Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Robert Vickrey. Книга New Techniques in Egg Tempera.

Художник, которого мы вчера смотрели,  шестьдесят лет изучал и экспериментировал с яичной темперой. Но еще в семидесятые Robert Vickrey написал книгу про свой опыт -  New Techniques in Egg Tempera.

Мне ее читать было необычайно интересно, хотя она большей частью иллюстрирована черно-белыми фото. В те времена это было привычным делом и книги по искусству выходили черно-белые, с небольшой вставкой цветных фото. А интересно потому, что я очень люблю узнавать про разные технологии - а тут и разгадывать не нужно, автор все написал в подробностях.

Яичная темпера известна с давних времен, до изобретения масляных красок ею практически все и рисовали (на этом месте перед глазами должны встать картины Ботичелли). У этих красок есть достоинства и недостатки. В достоинствах -  они  намного прочнее масла - долго сохраняют цвет, не желтеют, живопись остается свежей и яркой. Для скорости живописи удобно  и то, что они очень быстро сохнут - положил слой краски и через секунды уже можно писать поверх. Они довольно быстро делаются самостоятельно, а разбавляются просто водой - не нужно никаких химических разбавителей и специальных масел. Сколько слоев не положи - не будет грязи, потому что слои не смешиваются физически, а оптическое смешение придает им особую мерцаемость, вид слегка перламутровости.

Но и недостатки вытекают из ее свойств. У темперы нет темных и ярко-белых тонов, поэтому   картины часто можно узнать по особому светлому колориту, часто матово-пастельному. Краску нельзя накладывать густыми мазками - при высыхании она потрескается и просто отвалится, не присоединится к основе. Ими лучше не писать на холсте - он слишком колеблется, и краска растрескивается - нужна твердая основа. Сохнут краски и на палитре очень быстро - а значит нельзя делать сложные смеси, цветов и оттенков получается меньше, чем у масла. Ну и быстрая высыхаемость совершенно не позволяет делать незаметные переходы, плавные градации, размазывать один мазок в другие.

В старые времена художники приготавливали пять вариаций одного цвета - средний, цветной - и по два с белилами и черной краской. А рисовали практически графично. Закрасят платье ровным красным. Потом с одной стороны дорисовывают поверх света двумя светлыми тонами, а с другой строны - темные места. Поскольку краска плавно не размазывалась, кисточкой просто штриховали - как цветным карандашом.

За эти ограничения яичную темперу и не особенно любят художники. Но с Викреем случилась любовь с первого взгляда. Он учился в Йейле на художественном отделении, и курс яичной темперы там был обязательным. Все ныли и не хотели, это был скучный курс, и у Викрея поначалу было такое же отношение. Но когда он попробовал краску - внезапно ему это ощутилось как свое, его электрическая цепь замкнулась.

Но тут же начались его проблемы с курсом учебы. Ему все хотелось делать не так, как принято.А принято было повторять очень жесткую последовательность, описанную еще  несколько веков назад Ченино Ченнини. Считалось, что  в яичной темепер ничего нельзя переделать или исправить, поэтому нужно было нарисовать будущую картину на тонированный бумаге в натуральную величину, все полностью  и подробно нарисовать - темные места тушью, светлые белой акварелью. Потом перенести этот рисунок на планшет (в современном варианте - на двп), тщательно проклеенный и загрунтованный. Опять полностью прорисовать тушью - как рисунок заштрихованный. А потом уже поверх «закрашивать» цветной темперой, вместо оттенков тоже штрихуя кистью.

Не удивительно, что суденты стонали и ныли. Но Викрей всячески экспериментировал - и наконец так забодал преподавателя вопросами: «А что если сделать так?», что тот устал отвечать «Так не делают» - и разрешил ему пробовать, как он хочет.

И в конце концов Викрей разработал для себя технику, где он может даже не делать предварительный рисунок, а сразу начинать рисовать на загрунтованной поверхности. Если его что-то не устраивает, он просто соскабливает лезвием неудавшийся кусок до грунтовки, слегка шкурит грунтовку и переписывает поверх.

