Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Как не надо рисовать глаза и рты

Поговорим опять про простые правила, которые знают люди с правильным образованием? В предыдущем посте в этой серии я говорила, что есть вещи, которые неумелого человека выдают с первого взгляда, хотя ему самому может казаться, что у него все нарисовано не хуже, чем у профессионалов.

Одна из таких простых вещей, которую учителя реалистического рисования говорят  с самого начала - никогда не обводите глаза и рты жесткой замкнутой линией.

Мне было 12 лет, я нарисовала портрет папы, очень была довольна сходством - и принесла его в художественную школу в числе первых отчетов по домашней работе. И первое, что мне сказала моя преподавательница - никогда не обводи вот так глаза и рот. Художники так не делают.


И я больше никогда так не делала.

Глаза и рот на лице не нарисованы на плоской бумажке, а потом вырезаны и приклеены. Они сложные объемные  детали. Глаз, собственно, это шар, прикрытый кожными складками. Рот и того сложнее. Поэтому при рисовании нужно вглядываться в это пространственное расположение и рисовать эти объемы. Различимые линии, строго говоря, будут только на краю верхнего века и посередине рта. Все остальное - тени, углубления, затемнения в углах - но вовсе не жесткая черная линия.

Непрофессионала по этим линиям видно сразу, даже если ему и другим неопытным кажется, что это прямо настоящий портрет. Под катом много примеров и подрообных объяснений - что такое хорошо и что такое плохо:)

Это идет из опыта детского рисования, когда на блинчике лица ребенок обводил круги или овалы глаз и очерченный рот. Это главные детали - и неопытный рисовальщик продолжает выдавливать их угольно-черной линией. Вот эта черная угольность - второй признак. Человек не может увидеть, как тон  в районе глаз или рта соотносится со всем остальным лицом - тон под подбородком может быть намного темнее, чем край верхней губы - но угольная обводка ляжет именно на губы.

И сравните с автопортретом Рембрандта:

 Перед ним задача сложнее - у него нет растяжки тонов графитного карандаша, когда можно наметить и черный и легчайший серый. Это офорт - на практике можно посчитать за рисунок тушью. И вот градациями штриха и ровных или прерывистых линий создается все, что нужно. Мы видим, что глаза не нарисованные плоские листики - а шарики, углубленные в лицо. Рот делает гримасу - но не обведен угольным айлайнером. И если мы посмотрим на лицо целиком - мы увидим полную градацию тонов, показывающую освещенность - свет падает на середину лица, под беретом сгущается тень. Ни одна линия не вырывается из этой жизненной градации тонов, ни одна черта лица не выглядит намазанной углем.


И сравниваем неумельца. Правая половина лица не равна левой, глаза не одного размера, рот и глаза расходятся (еще один признак неумелого рисовальщика-срисовщика, про это было в одном из предыдущих постов). Но при этом и рот и глаза жестко обведены "листиками". Многие к этому добавляют ресницы - нарисованные просто растопыренным забором - пересчитанными жесткими линиями. Ресницы пересчитывать, кстати, тоже запрещалось правилами грамотного рисования. Затенение, утолщение темноты века - да, забор из растопырок - категорически нет!


Еще листики:)


Если вам очень трудно отрешиться от девочкиного рисования принцесс и вы искренне не видите, где в губах и глазах есть темные линии, а где слабые тени - возьмите любой портрет фотографический и переверните. Только не берите отретушированных красоток в полной покраске - на них реально тушью линии нарисованы там, где в природе их нет:) Возьмите обычное лицо без косметики и с обычным светом. И вы увидите, что есть темная линия по верхнему веку -  потому что там край века, толщиной в кожу, и этот торец кожи отвернут от верхнего света - значит и сам он теневой и под ним лежит падающая тень. Все остальное  - это разнообразные тени, обрисовывающие шарик глаза - они темнее на белках, в каждом углу, темнее на нижних веках, в противоположной от света стороне и почти всегда прерываются  в центре глаза - там самое выпуклое и самое освещенное место.

Если вы посмотрите на губы, то скорее всего увидите, что самое темное место находится между губами - там все уходит в глубину, в щель рта, куда свет вообще не попадает. И вы увидите, что вся верхняя губа темнее нижней. И это логично! она идет под углом внутрь, свет сверху не попадает на нее. А вот на нижнюю губу, наоборот, попадает - потому что она идет под углом к свету. И вы увидите, что нет никакой черной линии у этой губы, а есть тень между нижней губой и подбородком. Почему? да потому что там опять отвернуто от света, плоскость смотрит вниз, от края нижней кубы падает тень.

А люди "знают", что рот весь красный - поэтому рисуют обе губы одного тона - оба темнее кожи. Хотя освещенная нижняя губа может быть практически "белой" - гораздо светлее тени на щеке.


Вот еще дивный красавчик. Глаза и губы нарисованы листиками - им, как и обычно у таких рисовальщиков, достаются гораздо более темные линии, чем бедняге носу. Что касается наложенных тонов - это опять незнание, что именно мы рисуем, в полном расцвете.
Знающий человек кладет тон - потому что тут плоскость, которая отвернута от света, ее форма и место определены костями и мышцами под кожей. Не знающий - просто срисовывает серые пятнышки. Где-то примерно в районе щеки есть серое пятно на фотографии? ну примерно где-то там и напачкаем произвольное пятно.

Что получается в результате? Не объем лица, а будто человека в разных местах испачкали сажей и он еще не умылся. В данном случае все еще хуже - из-за наддатости темных пятен и контраста с белыми, это выглядит не лицом, а куском слегка смятой фольги

Сравним с головкой Жана-Батиста Греза. Все линии лепят форму. Яркий свет дает четкие тени и на глазах и в районе рта - и носа! Нос тут не становится невидимкой как на любительских портретах. Глаз мы видим как шар, он выпуклый, каждая тень в его области осмыслена. от брови до верхнего века плоскость идет под углом вниз? Она в тени. Верхнее веко идет под углом наружу по верхней выпуклости глазного яблока? - оно светлое. Край века отвернут от света и весь глаз в тени его? там общее темное место. Ресницы прорисованы деликатно - массами теневыми, а не проволочным забором. Самый край, срез кожи нижнего века идет горизонтально? - на него падает сверху свет - и эта линия светлая. Само нижнее веко уходит вниз-вглубь, потому что на нижней поверхности шарика глазного - оно в тени.

Никаких произвольных пятен на лице. От света под глазами щека круглится как любая округлость - как яблоко, например -  и штриховка идет по этой круглой форме, постепенно сгущаясь книзу. А  по линии границы лица и низа лица по подбородку и скуле проходит более темная тень. Почему? потому что кончилось вертикальное лицо, по которому свет скользил - и началась подлицовая часть, которая отвернута от света.

Линии к тому же не одинаково-проволочные по всему рисунку. Лицо нарисовано нежными и скользящими штрихами, передавая нежность и прозрачность кожи. Белый чепчик - четкими, видимыми линиями, обрисовывая складки. Одежда еще более широкими  я яркими линиями - там лен, шерсть, более грубая фактура, чем нежное личико.

Обратите внимание еще на интенсивность линий -  у этой интенсивности две задачи - отражать освещение и передавать перспективу, взаимное расположение деталей в пространстве. Близкие к нам линии оборок нарисованы более ярко и контрастно. оборка за лицом нарисована гораздо более нежными линиями и  с меньшим контрастом. То же самое с линиями одежды.
А в другой параллели, посмотрите - линии  чепчика на свету, в верхней части головы нежные, почти исчезающие - а с противоположной теневой стороны интенсивные и толстые. То же и на личике - на лбу и носу линии почти невидимые, туда падает свет и контур практически растворяется, мы его видим не линией, а за счет серого фона на оборках. но внизу носа, нижней губы и подбородка линия вполне видна, она четкая и упругая.

Перекиньтесь по контрасту на самодеятельный рисунок.
Неуместно черные обводки глаз-листочков, одинаково серый рот с темной обводкой. На то, что глаза это объемные шарики наплевать до такой степени, что  и радужки не круглые, а какие-то неровно четырехугольные. Тени - просто серые пятнышки, невнятные и везде одинаковые, как и монотонно серые волосы. У передней тетеньки снесено полчерепа с правой стороны. И что нам бросается в первую очередь в этой равномерной серизне? Обведенные глаза и губы. И бонусом - паучьи реснички:)




Хорошо, это были зарисовки голов, а что у нас с набросками в полный рост?

Самодеятельные художники делат там то же самое. Фигуры нет, она кривая и невыразительная, но для чего-то он прорисовывает мелкие черты лица - глаза листиками, кривой обведенный рот, непременно складочки у рта, если есть время - вокруг мелких и не на том месте глаз еще непременно прорисует частокол проволочных палочек-ресниц. Причем глаза и губы, будут как у дедсадовской девочки - с нажимом самыми черными местами во всем рисунке.

Примера наброска фигуры у меня нет, но вы легко и сами такое найдете. А вот что правильно делать в таком случае? Что не поставит вам в укор тренированный глаз?

Первое - помнить, что в таком наброске детальность должна проявляться постепенно по всему рисунку. Если вы не прорисовываете каждый волос на волосатых пальцах, не нужно прорисовывать и каждую ресницу. Если не прорисовываете каждую пуговицу и  строчку - не обязательно прорисовывать глаза и рты.

Если вашей задачей является общая поза, пропорции человека, движение его, глаза и линию носа можно обозначить только вспомогательными линиями.

Вот так на рисунке Леонида Сойфертиса. Линия глаз показывает нам, что голова наклонена - просто само место этих глаз - намного ниже середины головы - сразу обозначает наклон вперед, перспективное удаление - большая часть лба и шапки - и совсем маленькая узкая часть с нижней половиной лица и подбородком. Даже в таком с виду небрежном рисунке две черточки глаз идут не прямыми линиями в струнку, как сделал бы не знающий человек - они и сами округлы и лежат на общей округлой дуге. И понятно, что автор понимает, что лицо круглое в объеме, а не плоской лопатой висит прикрепленное к верхнему краю шапки. а линия носа - одна черточка - показывает нам направление срединной линии лица - и мы без прорисованных пятнышек и ресничек видим, что девочка наклонила голову ровно вниз, а мама склонила набок слегка.



Вот еще более общая прорисовка. Показана только линия бровей-глаз, та дуга, по которой они расположены, и край носа. Этого вполне достаточно, чтобы представить, как расположено лицо, куда повернуто - и это совершенно соответствует уровню прорисованности всего остального. Мы видим позу, соотношение масс, пропорции фигуры - и никакие листики вырисованных губок  и волосатых глазок не отвлекают нас от этого.


e.utkangorguc

В наброске верхней части фигуры, когда вы хотите передать возраст, характер человека ( таких рисунков большинство в  поезде, например - все головы с плечами) - можно прорисовать лицо подробнее. Но опять же - посмотрите. Первое! - никаких обведенных листиков. Второе - проработанность лица соответствует уровню проработанности остальных частей. Более ярко и отчетливо - но не намного. С сохранением той же легкости, прерывистости линий, "набросочности" в прямом смысле слова.


Вот это правильные хорошие наброски. В них есть задача, в них есть то, чему учащийся стремится научиться, а умеющий стремиться выразить и сохранить. Без этой задачи ваше шарашенье каракулей на количество - бессмысленно. И не только не даст вам "небывалого прорыва", а еще и закрепит умение рисовать неправильные  карябки.

У Сойфертиса задача - передать движение. Люди идут - и мы видим, что идут! - и одновременно делают жесты.
 У e.utkangorguc - задача анатомическая - передать пропорции, позу и соотношение анатомических частей.
У Николая Жукова - набросок-иллюстрация, материал для иллюстрации, картины, истории - уловить настроение и характер.

У людей без цели нет и результата  - они автоматически царапают линии и срисовывают пятнышки.


Вот вам еще Энгр. Очень характерные для него  наброски-портреты. Очень реалистично, но практически без тона прорисованные фигуры, очень легкими свободными линиями - и очень миниатюрно, аккуратным нежным штрихом - сами лица. Можете теперь сами себе рассказать, чем хорош его рисунок в области глаз, рта и носа.



И по контрасту описать, чем плохо вот тут все.


P.S. Заметьте, что мы говорим тут о правильных реалистических набросках и зарисовках - и об учебных умениях. Не о "картинках" для инстаграма, не о концептуальных художественных работах, не о "я так вижу", не об "Авиньонских девушках" Пикассо. А о начальных умениях и знаниях для тех, кто хочет научиться грамотно рисовать.
Tags: art_for beginners
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →