?

Log in

No account? Create an account
Ирония судьбы - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Ирония судьбы [Jan. 2nd, 2019|02:32 am]
Alika
[Tags|, , , ]

Внезапно (но ведь традиционно) смотрели "Иронию судьбы" вечером новогодним. Прелестность этого фильма так для меня и не тускнеет.

Отчего-то все вспоминала юзера Э., наблюдая, как меняется Лукашин. У Э. очень много про искренность и живую свободность, которые придают человеку притягательность в глазах других. И вот видно, как нелепый, неловкий Галин Лукашин преображается в веселого и активного, но уважительного Надиного Лукашина.

С Галей он частит, запинается, скручивается в комок, смущается и глядит подлизчиво, снизу. Вся их дальнейшая жизнь как на ладони в коротком обмене репликами - Но с Катанянами неудобно - и грубое, железное Галино из-за двери: Обойдутся!

И он нелепый, некрасивый, с этим паричком неровно выстриженным, неувлекательный в мужском разрезе.

И совершенно с тем же паричком и лицом вдруг преображается в теплого, мерцающего, с веселыми глазами, решительного, обаятельного по-мужски человека.

Я еще в ранней юности по наблюдениям заметила, что вот эти распространенные представления, что влюбленный человек скован, неловок, запинчив и нелеп - совершенно неверны. На самом деле влюбленный становится особо ловким, изящным, точным в движениях, полетным. Его тело и предметы вокруг становятся удобными, быстрыми, в душевном сговоре.

А те, кто не любит в реальности, но должен изображать, или хочет выглядеть - или даже хочет быть влюбленным - вот этот человек запинается обо все, неловок, неграциозен, шершав к действительности.

Удивительным образом поддержку этому обнаружила у Толстого, который так гениально подмечает тонкую правду - что вы еще не все у него заметили! Помните, там Пьеру досталось огромное богатство и князь Василий считает, что хоть каким-то образом эти деньги нужно заиметь. Не удалось уничтожить завещание и признание Пьера законным сыном богача - ну давай женим его на своей красотке-дочери.

И вот все их сводят, сводят, и Пьер мучается - он испытывает невольное вожделение к ее телу, но нет у него уверенности ни в ее уме, ни в своей любви - однако то, что он может ею обладать с легкостью, его тоже пьянит. Мучается он неразборчиво для своих мозгов, но очень понятно -он ни грамма не любит эту лощеную тумбочку, она не любит его, и если он даст волю логике, он додумается до стыдного - ей нужны только его деньги.

И вот, когда несмотря на все давление, Пьер все же не делает предложения, князь Василий грубо берет дело в свои руки и, вбежав в комнату, просто начинает их благославлять, причитая, что ему все рассказали и он одобряет. Так не сделав предложения и не объяснившись, Пьер внезапно становится женихом. И дальше идет сцена:

— Элен! — сказал он вслух и остановился.

«Что-то такое особенное говорят в этих случаях», — думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.

— Ах, снимите эти... как эти... — она указывала на очки.

Пьер снял очки, и глаза его сверх общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно-вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением. «Теперь уже поздно, все кончено; да и я люблю ее», — подумал Пьер.

Вот это вот "быстрым и грубым" и "изменившимся, неприятно-растерянным" - как раз те маркеры отсутствия любви, влюбленности, близости.

А у Жени все выходит ловко и грациозно. Даже в той поразительной для своей полной одетости эротической сцене, где он застегивает ей сапоги - он нисколько не принижен, не унижен. Он у нее под ногами и при этом хозяин своего положения, влюбленный мужчина,притягательный, с сияющими глазами.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: ___olya___
2019-01-02 10:50 am (UTC)
спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: madlena7
2019-01-02 11:01 am (UTC)
красиво
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: futabacho
2019-01-02 11:45 am (UTC)
Да! Про грациозность влюбленных еще хорошо в описании встречи княжны Марьи с Николаем:

Предполагая, что она выйдет к нему, княжна Марья придумывала те слова, которые он скажет ей и которые она скажет ему; и то слова эти казались ей незаслуженно холодными, то имеющими слишком большое значение. Больше же всего она при свидании с ним боялась за смущение, которое, она чувствовала, должно было овладеть ею и выдать ее, как скоро она его увидит.
Но когда, в воскресенье после обедни, лакей доложил в гостиной, что приехал граф Ростов, княжна не выказала смущения; только легкий румянец выступил ей на щеки, и глаза осветились новым, лучистым светом.
— Вы его видели, тетушка? — сказала княжна Марья спокойным голосом, сама не зная, как это она могла быть так наружно спокойна и естественна.
Когда Ростов вошел в комнату, княжна опустила на мгновенье голову, как бы предоставляя время гостю поздороваться с теткой, и потом, в самое то время, как Николай обратился к ней, она подняла голову и блестящими глазами встретила его взгляд. Полным достоинства и грации движением она с радостной улыбкой приподнялась, протянула ему свою тонкую, нежную руку и заговорила голосом, в котором в первый раз звучали новые, женские грудные звуки. M-lle Bourienne, бывшая в гостиной, с недоумевающим удивлением смотрела на княжну Марью. Самая искусная кокетка, она сама не могла бы лучше маневрировать при встрече с человеком, которому надо было понравиться.
«Или ей черное так к лицу, или действительно она так похорошела, и я не заметила. И главное — этот такт и грация!» — думала m-lle Bourienne.
Ежели бы княжна Марья в состоянии была думать в эту минуту, она еще более, чем m-lle Bourienne, удивилась бы перемене, происшедшей в ней. С той минуты как она увидала это милое, любимое лицо, какая-то новая сила жизни овладела ею и заставляла ее, помимо ее воли, говорить и действовать. Лицо ее, с того времени как вошел Ростов, вдруг преобразилось. Как вдруг с неожиданной поражающей красотой выступает на стенках расписного и резного фонаря та сложная искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, темною и бессмысленною, когда зажигается свет внутри: так вдруг преобразилось лицо княжны Марьи.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-01-02 11:57 am (UTC)
О да!:)))))))

Вот то же самое внезапное совпадение с собой - и все легкое, грациозное, верное.

А какая она была уродливая с Анатолем?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gremrien
2019-01-02 11:56 am (UTC)
Рязанов в мемуарах пишет, что к малоизвестному Мягкову сначала отнесся скептически, только кинопроба показала, что он вполне годится, а эту роль очень просил Андрей Миронов:

"После работы над «Итальянцами в России» я приступил к «Иронии судьбы». У меня сомнений не было — роль Ипполита просто создана для Андрея. Я дал почитать ему сценарий. Он сказал:
— Эльдар Александрович! Я не хочу больше играть отрицательные роли!
— Но Ипполит вовсе не отрицательный персонаж. Скорее, он несчастный...
Андрей попросил меня, чтобы я попробовал его на роль Лукашина. Дал бы ему шанс. Во имя нашей дружбы! Я был уверен, что он не подходит на эту роль, но отказать ему не мог. Я сказал:
— Андрюша, я дам тебе на пробу одну каверзную сцену. И если ты убедишь меня в этом эпизоде, если я поверю тебе, — клянусь, ты будешь играть Лукашина.
Началась кинопроба. Миронов, пряча глаза, застенчиво произносил такие реплики: «А я у женщин никогда не пользовался успехом... еще со школьной скамьи... Была у нас девочка — Ира... Что-то в ней было... Я в нее еще в восьмом классе... как тогда говорили... втюрился... А она не обращала на меня ну никакого внимания!.. Потом, уже после школы, она вышла за Павла...»
Но почему-то ощущения правды жизни, веры в актерскую убедительность не возникало. Поверить в то, что какая-то неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно. Несмотря на все его актерское мастерство, психофизическая сущность артиста расходилась с образом, со словами. Стеснительность искусно изображалась, но поверить в любовные неудачи персонажа было трудно. И я отказал ему. Я повторил еще раз, что на роль Ипполита беру его без кинопробы. Но тут он отказал мне. Однако этот инцидент никак не повлиял на наши отношения, мы продолжали относиться друг к другу нежно и по-дружески."

В принципе, да, тут нужно было именно то самое перевоплощение. Миронов прекрасен, но он всегда играет самого себя. А Мягков - мастер перевоплощения из довольно-таки гнусненького или, как минимум, нелепого персонажа в интересного человека. И именно после этой роли Мягков, "дипломированный химик-технолог", поздно открывший в себе актерское призвание и до того как-то вяло снимавшийся, стал невероятно популярным, ну и сам Рязанов его уже из лап не выпускал и дальше регулярно снимал в своих фильмах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-01-02 12:17 pm (UTC)
А у Миронова его клоунская сущность, наверное, бы победила - и он не сумел бы простоту и нежность сыграть - так и остался бы в буффонаде.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: silenda
2019-01-02 11:58 am (UTC)
Когда названия поста увидела, ожидала разбора в духе как вы про "Любовь и голуби" писали, очень удивлена что вам нравится этот фильм. Я сейчас не аргументирую, потому что не помню уже конкретных моментов, но в целом у меня от него стойкое чувство чего то тоскливо-гадкого, что нам изо всех сил пытаются выдать за позитив и романтику.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-01-02 12:18 pm (UTC)
А от "голубей" у вас как раз ощущение позитива и романтики?:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: neublau
2019-01-02 12:04 pm (UTC)
Вот поэтому я не верю в пророчества Ипполита. Мол, пройдет новогодний угар - и вы все равно расстанетесь и приползете обратно. Это в Ипполите говорит обида отвергнутого, они не вернутся в тюрьму.
И Надя, кстати, тоже с Ипполитом становится неловкой.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-01-02 12:23 pm (UTC)
Конечно, не вернутся в эту тюрьму. А главное - им совершенно незачем, их ничего не вынуждает. Они взрослые, состоявшиеся, со своей жилплощадью - и оба готовы к браку даже отдельно от избранника. Я даже не очень понимала накала "невозможности", который там пытались наддать. Ну если только в СССР полностью нельзя было бы переезжать, менять город, оставлять место прописки. Но этого нет. Произвольно - трудно поменять, но по браку - без проблем.

Надя неловкой становится. Точно! там все время Ипполит ее пытается неловко поцеловать, как клюнуть, а она все время убирает лицо и губы и он куда-то в щеку-ухо ее чмокает. И слова они говорят друг другу, якобы, душевные, а все такое фальшивое, неловкое:(
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: flaneure
2019-01-02 05:04 pm (UTC)
Как же он тогда решился уехать? Был ловок и грациозен, смел, и тут же неловко и неграциозно уехал и неуклюже звонил из аэропорта.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-01-02 05:38 pm (UTC)
Она его выгнала, очень твердо.

Он настаивал, сколько можно, во всех местах - но останавливался там, где она реально была против - очень чутко. И по всему фильму было видно, что она успокаивается от его уважения - и сама навстречу и немного еще своей территории открывает ему. И тут было то же самое. Он настаивал, сколько мог - она не разрешила ему остаться твердо и даже поцеловать не разрешила на прощанье. Он не стал ее насиловать - ах, я все равно останусь. Послушался и уехал. Сделала еще попытку - она опять отказала: не взяла трубку.

И опять она посидела, подумала - уверилась, что он уважает ее решения - и решила опять дать ему пройти на свою территорию дальше, то есть приехала к нему. Ну и формально его портфель привезти.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sha_evichka
2019-01-02 05:08 pm (UTC)
Как вы чудесно это написали, подметили!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ирина андриянова
2019-01-02 05:12 pm (UTC)
а мне кажется, что влюбленный становится неловок, когда чувствует, что его не любят, что он неуместен со своей любовью. А ловок - когда идет обратная связь, ток, пусть и непроговоренные.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nove_ali
2019-01-02 07:39 pm (UTC)

Точно.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dom_zay_lesh
2019-01-02 08:45 pm (UTC)

Бальзам на мои душевные раны, как один мой друг говорит. Для меня  этот фильм вот именно об этом. Это мой любимейший фильм из советских.
А ещё я до сих пор так и не выяснила, какая связь между сценарием фильма и страничкой из Галича примерно тех же лет, где он буквально в нескольких абзацах делает эскиз этой ситуации - с одинаковыми адресами, людьми и встречами. Галича тоже нежно люблю

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: peggi_olsen
2019-01-03 12:33 am (UTC)
Сценарий фильма прекрасен, но вот играют все из рук вон плохо, имхо. Может, кроме Яковлева. Даже удивительно, в Жестоком романсе Мягков настолько правдоподобен и омерзителен, что брр.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: theswanessa_nux
2019-01-03 09:33 am (UTC)
Какая у вас милая аватарка и ник. Пегги - одна из моих самых любимых кино-героинь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sobachka_sonya
2019-01-05 07:42 pm (UTC)
А вы знаете, что сняли продолжение Иронии? Я его не смотрела, т.к. оно убивает всю прелесть этого фильма. Там Надя всё же выходит за Ипполита, а история повторяется через много лет с её дочерью и сыном Лукашина.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2019-01-05 10:02 pm (UTC)
Не смотрела. Я боюсь этих идиотских продолжений. А ребенок посмотрел и долго плевалась.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)