?

Log in

No account? Create an account
26.11 - Рукодельные мечты - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

26.11 - Рукодельные мечты [Nov. 28th, 2018|09:19 pm]
Alika
[Tags|, ]

Заинтересовалась снова фриволите на игле. Про фриволите я узнала много-много-много лет назад. Я училась, у нас была практика в театре и там одним из заданий была имитация каких-нибудь техник театральными способами. Мой друг делал витражи из газовой сетки, цветной туши и клея пва. Кто-то выделывал золотное шитье на бархате. А я взялась за кружева.

На газовой ткани из тоненького фунтика с объемной белой краской нужно было вырисовывать узоры и детали. Потом края можно было обрезать и выходили воротники и манжеты с десяти шагов неотличимые от драгоценных кружев. Жемчужины и бусины имитировались приклеенным рисом и горохом, покрашенными серебряной краской.

Если вы не знаете, что такое фунтик, я вам расскажу. Это маленький кулек из бумаги - свернутый таким конусом и заклеенный, чтобы не разворачивался. Внутрь него накладывают густую специальную пасту - она при высыхании не расползается, а остается такой же выпуклой. Потом верхний открытый конец тоже заклеивается, а острие конуса срезается крохотной дырочкой. Тогда можно давить на этот фунтик и вести носиком по рисунку, выкладывая узоры. Сложность в том, чтобы приноровиться одновременно давить и рисовать. Но для того, кто в детстве тренировался гладить себя по животу одной рукой и хлопать по макушке другой - труда не составит:)

Кончик можно срезать дырочками разного диаметра, и тогда можно получить линии совсем тонюсенькие или толстые - в зависимости от надобности. Пасту можно красить серебяным порошком или “золотом” - и тогда тоненьким фунтиком можно рисовать на костюмах золотое или серебряное шитье.

У меня было кружево, и паста была белая. Надо сказать, мне очень к тому времени повезло. Хотя всякими ручными работами я интересовалась давно, незадолго до этого мне досталась в знакомые мамина знакомая старушка. Она к тому времени была полупарализована, но всю жизнь была изумительная рукодельница. Мне помнится, она никогда не работала, жизнь ее была “точь в точь, Аличка, как в фильме “Офицеры””. Началось все с двадцатых и Средней Азии с басмачами, затем ее муж все больше поднимался и умер уже большим чином, почетным пенсионером и все такое.

Она же ездила за ним по гарнизонам и увлеченно вышивала. И вот у нее была большущая коллекция всяких выкроек и рисунков. Самые старые были приложения к “Ниве” за 1860-й год, последние - приложения к “Работнице” сто лет спустя. Почувствовав близкую кончину, бабулька эта настояла, чтобы я забрала все эти узоры и выкройки - больше около нее никто рукоделиями не интересовался, а она боялась, что после смерти ее наследники просто все выбросят в мусор. Так у меня появилась целая коробка этих упоительных красот.

Оттуда я насмотрелась узоров для кружев - их и рисовала для сдачи проекта.

И вот я принесла один из планшетов с узкими полосками кружев на манжеты в училище. В фойе меня встретила наша натурщица, длинная странная молодая женщина. Она сразу с интересом бросилась разглядывать мои имитации и про один узор вооскликнула - о! Я знаю это кружево. Это фриволите. Мне от бабушки достались книги с узорами старинные и ее челноки. Оно вяжется такими специальными челноками - вот так и так - она показала в воздухе. -Я умею!

Так я впервые слово услышала, но саму технику до этого никогда не встречала. До появления моды на макраме оставался еще год, а до фриволите еще вообще не скоро дошло. На самом деле у меня была имитация игольного кружева, ретичеллы. Но я понимаю, как она могла спутать. Во фриволите одна нить обвязывается плотными узелками второй нитью и из этих шнурочков последовательно формируется узор из замкнутых кружков, капель и арок. В игольном кружеве протягиваются нити - по несколько, если нужна толщина - и потом они обшиваются иглой - то есть тоже есть такие элементы из шнуров.

Потом пришло макраме в моду - и там узел, используемый во фриволите - один из базовых. Я макраме увлекалась с упоением - в миниформе - делала множество украшений плетеных. Блокноты у меня были заполнены идеями и дизайнами, еще хитрыми способами что-то выплести. И у меня их хорошо покупали и заказывали, хотя я тогда и не думала делать это работой.

Ну вот. Когда я наконец рассмотрела, что такое фриволите - это оказалось довольно простой фишкой обвязывания нити одним узлом, иногда с петельками-пико. Непонятно мне была только непрерывность техники, соединения элементов и как читать схемы. Челнок опять же не хотелось осваивать - и просить папу сделать, потому что продажных еще не было.

И тут в Бурде вышла целая подборка про фриволите на игле. И там мне все показалось так просто и легко! Не все паттерны подходили для иглы, поэтому в Бурде были специально разработанные узоры и небольшие вещицы. Но в переездах журнал был потерян с концами.

Зато на какой-то выставке я купила себе иглы (примерно вот такие, набором) Попробовала ими быстро бридочку связать - очень легко! В макраме и челноком нужно нитку обвязывать вокруг, а тут иглой подхватываешь нитку то так, то этак - а узел сам выходит.

И тут я достала свои списки назад - месяц уже не подходила - и решила делать хоть немного то, что выпало. Вот мне и выпало это фриволите, по-английски tatting:) И тут же оказалось, что в интернете всего полно уже - и уроков, и схем и видео! Пинтерест тут же мне начал услужливо подсовывать советы и схемы:)

В общем, я скоро попробую с такими маленькими подходами. Мне даже не производство чего-то важно - а просто технологию узнать, попробовать всякие детали и тонкости - в общем, сканерские радости. Хотя вот этот вот воротничок так и остается моей хрустальной мечтой.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: ttkistochka
2018-11-29 05:57 am (UTC)
Ооо покажите пожалуйста потом! Все детство ваяла макраме, остались очечники и кошельки крохотные, под мелочь, фриволите осталось недоеденным куском.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-11-29 06:35 am (UTC)
покажу непременно:)
(если сделаю!)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: markela
2018-11-29 06:20 am (UTC)
Журнал "Нива" издавался только с 1869-го. Возможно, что вырезки были из какого-то модного журнала.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-11-29 06:34 am (UTC)
Да, вы правы! Я пошла перепроверила все номера. Видимо, со слов старушки у нас такая легенда в семье утвердилась:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: markela
2018-11-29 06:45 am (UTC)
А вырезки у вас еще живы? Было бы здорово увидеть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-11-29 09:07 am (UTC)
остались, конечно. Я из них даже кое-что делала -https://rikki-t-tavi.livejournal.com/904304.html

и использую их для фонов в фотографировании, хотя они уже такие ветхие - надо бы поберечь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: markela
2018-11-29 09:34 am (UTC)
Там издание Маркса, так что может и Нива, но более поздняя.
А у меня есть альбом по вязанию спицами 1892 года, с чепцами и свивальниками, там и кружево есть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-11-29 09:51 am (UTC)
Такие у меня тоже есть! я даже оттуда вязала чепчик и пробовала вязать кружевной чулок.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Svetlana Krasnokutskaya
2018-11-29 07:14 am (UTC)
Вот здорово! Мне прямо сейчас надо срочно понять, как сделать имитацию золотой вышивки на бархате для исторического костюма 15в. У Вас нет готового рецепта случайно?) бархат, естественно, синтетический в целях экономии. для штор)
я не в коем случае не рассчитываю, что Вы все бросите и будете отвечать, но Вы часто пишете, что записываете разные техники и приемы с фантастической степенью дотошности, достойной изумления (смайлик), поэтому, если вдруг уже есть готовое и записанное, была бы очень благодарна. извините ради бога, если это как-то нахально, такое спрашивать, просто к Вашим советам доверие есть, а к интернету в целом - не очень)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-11-29 09:22 am (UTC)
Я вот только такое знаю - очень тоненько объемной пастой - прямо штриховать как бы вышивка нитями шла. Но оно точно хорошо со сцены - а вот насколько вам нужно близко - я не знаю.

Вот самое близкое к театральной имитации я нашла: http://www.tairtd.ru/information/master-class/Imitatsiya-vyshivki-akrilovymi-konturami.html

Теперь уже даже и пасты не нужно - сразу контуры объемные в тюбиках продают. (Но паста была более точной, не расползалась) Я бы на вашем месте купила такой контур золотой и на кусочке бархата попробовала, взяв хороший пример за образец.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Svetlana Krasnokutskaya
2018-11-29 12:02 pm (UTC)
спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: natagabi
2018-11-29 08:55 am (UTC)
Алика, а что это за паста была? Подозреваю, что её готовили тут же, потому как раньше мало что продавали готовое.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-11-29 09:23 am (UTC)
Мне кажется, она все же готовая была - из художественных фондов. Но в продаже я ее тогда не видела, кажется, - нам давали в театре.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: la_kis
2018-11-29 09:07 am (UTC)
ооо, как интересно!
В конце советского времени, учась в университете, я купила в книгах зарубежных стран набор красивых немецких книжечек с разными рукоделиями (нашего, понятно, ничего купить было нельзя). Но меня там интересовало вязание и вышивка, а книжечку с фриволите я благоговейно рассмотрела и сунула в коробку.
Было понятно, что это морок, и живые настоящие люди такое делать не могли! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-11-29 09:24 am (UTC)
:))))) Смишноооо:)
И сколько таких мороков было нам неизвестных!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ran_tenshi
2018-11-29 03:36 pm (UTC)
Ой, какой чудесный воротничок по ссылке!
А я как раз неделю назад узнала, что фриволите бывает и на игле. Теперь пробую сплести закладку для пробы техники. Тоже пока кажется все просто и легко (хотя уже сменила и нить и иглы), только перезатянуть пока боюсь
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: a_yurievna
2018-11-29 04:32 pm (UTC)
а я вспомнила, как в далекие годы была со школьной экскурсией во Львове и там в книжном магазине купила огромную книгу с вышивками. Вышивки прекрасные, "дорожками" - не помню как это стиль называется, когда вытаскиваются нити в одном направлении и обшивается оставшееся пространство. Ужасно красивые скатерти и прочее там были. Проблема в том, что написана книга была на неизвестном мне славянском языке (латиницей) и я никогда так ее и не освоила. Зато листала всегда с наслаждением
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ran_tenshi
2018-11-29 04:55 pm (UTC)
По описанию на мережку похоже. Там как раз вытаскиваются нити, а оставшиеся обвиваются по всякому, формируя столбики, кресты и прочее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_yurievna
2018-11-29 05:31 pm (UTC)
Да, точно, мережка! забыла слово. Но в той книге либо очень заковыристые мережки были, либо другой подвид такой вышивки (я сама только крестиком и умею, поэтому плохо в видах разбираюсь)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: miller17
2018-11-30 05:59 am (UTC)

Как же приятно читать про рукоделия! Вы еще так подробно все описываете. Вот делать совершенно не хочется, хотя я из семьи рукодельниц по женской линии. А читать про технологии и видеть узоры - просто наслаждение!

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-11-30 06:23 am (UTC)
И я многое люблю просто за технологии:) А делать не хочется.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sunnyse
2018-11-30 07:35 am (UTC)
Как хорошо знать, что у кого-то стопочка таких журналов пережила переезды, живет и к делу пристроена. Мамины подборки, не рукоделие, а из 60-70 что-то по интерьерам и всякая "наука и жизнь", сгорели на даче. Вот интерьерное я бы с удовольствием полистала, там много интересного было по моим детским воспоминаниям.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vedma_mashka
2018-12-04 02:57 pm (UTC)
я вяжу челноками, иглой никогда не пробовала. Но как мне кажется, чисто визуально, иглой не так плотно получается (могу ошибаться).
Схем и мастер-классов во вконтактике миллион.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-12-04 11:40 pm (UTC)
Я вот про плотность тоже думала. Челноком сам затягиваешь, а на игле все определяется диаметром иглы. С другой стороны, если выходит свободно, можно взять иглу тоньше и тогда на нить будет съезжать более туго.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ran_tenshi
2018-12-05 03:30 pm (UTC)
Я вот сейчас как раз пробую на игле плести. Нормальную "tatting needle" я в магазинах у нас не нашла, зато нашла длинные тонюсенькие бисерные иглы.
Сами по себе они для кружевной нити оказались слишком тонки, но если закрепить кончик нити возле ушка и набирать ушком вперед, то получается петля толщиной нить+тоненькая игла. Как раз, на мой взгляд, чтобы петля по нити передвигаться могла!

Хотя затянуть по максимуму петлю на такой тонкой игле сложнее, чем на игле для игрушек((

Edited at 2018-12-05 03:32 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)