Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Виртуальные клавиши и реальная радость

У нас есть старый айпадик, потертый и отсталый, на него уже ничего не ставится, а что есть, постоянно падает. Я на нем играю в старых сердитых птичек и иногда смотрю в браузере что-то. А несколько дней назад нашла там имитацию пианинки  и пропала.

Музыке мне всегда хотелось учиться, но не вышло. Дважды в детстве - когда купили пианино соседской девочке и сестрице - родители объясняли мне, что слуха у меня нет и незачем тратить мне силы и время. Со слухом у меня и  в самом деле проблемы - как у Гликерии - что это ты сейчас, Гликерия, пела, слова знакомые, а песню не знаем? Зато у меня голос ангельский, и если рядом поет сестрица со слухом, я за нею держусь на той же тропинке и в общем у нас хорошо получается.

Но пианинка на айпаде неожиданно меня поразила в самое сердце. Я уже несколько дней с огромным удовольствием играю на ней мелодии. Не могу даже выразить, что это за чувство - очень сильного  очарованного удовлетворения от звуков под пальцами. Не знаю, что чувствуют настоящие музыканты, тем более их учат правилам и работать всеми пальцами. Я же наигрываю одним пальцем короткие мелодии - и удовольствие у меня очень комбинированное. Я воспринимаю их как рисунок в пространстве ( вот это - две шаги налево, две шаги направо:)) - узорный такой ритмичный рисунок передвижения - вперед на три шага, перепрыг через одну, еще перепрыг через одну, два раза на одном месте, назад на два шага, возврат, быстрое переступание назад и вперед. Я как бы вижу этот рисунок движения и от него отдельное удовльствие. (Я так же вижу и запоминаю телефонные номера на клавиатуре кнопочной или управление на ремоутах телевизионных - рисунком на этой панели)

Второе удовольствие - ритмическое. Большое количество этих ритмических рисунков - дробный повтор, длинные отдельные удары, композиционные куски из трех коротких и двух длинных потом, плавные пары из сдвоенных звуков, замирающие точки в конце, зависающие высокие длящиеся в середине. У меня внутри как будто есть этот еще непроявленный, но заранее существующий ритм, и я у каждой мелодии его проявляю - с огромным удовольствием от того, какой он, оказывается.

И третье удовольствие - интонационное. Как будто это фразы на неузнаваемом языке - но они явно веселятся или грустят, замирают на полуслове или ставят нежную, но твердую точку в разговоре, забираются вверх с замиранием дыхания, успокоительно и решительно поддерживают, меланхолически грустят. И в этом тоже у меня внутри есть предощущение, какая интонация должна быть, есть какая-то одна правильная нота вслед за этой - я не могу ее представить на клавиатуре заранее, но могу найти и узнать - точно, это она, это та интонация, которая должна быть у этой фразы - и огромное удовольствие от того, как правильно фраза закончилась - будто воды в жажду дали .

Меня удивляет, что если повторять тот же самый рисунок ритмический и пространственный, отбивать ту же дробь, ходить теми же шагами - но в разных частях октавы - фразы получаются совершенно разные! Я всегда воспринимала клавиатуру как математическую последовательность - каждая следующая клавиша ровно в том же шаге от предыдущей, как все другие - значит, думала я, все мелодии должны быть одинаковые, только сдвинутые - более низким голосом или более высоким. А они вообще другие - у них интонация разговора другая - не такая же решительная или не такая же вопросительная, у них настроение другое - тут этот ритм весел и беззаботен - там точно этот же меланхоличен и задумчив, а здесь - почти в слезах.

Еще я одинаковое время провожу за белыми клавишами - и за черными в пентатонике. Пентатоника мне с детства привычна из-за татрской музыки, и там я тоже играю и играю разные мелодии, как бы вышитые восточными тюльпанами и завитыми листьями. Переходить с белых на черные в первые секунды непривычно - звуки кажутся "неправильными", но это быстро проходит.

Как в компьютерной игре, когда от множества повторений ты начинаешь знать заранее, каким пальцем нажать и куда направить удар, так и тут я, не доводя до мозгового знания, все больше ориентируюсь бесознательно - избегая клавиш на стыке двух черных групп в ненужных местах - они часто звучат диссонансом к тому, что мне нужно - и их же применяя там, где мне нужно. Все чаще, не задумываясь, нажимаю то, что мне нужно в конце мелодии - чтобы оставить фразу задумчиво утвержденной или закруглить решительно, после чего нет продолжения.

Прямо слов у меня нет для этого удовольствия:) Жаль, что оно только играет, но ничего не записывает - я сама не могу в повторе услышать, и все импровизации живут пока звучат. Но косвенно - муж, у которого слух и невыносимость моего пения (знакомых песен - незнакомые-то он слушает с удовольствием) - совершенно не возражает, когда я блям-блям-дынннь делаю у него под ухом. Жаль, старый айпадик скоро начинает хрипеть, давать эхо, потом замолкать - и через паузу выдавать мне все набранные звуки одной трелью. Это значит - скоро совсем онемеет. Нажимать можно, но клавиши уже не звучат. Так что я выключаю и даю ему отдохнуть. Предвкушая, как потом опять подойду и поиграю:)
Tags: life_pleasures1, music, pro_menya
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments