это свежо, остро, дерзко, умно - и единственно современно-ценно.

В этом разница с российской реальностью. Американская публика вырастала с ощущением, что все это абстрактное, безфигурное, экспериментальное - это нормально, хвалимо и одобряемо. А у нас был в разгаре социалистический реализм, рабочие, смотрящие из-под руки на восход, бревна и бетон, халаты и комбинезоны. Абстракционизм не только не поощрялся, но даже как за узкое течение, имеющее право на жизнь, не признавался. Более того! Не только нормальности - и так можно - не было у нас в соцреальности - но и наоборот - очень поощрялось и насаждалось презрительное, глумливое, насмешливое отношение к западному искусству. Масса карикатур про "капиталистическое искусство", шаржированное описание в романах. То есть советские люди не только вырастали с полным искусствоведческим "знанием", что это фигня, но и среди них поощрялось вслух громить и насмехаться над этим.

И взрослое поколение так и несет бессознательно это. И "знание", что все, что не Шишкин - фигня с художественной точки зрения. И разрешение, и даже доблесть - непременно вслух высмеять, потыкать пальцем. Шакко Китцуне, вон, каждый день борется на этом безнадежном фронте выкрикивающих "И я так нарисую":)

Ребенок говорит - похоже, ты права. Потому что явно видна возрастная зависимость. Чем старше русские посетители, тем бурнее и громче они презирают и насмехаются. А совсем молодые люди вполне нормально смотрят.

Такой вот опыт:)
(Потом еще как-нибудь расскажу про свою любимую галерею на этих шоу)

А в следующий раз расскажу смешной случай, как тетенька хотела оценить шедевр, которым обладала.

LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: smilla1908
2019-05-21 09:57 am (UTC)
Очень интересно! Тоже много думала о разнице в художественном восприятии в России и других странах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-21 08:59 pm (UTC)
Мне кажется, разница именно в этой разрешенности, поощрении агрессии к непонятному в искусстве.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wesel
2019-05-21 10:36 am (UTC)
Но ведь если бы это совсем не было нужно, то дней для обычных посетителей не устраивали бы. Значит, какая-то цель есть в том, чтобы устроить эти дни тоже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-21 10:44 am (UTC)
Конечно, нужно. Но всем по-разному.

У галерей покупают в течение всех дней - то есть приходят и покупатели среди прочих.

А устроителям любые деньги хороши - чем больше публики придет - тем больше денег от билетов. Они получают одинаково и с потенциального покупателя и с последнего дурака:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: imb_irj
2019-05-21 11:29 am (UTC)
Так же было на выставке «Русский Модерн» в Дюссельдорфе!
Там почти у каждой картины слышны были восклицания типа: «ой, я себе такое на стенкуне повешу !» , «мой ребёнок в детстве лучше рисовал», «фигня», «рисовать разучились».
;)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-21 09:05 pm (UTC)
Вот все реакции, про которые так терпеливо разьясняет Шакко:)

А что в эту выставку входило? "Модерн" в русском смысле - как искусство арт-нуво - или "модерн" в современном английском - как современное искусство?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nikushor
2019-05-21 11:32 am (UTC)
Взрослое поколение, которое выросло на советском искусстве - это люди за 50. Ну ок, под 50. Но я такое же поведение замечаю у 30летних русских. Уже в их с-самого-раннего-детстве был интернет и открытый мир, наверное, это просто отсутствие образования как такового. Делали люди бизнес с 8-го класса, не до искусства вообще:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: frozen_icon
2019-05-21 12:03 pm (UTC)
А в школах разве есть предметы, вот чтобы прямо про искусство в различных его проявлениях рассказывающие?
Я в свое время училась в гимназии и у нас преподавали историю зарубежного искусства, историю русской культуры. В обычной школе такого, помоему, не было.
Это я к тому, что нынешним тридцатилетним, если они не интересовались искусством самостоятельно, просто неоткуда было получить базовые знания.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _mjawa
2019-05-21 12:32 pm (UTC)
Спасибо большое. Очень ярко все это себе представила. :)

Скажу честно - я уже представитель возраста 50+, и хотя не считаю себя совсем уж бандерлогом в этих вопросах, тем не менее, да, знаю, что в том месте, которым учат с детства воспринимать те или иные художественные течения ХХ (и уже ХХI) века - у меня далеко не так проработано, как с более ранними эпохами. Мне еще повезло уже иметь некоторый опыт восприятия непривычных современных стилей, но все равно, по большей части оно идет через специальную работу над собой, чтение, выходы на выставки. И это именно осознанная работа мозгом для меня, а не ощущение естественного погружения в ассоциативный мир художников, визуально-эмоционального легкого и приятного диалога с ними, как в случае с классикой. Причем темы и образы могут быть острые и тяжелые, даже травмирующие, а диалог все равно - свободный. Про графику - опять же повезло в свое время прочитать занятную болгарскую переводную повесть, которая погрузила в мир парижских частных коллекционеров, в том числе и графики - гравюр, литографий, офортов... В этом месте понимание, что есть подлинник, а что репродукция уже встало на место, вне зависимости от того, как я сама лично отношусь к тому или другому художнику.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-21 09:09 pm (UTC)
Это правда. Если не было вырастания в этом - нужно осмысленно, умственными усилиями потом приводить себя к пониманию другого языка в искусстве.

А с книгой вам как повезло:) Вот так вовремя полученные знания - и потом целый пласт чего-то воспринимается иначе.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: blu_caterpillar
2019-05-21 12:36 pm (UTC)
когда мы впервые поехали в круиз, в программке на один из дней значился аукцион арт-галерейный, и пассажиров на него заманивали разными способами(например, одна из скульптур-инсталляций была поставлена на столике менеджера, и угадав вес скульптуры(брать в руки разрешалось), потенциальный клиент получал скидку баксов до 500 что ли(могу соврать, но прям вот ощутимую такую сумму, сравнимую с ценой круиза).
Я тогда изумлялась, что это всё подлинники(и таки да, с каталожными номерами, сертификатом чего-то там), на глаз я сходу только Кинкейда опознала(причем я именно думала, что это принты, потому что Кинкейд же сам распространял принты, я чиала когда-то интервью с ним, под это дело у него целая теория была - мол, художник света должен нести в массы этот свет любым способом - принтами, оригиналами, вышивками, наклейками на посуду - как угодно).

Сами аукционы тоже прикольно проходят, все эти "давайте начнем с приветственного бокала шампанского", ритуалы, активные шутки-прибаутки для разогрева публики, смешные описания как самих художников так и их картин - это целая отдельная ветка жизни у некоторых людей, как оказалось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-21 09:10 pm (UTC)
Как интересно! У меня детка с друзьями-художниками все время ходит на арт-аукционы, а я ни разу не была.

А в круизе кто-то что-то купил в результате?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marvellous_lynx
2019-05-21 01:16 pm (UTC)
Я как-то была на выставке работ Жоана Миро лет восемь или десять тому назад и недоумевала. Точки какие-то, чёрточки, кружочки. Спустя несколько лет оказалась в Каталонии, в Барселоне, но не только, увидела эту землю, ещё увидела трейдмарк Банка Каталана Caixa Catalunya, который он нарисовал, то ли человек, то ли звёздочка, посмотрела на другие его работы, как-то прониклась атмосферой места и восприятие его работ изменилось. Осталась под впечатлением. Словом, теперь я считаю его большим мастером и восхищаюсь. И считаю его очень национальным, очень каталонским художником. Однако хорошо могу понять тех, кто это мнение не разделяет и думает, что это черкотня ребёнка. Просто мне, наверное, повезло открыть его для себя.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-21 09:17 pm (UTC)
Оказаться в мире, который художника вырастил, наверное, всегда открывает какие-то новые понимания.
А еще, мне кажется, очень важно много видеть. Иногда одно полотно вызывает чувство недоумения, а когда видишь много - получается какое-то объемное видение. Понятно, что у художника закономерность, свой язык, а не один случайный выверт - против того, к чему зритель привык.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: logofilka
2019-05-21 02:58 pm (UTC)
Мне кажется, у русского человека того поколения, которому сейчас 40+, «насмотренности» нет. Если в детстве знакомить с искусством по картине «Грачи прилетели», то трудно ожидать понимания Rothko или Haring в том возрасте, когда появляется бюджет покупать искусство для себя.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-21 09:21 pm (UTC)
Это точно. В нашем советском воспитании искусстов всегда объясняли - и сюжетно и морализовано. И люди привыкли, что "искусство" - это там где понятный сюжет и обязательная мораль - что осуждаем, чем восхищаемся.

У меня есть старый пост, как я маленьких детей впервые в музей привела: https://rikki-t-tavi.livejournal.com/1206119.html

И какой неожиданностью это обернулось:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: etoile_verte
2019-05-21 04:49 pm (UTC)
Я давно заметила на выставке про какую-то еду, что все эти люди тут ждут не меня (и продать мне килограмм своей высокобелковой муки не хотят, сказали вежливо, что у них есть в офисе пробники, приезжайте, отсыплем, но вообще вон у них мешок в 100кг и именно их они и продают). На тех выставках, которые меня интересовали, я не интересовала никого ;) Наверное, на бусных выставках посетители чаще что-то покупают, но на них уже я не хожу.
Но вот зачем эти люди туда пришли, интересно. Принято, культурно ходить в музеи, а это что-то вроде музея, надо идти?..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-21 09:26 pm (UTC)
Такое очень странно понимать - когда приходится убирать себя из фокуса мира:)
На бусных, да - все всё покупают. Но там и цены доступны обычному человеку. Хотя я время отвремени натыкаюсь на сайты, которые продают только опт бусный - то есть для других магазинов - и всегда в первый момент неприятно удивляюсь - а я?

А люди пришли на выставку, да! Я сама так ходила - то есть это же большой срез современной художественной жизни, сразу много разного в одном месте.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: milamuza
2019-05-21 06:56 pm (UTC)
Очень интересно, благодарю. Что интересно, в США тоже абстракцию не сразу приняли, а очень постепенно, когда европейские художники иммигрировали в штаты, спасаясь от Второй Мировой войны. Алика, интересно, а как Вы и Ваша дочка относитесь к contemporary art? Сейчас много такого, что у меня, лично, назвать искусством язык не поворачивается. По личным ощущениям, это похоже на самовыражение и как будто рассчитано на очень пресытившуюся публику, которая уже не в состоянии воспринимать тонкие нюансы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-21 09:33 pm (UTC)
О да, с точки зрения вклада в искусство вторая мировая война прямо большую услугу оказала Америке. Я только сейчас читала про недавно умершего архитектора Пея(который пирамиду в Лувре построил), какое влияне на него оказали архитекторы и дизайнеры Баухауза, сбежавшие из Европы в Америку.


А контемпорари арт мне по-разному. Большей частью кажется просто любопытными придурошными экспериментами - забавно, но не серьезно. А некоторое нравится. Я люблю всякое стеклянное-металлическое-полированное и игры со светом. А вот у нас в MOMA есть прямо смешное - какой-то сколоченный бассейн с мутной водой типа грязи и по краям аппараты, которые в эту воду иногда воздух булькают. Уморительно смешно. Но серьезно любить такое не получается:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: imhool
2019-05-21 09:20 pm (UTC)
Ах, только недавно пересматривала "О чём говорят мужчины" и вспоминаю как замечательно в конце сцены в галерее, герои спели "Ты добычи не добьёшься, Энди Уорхол, я не твой..." :)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-21 09:33 pm (UTC)
да и финансов не хватит:))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lyama
2019-05-23 07:38 am (UTC)
Как же я завидую такому интересу к жизни. Это так изумительно читать, что кто-то куда ходит, что-то делает, смотрит, воспринимает и испытывает по этому поводу. Зарабатывает и тратит. На это! и все вертится, вертится...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-24 07:01 am (UTC)
И мне удивительно. Я как бы еще вторую жизнь получаю за счет нее - у нее и художников знакомых много и она в такие места ходит и ездит - все такое удивительное!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nadiagric
2019-05-23 11:50 am (UTC)
Я работаю в сфере рынка искусства уже несколько лет, начала с парижского аукциона, потом в бюро аукционеров, теперь кабинет эксперта по живописи и скульптуре конца 19го - 21го веков. То, что вы описываете, мне очень знакомо (галереи и эксперты - звенья одной цепи), но вы так здорово это описываете, что я просто послала ссылку родителям, чтобы им стало понятнее, чем именно я занимаюсь (кажется, они все еще считают, что я работаю в коммиссионном магазине...). И про нахождение себя в этой сфере, где все наконец сошлось - это тоже про меня (юрист+фотограф+знание языков). Интересно сравнить особенности французского рынка искусства с американским. С нетерпением жду новых историй!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-05-24 07:02 am (UTC)
Здорово! Спасибо, что написали - мне как раз было интересно, есть ли люди из той же сферы. Мы только обсуждали это дома - и тут же ответ!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alb_wiki
2019-05-29 07:30 am (UTC)
а что входит в понятие бандерлог?
(Reply) (Thread)
From: pahmutova
2019-06-09 02:51 am (UTC)
Люди, имеющие вкус и понимание искусства из России, в среднем из искусства себе могут купить 100 граммов конфет с репродукцией Шишкина.
А до салонов в США доезжают бывшие или бывшие потенциальные клиенты ОБХСС, если вы помните такое учреждение.
Что, впрочем, не отменяет того факта, что contemporary art есть финансовый и пропагандистский инструмент и давно к искусству отношения не имеет.
Есть отдельные авторы, но они в 60- е и сейчас не мэйнстрим.


Edited at 2019-06-09 02:52 am (UTC)
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>