Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

19.11 Часть вторая - Возраст и кинематограф

Целый день писала ответы на вопросы

В вопросах было несколько про возраст - и напомнили старое обещание про молодость написать, и спрашивали про старость и отношение к ней. И я думала при ответах, потом думала после них, разговоры дома вели.

Занимало нас уже несколько дней, как показали возраст в “Однажды двадцать лет спустя”. Они все там такие уже замшелые пни. И понятно, как сильно сменилась концепция возраста не только между Пушкиным и нами (сорокадвухлетнюю Ларину кто бы сейчас назвал старушкой?), но уже и между семидесятыми-восьмидесятыми годами и нами.

Кто-то в коментах мне рассказал, что на удивление, актеры и правда были этого возраста. Я не поверила - пошла посмотреть. И точно! Им от 32 до 39, а играют они 37-летних. Круглой тетушке Гундаревой - 32 всего. Ну с нею понятно - ее нужно было омолодить для давних сцен и слегка завзрослить для текущего времени. Но все равно! Нынче 32 вообще не возраст, и 37 не возраст, правда?

Я разговаривала на днях с деткиным знакомым, ему 30, наверное. Но он такой пацан - колечки везде-везде, порывистый, узкий. Да, говорит, мы еще вполне себе дети.

А с милым мужем, возвращаясь из книжного, отчего-то в связи с возрастом вспоминали “Иронию судьбы” - и как там герои явно немолоды уже. По нынешним ощущениям им явно за сорок, а Ипполиту к пятидесяти. По фильму же им 36 и 34. И они давно засидевшиеся холостяки. Надежде беспощадная юная девица говорит мстительно: “последний шанс?”. И Надежда в свои 34 вовсе не “старшая девушка” по моей номенклатуре, а уже усталая, подвядшая женщина. У нее даже в лице и позе уже есть такая поникшесть, признание того, что не первоцвет она.

И представьте сегодняшних любых людей? Уильям и Кэтрин, старшая принцесская пара - им по 36, и они вполне еще такие молодые родители, детсадиковские родители. Младшие - прямо младшие, типа - те взрослые принцы, а мы такие младшие принцы, мальчик с девочкой - а им 34 и 37. И никто Меган не говорит - ну что, шанс следующий за последним?

В “Иронии судьбы” и актерам столько же лет, сколько героям, но разве они похожи по имиджу на мальчиков-девочек, как вон бодрые принцы нынче?

И пока мы разговаривали, я вспомнила из своего театрального прошлого, что была у Арбузова такая комедия для двух актеров “Старомодная комедия”. Ее очень любили в театрах, потому что хороших состарившихся актеров было много, а ролей для них мало. А тут специальная пьеса бенефисная такая для двух старичков.

И я никак не могла вспомнить, какого же возраста там были герои. Помнила две экранизации, одну с Сухаревской, вторую с Фрейндлих. Одна была старушка, другая средних лет дама. А сколько лет героине?

Нашелся текст пьесы. И там героине нет шестидесяти (если подсчитать по тексту - ровно 59), а герою 65. Пьеса очень милая, обе экранизации слегка под углом от нее поставлены. Сухаревской под 70, Фрейндлих 44. Обе играют с мужьями. Сюжет такой очень любимый в пьесах и историях - один замшелый пень, поклявшийся не допускать в жизни ничего романтического, вторая - взбаломошная и непредсказуемая птичка, которую сначала за это хочется прибить, а потом постепенно и пень и зрители проникаются, какая она очаровательная. Пень оттаял, птичка вместо воплей гармонично открывает клювик - в конце любовь и все переменились.

Вариант с Сухаревской. Она совсем там бабулька - глазки мелкие,арбузные, старушечий ротик, бесцветные бровки и надтреснутый дребезжащий голосок. Непонятно, как она могла быть драматической актрисой в прошлом по сюжету, если у нее такой имидж маленькой девочки-старушки, минуя взрослую, выросшую стадию.

Если сравнивать с текстом, ей нигде не удается побыть “дамой”, она сразу такая наивная и развеселая куку-старушка. В ней нет контрастов, как в пьесе - там она то такая дама с достоинством на ровном месте, то приветливо щебечущая своя в доску курортница, то задумчивая и чувствительная женщина с прошлым. А Сухаревская везде надтреснутая старая девочка:)
Это телевизионный спектакль, с хорошими декорациями, но декорациями, не настоящей Прибалтикой.



Вариант с Фрейндлих после Сухаревской мне казался неправильно молодым. Но это потому что я думала, что это должна быть история двух старичков.

В фильме же врача слегка омолодили - ему 60, а не 65. Героиня так и не говорит, сколько ей. Но у героини Фрейндлих, которой самой было 44 тогда, седые дамски уложенные красивые волосы, а лицо свое у нее хоть и свежее, но с кругами под глазами, так что, присмотревшись к развитию фильма, я бы ей и дала за пятьдесят, около 55.

Голос! Опять же интересно, что голос у Фрейндлих не молодой - тоже надтреснутый такой, с ним легко старушек играть.

Диапазон игры у Фрейндлих шире, вот эти разные личности, которыми оборачивается героиня в пьесе, у нее выходят лучше. И поскольку это фильм, то там и Рига старая, семидесятых годов, и Юрмала - все такое милое, знакомое тем, кто помнит.

А мне картинка пляжа сразу сердце сжимает. В старом сборнике советских акварелистов был латышский художник, который рисовал эти пляжи. Сплошной фон желтоватого светлого и на нем длинные цветные мазки людей. Я летний юрмальский пляж не видела вживую, но эти кадры из фильма - они один к одному те старые акварели!





Героиня должна по сюжету все время петь песенку про сурка, в пьесе это так трогательно. И Фрейндлих даже этого сурка напевает - тоже смесью детского и старушечьего голоса. Но главное, за что фильм любили - он весь насквозь с музыкой Таривердиева. А Таривердиев, хоть и писал одну и ту же музыку, но очень хорошую и берущую за сердце - все эти капельные переливы, на фоне раздольных скрипок. Так что это мелодрама с большой долей мелодий.


Коменты на ютубе предсказуемы - под всеми советскими фильмами такие - восторженные, пафосные, приподнятые до отсутствия вкуса. Все актеры великие, все истории любви великие, все, что сделано советским кинематографом, великое. И традиционные с античных времен сокрушения - сейчас так не сделают, сейчас таких актеров нет, сейчас таких чистых возвышенных чувств не дают.

Отдельной линией злорадное и гордое - в Голливуде не было и нет таких актеров, в Голливуде никогда не смогут снять такого кино! Разве ж Голливуд кисть такой шедевр даст. Мне всегда хочется поинтересоваться - а что, товарищ уже все-все фильмы Голливуда посмотрел? И отлично их зная, не нашел ни одной средней руки мелодрамы, которая была бы точь в точь такая? А еще я пытаюсь представить, как под голливудской мелодрамой на сайте простые зрители с оклахомщины и огайщины пишут - да никакому Мосфильму за нами не угнаться! Да разве же на Мосфильме когда такую картину снимут? Да Мосфильм и рядом не стоял с нашими великими картинами!

Но возвращаясь к возрасту. Прямо непонятно, кто бы мог точно по пьесе такую даму сыграть. И в возраст попасть и в трогательность без старушечести. И даже не омолаживать сюжет, а разыграть его в шестидесятых, как сейчас модно стилизации снимать. В духе Феллини, в стилистике Мэдменов. Мужчины с аккуратными стрижками, дамы в кошачьих очках, шляпках-горшках и туфельках на шпильках. Советские курорты, необъятные тетеньки в цветастых платьях, что-то такое:)
Tags: anthropology1, cinema, females
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 108 comments