Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Очередное про рисование

Каждую неделю по пятницам я вспоминаю, что хотела писать в этот день посты из серии "искусство для начинающих" - но опять пропускаю. Сегодня решила собраться и написать небольшой кусок. В голове-то я уже понаписала километры текста:)

Так вот.

Как-то я читала беседу двух художников с хорошим образованием (еще советского толка - очень последовательным классическим реалистическим). Они обсуждали что-то свое и один из них сказал мельком фразу, которая очень совпала с тем, что я думаю. Он сказал, что одно из преимуществ образования (профессионального) состоит в том, что ты видишь сразу косяки в рисунке необразованного художника, даже если он уверен, что у него все прекрасно.

И это очень верная мысль. Самодеятельный художник, без школы и знаний, в какой-то момент может научиться вполне лихо карандашом двигать. И в этот момент будет уверен, что рисует совершенно ничем не отличаясь от профессионального художника. Реально не видеть своих косяков и думать, что он точно такой же, а то и лучше. Но профессиональный художник видит отчетливо все его ошибки и промахи - из-за того, что знает, как надо. И вот это разночтение ничем нельзя поправить:) Один видит, второй у себя совершенно не видит.

Более того, я много раз видела, как попытки ему что-то сказать воспринимает как снобизм профессионалов - и начинает с упоением ругать этот снобизм, принимать от других непрофи уверения, что он супер, и что профессионалы говорят это из высокомерия, зависти или страшного нежелания пускать в свои высокие круги посторонних. Вместо того, чтобы обратить свой взор на свои ошибки и улучшения, он идет по легкой дорожке интернетных жалоб "подружкам", которые и поддержат и обольют критиков помоями. Работы никакой таким образом производить не нужно, а душевное удовлетворение даже повысилось.

Между тем, в профессиональных знаниях нет ничего магического. Если ты что-то знаешь - ты не можешь раззнать или не видеть в дальнейшем. если не знаешь - даже не заподозришь, куда смотреть. Вот самый простой пример с моим любимым ухом. Самодеятельный художник практически в ста случаях из ста нарисует ухо в неверном месте. И ничего не заподозрит. Человек со школой знает анатомическое правило - ухо по высоте соответствует расстоянию между бровью и основанием носа. Если позирующий держит голову прямо, ухо по горизонтали будет между этими линиями, на том же уровне. Если человек наклонил голову назад, уши будут так же между этими двумя линиями, но на рисунке будут намного ниже бровей. Если вперед и смотрит исподлобья, уши будут на рисунке выше и бровей и носа.

То есть знающий совершенно легко увидит, что уши не на месте - в любом положении и ракурсе нарисованной головы. Самодеятельный художник, не подозревая о анатомической закономерности, даже вглядываться не станет, а прилепит уши в произвольном месте и произвольного размера. они же где-то у человека есть? Вот где-то он их и нарисует. Сам он никаким образом свою ошибку не заметит - у него знаний для этого нет. И ему будет казаться, что он вполне хороший портрет нарисовал - ничем не хуже этого воображалы-профессионала. А профессионал увидит с одного взгляда, что человек неумелый, художник самодеятельный, и ничего не знает о правильном рисовании.

Видите проблему? Неумелый может нарисовать хоть сто голов - лучше не станет.

При этом, если неумелого и самодеятельного научить этому знанию - с первого рисунка после этого все у него улучшится. Даже кривыми и неуверенными линиями ухо он будет сажать на верное место. Более того, он поймет, куда смотреть и за чем следить, начнет это положение наблюдать и видеть. Начнет реально понимать, как место ушей помогает на рисунке передать, смотрит ли человек исподлобья или гордо закинул голову назад. Он начнет при рисовании видеть эту зависимость, правильно передавать ее на набросках - и уметь от себя нарисовать нужную позу.

Или в сотый раз нарисовать кривую голову, ничем не улучшаться и жаловаться френдам на бессмысленное высокомерие людей с образованием.

Таких вещей, знаний закономерностей и тонкостей в рисовании много. В хорошем образовании их говорят учащемуся быстро и сразу, заставляя отрабатывать знания на практике, рисовать и наблюдать, наблюдать и рисовать. В самообразовании приходятся добывать спорадически, урывками, с большими трудами. Но можно и так.

В Америке образование художественное больше фокусируется на творческих задачах - придумывать идеи, создавать концепции - умеешь ли ты практически их выполнять - дело десятое. Но при этом полно очень хороших крепких профессиональных художников, умеющих рисовать правильно. Они эти умения добывают сами - курсами у других художников, изучением анатомии, обучением в специальных школах - которые не дают документа образовательного, но учат практическим умениям. Значит, можно научиться и отличным от советского последовательного способом.

Что интересно - база внутри этого совершенно та же самая. Все это рисование насквозь, коробочки, анатомия, перспектива, умение штриховать, умениее тоном строить форму. То есть они у непрофессионала увидят совершенно те же ошибки и недочеты. С такой же легкостью.

Но я знаю, в чем кроется непонимание двух этих сторон. Тот, кто видит - не умеет объяснять и показывать на практике. А фразы - "у вас анатомия хромает" неумельцу ничего не говорят - он не способен этого увидеть, потому что не знает, куда смотреть. Так что тот, кто не умеет, не видит разницы совершенно искренне и ощущает критику как пустые нападки.

Поэтому я тут как раз и собиралась рассказывать с примерами и тыканием в конкретные места, что неправильно и как нужно правильно - самые простые и элементарные сведения. Которые, тем не менее, значительно улучшат ваши работы. Я много преподавала в художественных школах - то есть как раз учила совершенно начинающих основам. Взрослый человек, очень хотящий рисовать, учится даже лучше талантливого ребенка 10-16-тилетнего. У него опыта, мозгов и знаний больше, координация лучше. Я уже молчу про ресурсы к его услугам! Армия художников-любителей сейчас пользуется такими инструментами и материалами, которые в моей юности даже не снились и крупным профессиональных художникам. Так что у вас все возможности есть:)

А рисовать грамотно можно научить любого человека. Потому что это просто навык уметь физически рукой передать то, что вы знаете мозгами и видите глазами.

Ну и хватит пока:) В следующий раз буду с примерами что-нибудь рассказывать. (Если у вас есть вопросы на будущее, можно тут задавать. Я после недавнего разговора с очень умным человеком вдруг с удивлением поняла, что думала, что про рисование - основы - все знают. То есть я, оказывается, плохо и неверно представляла, что именно люди не знают!)

Все посты в рубрике art for beginners тут.
Tags: art_for beginners
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →