?

Log in

No account? Create an account
16.11 Часть четвертая - перечитывая Толстого - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

16.11 Часть четвертая - перечитывая Толстого [Nov. 17th, 2018|08:11 pm]
Alika
[Tags|, , ]

Зачиталась вчера Толстым, открыв, чтобы проверить какую-то мысль для поста. Весь кусок со скачками с точки зрения Вронского. Как Толстой это пишет! Вся эта картина прелестной и умной Фру-Фру, которая бьется с перебитой спиной - и Толстой сравнивает ее  с рыбкой и птицей. Она не может подняться, задняя часть у нее парализована - но все время выворачивает шею, чтобы смотреть на Вронского преданным прекрасным глазом.

А Вронский в бешенстве неудачи и своей раздавливающей вины пинает ее каблуком в живот - и потом, пишет Толстой, это было самым мучительным и стыдным воспоминанием его жизни.
“В первый раз в жизни он испытал самое тяжелое несчастие, несчастие, неисправимое и такое, в котором виною сам.
Яшвин с фуражкой догнал его, проводил его до дома, и через полчаса Вронский пришел в себя. Но воспоминание об этой скачке надолго осталось в его душе самым тяжелым и мучительным воспоминанием в его жизни.”

Это, кстати, у него очень интересная вещь. У каждого героя есть такое воспоминание, которое потом всю жизнь “мучительным стыдом режет сердце”.

У Анны - в тот же день. Она хотела встретиться ночью с Вронским после скачек. Как неожиданно приехал муж на дачу. И она фальшиво весело и естественно с ним говорит, уговаривает его остаться на ночь. Через несколько часов она выдаст ему, что любит другого и ненавидит его - и станет понятно, как  вральна была ее наигранная приветливость - и воспоминание о ней будет самым мучительным ее воспоминанием. “Во всем разговоре этом не было ничего особенного, но никогда после без мучительной боли стыда Анна не могла вспоминать всей этой короткой сцены.”

И у Кити есть такое. На балу она ждала, что  с Вронским будет решительное объяснение, а он и думать о ней забыл, ураганно влюбившись в Анну. И там есть неловкая сцена, когда она вынудила его пригласить ее на танец - а музыка сразу кончилась “Кити посмотрела на его лицо, которое было на таком близком от нее расстоянии, и долго потом, чрез несколько лет, этот взгляд, полный любви, которым она тогда взглянула на него и на который он не ответил ей, мучительным стыдом резал ее сердце.”


Надо, пожалуй, последить  за его другими героями и их моментами вот этого на всю жизнь запомненного стыда. Есть ли у Толстого такая повторяющаяся вещь или это только у этих троих.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: snowleo_hatula
2018-11-18 04:51 am (UTC)
Сейчас почитала, что про Толстого пишут с точки зрения соционики. И сразу стало понятно собственное недоумение по поводу его героев. Этика - его сильная сторона, все его герои так или иначе на ней концентрируются. И если смотреть глазами логика, просто зависаешь, как старый комп: неужели вот такие люди, с такими именно переживаниями, возможны?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mimi_ha
2018-11-18 07:00 am (UTC)
Спасибо, что напомнили эти милые подробности. Прямо захотелось немедленно перечесть весь роман.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: markela
2018-11-18 07:36 am (UTC)
Пьер стыдится такого момента.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kyzinatra
2018-11-18 08:46 am (UTC)

Да, захотелось перечесть. К русской классике у меня любовь вперемежку с какой-то тоской и отвращением. И скукой. Хочу попробовать послушать, может лучше пойдет. Посоветуйте, если знаете, хорошо начитанного Толстого? Каренину, Войну и мир.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dedra_isode
2018-11-18 08:59 am (UTC)
О, кстати этот момент, когда Вронский бьёт лошадь, редко попадает в экранизации. Я нарочно сравниваю некоторые моменты в разных фильмах, и сцену скачек в том числе. Мне кажется, это не показывают, потому что стараются Вронского выставить абсолютно хорошим и благородным, а значит, он не может так поступить. В нашей советской экранизации - показывают. А скажем, в фильме с Кристофером Ривом, который Супермен (отличный Вронский из него вышел, кстати!), он смотрит на лошадь страдальчески и пафосно произносит: Какая же она красивая! -- и сам её пристреливает. И это почему-то часто делают в фильмах, что он убивает её сам. Очень интересно сравнивать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: oneesama
2018-11-18 08:59 am (UTC)
Кстати, давно ещё вычитала у известного писателя лошадника Бориса Алмазова, что так сломать лошади спину невозможно. Там если только дерево упадёт с размаху и то не факт. Скорее всего, Толстой про это знал прекрасно, но все равно пожертвовал фактологический правдой для художественного впечатления
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-11-18 09:44 am (UTC)
Вот тут есть обсуждение: https://users.livejournal.com/-niece/196279.html

и там люди, занимающиеся с лошадьми рассказывают, что у молодых английских лошадей костяк очень хрупкий. Там же решительно возражают против рассказок от "опытных лошадников", что у лошадей под седлом сросшиеся позвонки. Сросшиеся дальше - на крупе, то есть на попе, а тут под седлом обычные и сломать их можно теоретически.

Я больше верю Толстому, потому что в его время все мужчины скакали на лошадях, и многие из них в военных условиях - то есть рассказать фигню среди _тех_ читателей было гораздо сложнее, чем сейчас, когда у читателей "у подруги у сестры у у мужа первый ребенок где-то занимается уже две недели и им там сказали, что так не может быть".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vera_kurskaya
2018-11-18 02:40 pm (UTC)
Вронский сломал позвоночник лошади якобы потому, что корпусом отстал от нее при приземлении. Ситуация нереальная: отстают в прыжке на соревнованиях (конкур, стипль-чез, троеборье) всадники через одного. Не припомню ни одного такого случая, хотя случаи со смертельным исходом как на международных, так и на внутренних соревнованиях сразу становятся предметом обсуждения среди конников, и через конные СМИ, и через сарафанное радио.
Толстому в конной теме не стоит верить буквально, это известный факт, еще современники Толстого были этим недовольны. (Например, "охотники конного бега" возмущались массой неточностей в "Холстомере", начиная от возраста коня и масти и заканчивая множеством тонкостей.) Описание конных реалий не входило в его творческие задачи, он о другом писал. Ему в данном случае нужно было показать Вронского в экстремальной ситуации, причем на соревнованиях, когда его видит множество людей, и в момент конкуренции с другими - а тут лошадь внезапно пала.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: katevnik
2018-11-18 02:50 pm (UTC)
да, здесь я соглашусь, тут Толстому показать Вронского было важнее фактологии (а меня этот момент коробит как раз именно из-за нереальности гибели лошади)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lestnica_vverx
2018-11-19 11:52 am (UTC)
Спасибо вам, добрые люди, за это обсуждение. Я как раз перечитываю Каренину, и уже вижу, сколько моментов опять промахиваю галопом.
Надо ещё перечитать :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-11-20 07:51 am (UTC)
А я уже чуть не наизусть знаю, но время от времени вытаскиваю и читаю страницу наугад - и удивляюсь тонкостям, которые не заметила!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shenda
2018-11-19 08:53 pm (UTC)
Это те воспоминания, которые всплывают как раз тогда, когда пытаешься заснуть, и потом можно полночи об этом размышлять и ворочаться :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-11-20 07:51 am (UTC)
И не отменишь, главное, не поправишь!
(Reply) (Parent) (Thread)