И в цвете он тоже не делает штрихованную раскраску в пять тонов. Цвета у него сложные мерцающие. В процессе работы он просто делает десятки слоев. То работает кистью или губкой, создавая мелкие пятна цвета, то перекрывает их лессировкой - общим слоем прозрачного цвета. Быстрая высыхаемость дает ему для этого бесконечные возможности. Для сравнения слой масла сохнет недели и месяцы.

Что же  с самой краской? Она создается прямо на палитре. Связующим является яичный желток, наполнителем - сухой пигмент красочный, а разбавителем обычная вода. Для краски нужны сухие пигменты -  тонко смолотый порошок разных цветов. Готовую краску нельзя хранить, все делается на месте только для сеанса этого дня. Чтобы было легче, порошок пигмента предварительно размешивают с водой в такую густую пасту. Эту пасту можно хранить в закрытых банках несколько дней - но тоже не вечно, или она затвердеет в камень. И вот у вас есть баночки с густой пастой разных цветов - охры, кадмия, кобальта. Теперь дело за связуемым.

Связуемое - это эмульсия из желтка. Прочнее всего именно на чистом желтке, а не на целом яйце. Эмульсия - это взвесь жиров в жидкости. Жиры не растворяются в воде, это мы помним - но их можно взбалтыванием разбить на такие мелкие шарики, что они будут плавать в толще воды и это будет казаться равномерным. Молоко - такой пример эмульсии. Так вот, нужно взять свежее яйцо, разбить, высвободить желток, обсушить его на салфетке от остатков белка, а потом осторожно разрезать внешнюю  более плотную оболочку, а внутреннее содержание выдавить в баночку или стакан. Добавить туда немного воды и хорошенько размешать.

Все.

Потом вы на палитру выкладываете ножом порцию пигмента, подливаете из баночки вот этой желтковой жидкости и размешиваете пигмент с желтком - краска готова.

Делается очень просто. Но намешивать нужно  какждый раз то, что будете сейчас мазать:)

Викрею это не было скучно и сложно - наоборот, казалось, что это проще и дешевле масляных красок и управления с ними. Всякие пробы нанесения темперы - и разными кистями, и мастихином (гибкой металлической лопаточкой), и губкой, и брызгами и прозрачными заливками - его очень увлекали. И к его стилю - очень реалистическому, но слегка отвлеченному, мечтательному - эта техника очень подходила. Он ею виртуозно создавал объемы фигуры и лица, с легкостью прописывал тонкие детали - волосы или травинки. А так же нашел свои способы передавать фактуры фонов - все эти выщербленные стены, пористые камни, шершавый кирпич, асфальт с щебенкой, рисунки мелом по шершавой поверхности, бетон и доски.

И вот это все он в подробностях рассказывает в своей книге. Описывает все приемы, все способы нанесения краски, все сочетания разных слоев, какими инструментами что делать. Очень интересно и легко написано, текст очень внятный и увлекательный. В конце книги четыре или пять пошаговых демонстрации того, как он работает над картинами. Жалко, что фото черно-белые, но все равно ужасно интересно, как он описывает слой за слоем, как  создает объемы и фактуры. Мне прямо немедленно захотелось бежать и рисовать шершавые стены и выщербленнные полы:)

Среди прочего он дает советы по композиции и организации пространства живописного.Я часть выписала и немедленно пошла делиться с деткой - так они мне понравились.

Например, он не загоняет себя в заранее созданную композицию, загнанную в существующий размер. Он начинает работать на большом куске мазонита, загрунтованном целиком. Рисует фигуры, какие-то детали пространства. И в зависимости от того, как идет работа, можно дорисовать до краев этого большого листа, а может выделить меньший размер в большом пространстве. Во время работы он просто наклеивает по поверхности клейкую ленту для художников, очерчивая свой прямоугольник. Если захочет - может добавить воздуха и ленту перенести повыше, если захочет, может укрупнить взгляд и сузить поле красочное. Когда остается доволен - просто выпиливает нужный кусок.

Мне кажется, это супер идея для фантазийных работ - таких, которым автор дает волю вырастать по своим законам. С холстом такого не сделаешь - в него нужно вписаться, а вот с листом двп или большим листом бумаги - вполне!

И еще один прием, который походит на работу с фотошопом - только в реальности и на физической поверхности.

Бывает, что ему не нравится кусок фигуры - рука, например, или расположение ног. Он просто приклеивает кусок кальки на это место и перерисовывает, как хочет. Есть фотографии, где он всю фигуру ниже шеи перерисовывает так разными способами. Когда найдет удовлетворяющий его рисунок - переводит его на живописную поверхность.

Так он придумывал рисунок на ковре на первой картине с попугайчиком в прошлом посте. Вон уже был записан, и он приклеивал куски прозрачного ацетата и рисовал на нем варианты белых узорово, пока они его не устроили.

Этот ацетат у него в любимых материалах. На него хорошо ложится краска, и художник иногда рисует вполне объемную и цветную деталь - бумажный самолетик, летящую чайку, брошенную игрушку - а потом передвигает этот кусок с прозрачным фоном по всему пространству картины, ища нужное место для этой детали. Его можно скотчем приклеить и отойти издалека посмотреть на всю композицию. А потом на найденном месте врисовать.

Я поснимала  изнутри книги. Хотя большинство фотографий там черно-белые, цветных иллюстраций тоже полно. И их нет или мало в интернете.

Вариант девочки с прозрачным зонтом будет в демонстрациях в конце книги. А асфальт, исчерченный мелом, меня у него везде завораживает просто.


 Вот эти две картины - камень Баскервиллей и Птичий человек тоже есть  в пошаговых примерах.

  Еще картинки из книги под катом.

Одна из самых первых картин, принесших ему славу - Монумент.


 В середине шестидесятых он резко вышел из моды, потому что на сцену вышел абстракицонизм. Ценилась случайность, непосредственность, почти бессмысленность пятен и следов на холсте. А у него все четко и фигуративно. Но он пережил это десятилетие. потом началось увлечение фотореализмом, да еще на сцену вышел магический реализм в искусстве - и его работы опять неожиданно оказались в цене.

Эта странная безлюдность, большие пространства асфальта и дети, занятые странными делами - очень меня увлекают. Вот девочка несется куда-то на спине нарисованной рыбы.


Вот одна из первых картин с велосипедами, а их у него много - так его завораживали контуры и самих велосипедов и их теней.



Демонстрация работы над картиной Birdman. Давно как-то он встретил старика, с чрезвычайно выразительным лицом. Рисовал его для своей клоунской серии. И знал, что больше не увидит, так что нарисовал  подробно на будущее. Левый рисунок - это он сделал за пятнадцать лет до картины. А потом  положил его в основу картины. но видите - не копирует точь- в-точь, а заново рисует, подчеркивая ястребиность своего героя.

А вот законченная картина. Птиц он ходил рисовать в музей. Одежду сам придумал. Сначала сделал ему поднятый высокий воротник, как оперение у птиц на шее, потом срезал и изменил на  узкую стойку.


 Своих детей рисовал очень много - так что у него была библиотека и поз и лиц. которые он потом использовал в картинах.


 Вот картина "Шон, щупающий пульс" . Даже черно-белая фотография не помеха - так хорошо видно, как он лепит форму светом.


 А это как раз этапы работы над "Камнем Баскервилей". Удивительно, что он его из головы нарисовал. ( цветная картинка была в предыдущем посте). Справа  на первой картинке можно рассмотреть куски ацетата с нарисованными чайками - художник примерялся, где их расположить.





Котиков он тоже любил рисовать:)



А вот эта девочка не его дочь, мне кажется, а просто любимая модель. Он ее часто на картинах рисовал.( Напоминает она чем-то Wyeth' овскую любимую модель Хельгу. Оба работали в одно время и  в одной технике - яичной темпере. Но у Викрея работы теплее и живописнее, а у Уайета - более сухие и отстраненные)






В общем, книга чрезвычайно полезная и увлекательная даже для человека(меня), который прямо сейчас не собирается писать яичной темперой. Я с большим удовольствием ее прочла и в некоторых местах перечитала.  Принесла и вам поделиться:)

Если кто всерьез интересуется яичной темперой, очень рекомендую!
Вот она, переизданная в последний раз в 1989, на Амазоне:

New Techniques in Egg Tempera.(Новые техники в яичной темпере)
Tags: amazon1, art, art_books, illustrators_techniques, robert_vickrey
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →