Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Отрубленные головы и отрубленные головки

Последний, самый длинный кусок - я сделала усилие, чтобы закончить:)

У Надюхи, по терминологии опять Эволюции, совершенно внешний локус. Что бы с нею не случилось - это немедленно выливается на окружающих. Все должны разделять ее негодование или огорчение- и любой попавшийся должен нести ответственность и вину за это. Любое событие происходит потому что кто-то виноват. Внутрь нее не залетает даже тень подозрения, что она может нести ответственность.

Так что сразу после новостей она обрушивается на детей - это их батя это сделал, как же они недоглядели. А когда в дом к ней приходит сама Раиса Захаровная - на нее навяливается ответственность в любой ее роли. Кто бы она ни была - Надюха со своим очень невнутренним локусом виртуозно припишет ответственность ей и начнет строго спрашивать: Вы начальник отдела кадров - что же это вы так плохо за вашими кадрами следите?? В этом раскладе от нее ушел опять же нее ее муж, а кадр отдела кадров, за которым плохо следили!

И опять же это привычно-советское - убью! при любой степени рассерженности. В первой сцена она махала поленом с криками "убью", теперь кровожадно обещает порубить головки всем голубям. Не удивительно, что первая и единственная реакция сына - встречу - убью! В общем, нужно сказать, заглядывая в конец, что от исполнения эих планов у всех подряд героев спасло только то, что они не пьют. Выпили бы - и у истории была бы банальная деревенская кровавая развязка.

Раиса Захаровна привезла Василия в свою городскую квартиру, вполне всем довольна, но слегка мучается чувством вины перед Надюхой. Поэтому ей хочется встретиться, поговорить - и чтобы в результате Надюха признала развитие событий правильным, мужа ей собственноручно отдала и сняла груз с Раисиной души, выдала индульгенцию на покой. Совершенно очевидно, Василий ей мало и без подробностей рассказывал про упоение в бою у своей бывшей жены. Иначе бы Раиса не стала строить таких иллюзий.

Появляется она в избе у Кузякиных при полном параде - приталенный костюмчик, слегка милитари, выпущенные воланы белейшего воротничка и модной-дорогой мохер или даже ангора на вязаном берете и крохотном шарфике. Разговор их заходит в абсурдные дебри, когда Надюха жалуется ей как представителю администрации, потом начинает что-то подозревать - уж больно настойчиво незнакомка спрашивает "Любите ли вы этого человека?". Слово "люблю" она выговорить не может - ее корчит и крутит, но ни слово, ни чувство впустить в себя она не может. Наверное она и замуж вышла, не сказав его - удобный жених, она его осчастливила - что еще нужно?

Но не умея определить и называть чувства, она испытывает физиологические реакции - и вместо разговора о чувствах говорит об ощущениях - тяжесть и жжение в груди, нехватка дыхания. Она эмоционально совершенно неразвита и не может связать эти вещи - когда я тоскую, у меня сжимается в груди. Поэтому она удивляется на свои реакции физические, как на что-то отдельное - и описывает их. Василий с обеими женщинами постоянно занимается "переводом", а в этой сцене режиссер зрителей толкает к такому "переводу". Мы-то в отличие от одноклеточной Надюхи знаем, что сердце болит от любви, а грудь теснит от горя - и мы "переводим" ее описание ощущений - ах, она его любит, ах она тоскует. Хотя у нее эти же симптомы могут быть от злости, разочарованности, обиды за недоданность, раздражения за отнятость своего имущества, ненависти ко всем участникам. Но режиссер нам громко и настойчиво намекает: это поэтическое описание любви!

Прояснив внезапно статус гостьи Надюха впадает в естественное для нее состояние ярости и агрессии. Как уже было говорено - у нее как у собачки два варианта реакций - скулить - или заливаться лаем и кусать за штанину. Она мгновенно перешла от одного к другому и пошла выдирать патлы и помпоны с беретки крашеной сучке. Про сучку крашену - тоже отлично. Она сужает глаза и медленно выдает - ах ты, сучка крашена. На что Раиса Захаровна пытается оправдываться - это мой натуральный цвет парика. Но это опять перенос вовне, снова цветущий внешний локус. Отчего муж ушел? От того, что ты постоянно собачащаяся стерва и он не получает никакого уважения в семье? Нееет! Это потому что некоторые Джезабельки, вводят мужиков в заблуждение, крася волосы и становясь неотразимыми. Аха! причина найдена! И вслед - найдено решение - щас мы ей эти крашены волосы выдерем - и все станет опять хорошо. Где мое любимое полено?

Потрепанная Раиса отправляется домой.

А дома у нее уютная однокомнатная квартирка с крохотной комнаткой. Я таких навидалась у одиноких женщин тех лет - со всеми этими фотографиями из журналов и календарей и многозначительными репродукциями загадочных картин на стенах, с пледами и прялками, глиняными тарелками и книжными шкафами. И если у Кузякиных вполне бесхарактерный интерьер, у Раисы Захаровные декораторы оторвались. Надо сказать, что в изначальной пьесе Раисы Захаровны почти нет, она за кадром - так, к которой ушли и потом вернулись. А в кино Гурченко попросила себе больше материала. И вот ей написали весь этот поток про экстрасенсов и модных инопланетян-гуманоидов, и даже сделали квартирку.

У Раисы Захаровны в квартире две линии - "я оригинальная эзотерическая дама" - и "мой папа - офицер кавалерии". Поэтому у нее стул из кожаного седла, журнальный столик - из колеса, которое еще и крутится, на полке над головой портрет Буденного с усами, а на стене возле тахты кусок красной материи, может флага, на котором развешаны две скрещенные сабли, подкова и стремена. От себя у нее старинная прялка, глиняные фигурки и тарелки, большой из ума выживший кактус, всякие фотографии и картина маслом в оригинально-загадочном стиле - ее лицо внутри большой лампочки, а кругом все что полагается для таких картин - свечи-бабочки-отражения, все дела.

Надо сказать, Василий либо удачно вписался между двумя дамами - либо неудачно завис - как посмотреть. Я как-то давно писала, что у всех у нас есть такие друзья - мы с каждым из них во вполне хороших отношениях, а если они встретятся напрямую - аннигилируются от противоположности. Так и он - может с обеими ладить в силу своих интересов и доброты. Раиса Захаровна для него слишком сложная и закручена - но он тянется к ее умности, к знаниям (пусть и псевдонаучным), готов ее слушать и ради того интересного, что в ней находит - прикладывать усилия к ее пониманию. Он "переводит" ее пафосные и многословные фразы на понятный себе язык смыслов и чувств. А Надюха - примитивная и неспособна к сложным и подробным объяснениям. Поэтому он тянется к ней вниз и "переводит" ее междометия, вопли и ужимки тоже на понятный себе язык смыслов и чувств. Без этого усилия с его стороны никаких отношений бы не вышло.

Раиса Захаровна подрубила сук, на котором сидела, своими прокрученными сырыми овощами и отсутствием соли. Если бы она готовила ему сытно и вкусно, заботливо и красиво - и во дворе поставила голубятню, еще неизвестно, ушел ли бы он. Он ценил ее тонкость и обходительность, манерную вежливость и богатый словарный запас. Он впервые жил так, что его кто-то ценил, и любил, и дорожил им, и считал важным. Не оскорблял и не сводил к нулю. Но у нее уже была устроена слишком хитромудренная холостяцкая жизнь - и ему трудно было в нее вписаться. Все хорошо, но постоянно какой-то кактус влепляется в щеку.

Вот еще что вспоминается из юзера Э. - у Василия нет никакой короны. Это очень важная его особенность. Корона - это то, что нашептывает человеку, что он гораздо более ценный мех, чем есть на самом деле - и разные жизненные обстоятельства и события он приписывает своей ценности и замечательности. Это не другой человек им не интересуется и безразличен - это он так понимает твою ценность и великолепность, что просто боится подойти и приблизиться, знает, что недостоин. Все вот эти заблуждения вокруг себя есть у обеих женщин, но абсолютно их нет у Василия. Он не переоценивает себя, не считает себя сокровищем, неудачи свои не считает происками других - он смотрит прямо и видит вещи, как они есть. Поэтому в отношениях с Раисой он не заблуждается и не приписывает себе лишней сложности. И когда пытается от нее уйти - честно говорит, что закрутилось у них по пьянке, а она накинулась на него от одиночества и тоски.

И он с одной стороны честно это говорит, потому что так и видит это. А с другой - говорит словами, чтобы она рассердилась и у нее был повод и причина его выгнать. Она бьет его по лицу, а он радуется - вот правильно. Это он решил уже вернуться к жене и детям и дал Раисе возможность закончить это на рассерженности видимости, что она его выгнала - а не на тоске и огорчении, что ее бросили.

И вот он возвращается в деревню - примут или нет, он решил вернуться. На этом месте я опять думаю, что возвращается он к детям и голубям, не к первой женщине от второй. Если бы ему дали голубей без ограничений и дети были вокруг - он вполне был бы счастлив. Их, а не воплей Надюхи ему не хватало у Раисы. Пришел он опять с чистым сердцем, без упреков и торговли - вот я, винюсь, хочу обратно. Никаких - ты сама хороша, да от такой заполошной бабы любой убежит, ничего. Заметьте, он не сваливает на Раису - мол, она зараза околдовала, потому к ней пришел - и не оправдывается недостатками жены - мол, ты была такая дрянь, что от тебя ушел. Сделал ошибку - признал, пришел искупать. все сам - локус внутри себя - ответственность за то, что он, а не другие люди, сделал - предложение что он для нее, а не другие для него, сделает в дальнейшем.

Что же там в Надюхой? Получив неожиданный удар, она все силы бросила на то, чтобы быть как можно красноречивее страдающей, и найти как можно больше виноватых. Но надо сказать, даже в ее самодовольную голову слегка проникло осознание, что разлучница и лучше выглядит, и лучше одевается, и культурнее, и моднее. Василию нужно было бы время потянуть, чтобы до Надюхи дошло - да, ее муж, такой привычный, неважный и помыкаемый, может нравиться другим женщинам, иметь для них ценность - и для образованной ухоженной городской дамы. В глубине души Надюха должна понимать, что хотя она считает себя более ценной, поедь она на курорт, никакой начальник отделения, воспитанный интересный культурный мужчина, в нее бы не влюбился и в городскую квартиру не увез к себе. И только она начала немного-немного это сознавать - как он поторопился вернуться.

Надюха к этому времени картинно слегла в постель, чтобы все вокруг нее охали и ахали, уговаривали и тревожились. А она разыгрывает беднюсика по-полной, слабым голосом рассказывает, что как помрет, чтобы страшая не бросила младшую сестру, воспитала ее. Эти прикидывания детей уже начинают сердить. Но после их возражения, Надюха мгновенно переходит от формата скулежа в формат злобного лая и кусания. Эта сцена прямо квинтэссенция ее запредельного эгоизма, упоенности собой и желания все свалить на других. Она взрослая баба на пятом десятке - но мерзко паразитирует эмоционально на детях, ни за себя отвечать, ни их беречь не хочет - ааааа, раззудись плечо, всех убью, один останусь!

Младшая девочка уже стоит и рыдает, глядя на полуумирающую мать. А та, значит, манипулятивно наддает :
- Уедешь в город, Леньку в армию заберут...Помру я, так ты Ольку не бросай, к себе возьми.

Уговорами и поддержкой соседка со старшей дочерью ее поднимают. Но ей хочется дальше давать концерты и вампирить.

Начинает елейным умирающим голосом своей младшей дочери говорить:
- Паразит, ах паразит... Видишь, Оля, защищала все, папку-то, а он вот какой оказался. Убить его мало, хоть бы загнулся где.

Жалость к себе у нее тут же идет в связке с кровожадностью. Словесно она его с легкостью убила уже раз десять за фильм - но это она все говорит девочке, бессильной перед ней. Та продолжает дрожать и обливаться слезами, стоя через комнату от кровати. Ее раздирает - жалко мать, которая легла от горя, как покойница - но слушать такое про любимого отца тоже невозможно.

Даже дура-соседка считает, что это уж лишку:
- Надь, ты совсем одурела!

Та продолжает постепенно крепнущим голосом:
- Шушукались все, прятались. Теперь народит тебе других, узнашь!

(решает дочери сделать больно тем же, что ей - что ее можно заменить)

- Мамка-то твоя плохая - тута, а папка твой хороший - вона...
...другую мамку себе заимел, так иди к ней! Иди к ней!

Девочка уже, истерически рыдая, бросается с криками "мамочка" к ней в ноги, пытается обнять. Надюха все повышая голос, толкает девочку, отрывает ее руки от себя и отшвыривает:
- Иди к ней, она, небось, добрая, не ругается.


Не выдерживает старшая дочь:
- Перестань! С ума сдурела!
Обнимает рыдающую младшую, уводит ее на кухню.

Опа, какая удача! Новая жертва, сама подставилась. Теперь Надюха поворачивается к ней и с картинным надрывом начинает:
- Кричи на мать, кричи - мало ей!

- Как на тебя не кричать-то,
что ты с собой делаешь!

С усиливающимся надрывом, заходясь в упоении:
- Я же делаю! Правильно, мать плохая!
Что я не вижу, что вы все думаете,что отец из-за меня... Ничего, мать дура, мать плохая! А как в городе хвост-то тебе прижало, куда ж ты, милая моя, прибежала!

Старшая столбенеет, не ожидала, что ее будут попрекать ее же бедами.
А Надюха кликушески продолжает:
-К маме прибежала-то, забыла? Какие слова мне говорила, как ты в коленки мне плакала,а теперь мать дура, плохая, Вася меня бросил!Так и вы давайте, бросайте,бегите, кто куда!

На последних словах она уже орет с багровым лицом, машет руками, соседка ее пытается обхватить и утихомирить.

Побелевшая Люда бежит в комнату, закусив губы, вытаскивает чемодан и начинает швырять в него вещи. Соседка бежит ловить ее , оборачивается на Надюху, упрашивает ее что-то сделать. Та картинно машет рукой:
- Пускай катится!

Теперь уже старшая чуть не рыдает, объясняет соседке:
- Я ж молилась на них, думала у меня дом есть. Приехала на жизнь свою
дырявую поплакаться, а оказывается хвост прижало! Хватит! Я не деревянная!
Как жить, баб Шур, ну как жить? Ну ничего не знаю. Я от мужа сбежала, тут отец сбегает...

Плачет навзрыд на плече у соседки. Подбегает младшая, начинает кричать между слезами: Люд, не уезжай!

На этом месте нажравшаяся эмоций и подуспокоившаяся Надюха, встает истово жмет руку к груди и вопит: Люд, прости меня! и бежит с ними обниматься.

Ну уж нафиг мне таких простых людей. Это редкостно мерзкая сцена. Я умеренно могу сочувствовать брошенной женщине, но суке, которая манипуляциями выжирает душу собственным детям юным - увольте. Глаза мои ищут в кадре полешко, чтобы прекратить ее страдания, а заодно и словесный понос.

Но тут решает вернуться Василий. Он заходит побитой собакой во двор, с чемоданчиком. И Надюха расцветает. Она еще не успела как следует испугаться за себя, только что у строила цыганочку с выходом, нажралась свежей кровушки детской, вид у нее веселый, румяный, губы красные, на лице полное счастье - еще одна жертва сама пришла в руки.

И она начинает очередной поносный монолог - издевается, бьет Василия словами, глумится - и все это как мужик - широко расставив ноги, руки в бока - чтобы как можно больше места занимать, доминирующе. Стоит на высоком крыльце и весело голосит сверху вниз. Василий внизу, съежившийся, согнувшийся, боится голову поднять.

С садисткой радостью, лоснясь жирными щеками, сообщает ему, что его голубям все бошки поотрубала. Василия чуть кондрашка не хватила на этом месте, он рванулся в сторону голубятни - и увидел, что стая взлетела, целехонька. Тут Надюха увидела еще одну жертву для манипуляций и начала натравливать сына во дворе на отца. Тот швырнул отца через низенький заборчик ( удачное стечение обстоятельств и он бы спину сломал или голову о камень проломил - вот бы Надюхе радости было!) Дальше начинается вакханалия, сын хватается за топор, как и обещал, отец истерично ложится головой на верстак и орет - руби! Младшая снова в рыданиях бросается спасать отца с криками "папочка" . Все начинают махать руками и топорами, орать и голосить - всех отлично Надюха завела. И это место, что будь они все пьяны - просто перебили бы зарубили всю семью.

Причем играют они все ооочень плохо, с фальшивым надрывом, с паузами и пропусками. Дрянной балаган, в общем.

Все рыдают, неверный муж удаляется выкрикивая просьбы о прощении. Дальше сучковатая Надюха просит соседку бежать за мужем и просить его прийти к старому парому, у нее опять испуг - вдруг совсем уйдет. Но когда соседка возвращается и сообщает, что тот придет, у вампиршы Надюхи опять начинают лосниться щеки и она объявляет, что не придет, пусть ходит там и мучается. Ей мгновенно хорошеет - никуда не делся, опять под каблуком, можно лениво поиграть с этой полумертвой мышкой. И она от полноты своих вампирских чувств начинает танцевать по двору, отбивать чечеточку и качать шалью, под свой сытый и счастливый рефрен - не пойду!

Василий не дает ей испугаться, не дает время подумать, поправить свою корону, поверить, что не такая уж она ценность, что с людьми нужно бережнее, или они ее оставят. У нее только пошатнется уверенность, что она пуп земли - и тут же восстанавливается. А с этой уверенностью - полное наплевательство на людей, куда они денутся - все ей простят, снова прибегут на первый зов.

Я бы посмотрела кино, где Василий собирает детей и голубей и оставляет ее наслаждаться свой сучностью в одиночестве. Но кто же мне даст! Это же будет кино про уважение к себе и отпор манипуляторам. А у нас кино про "любовь".

Потом к истории быстро-быстро приделывают концовку. Василий ждет каждый день на дырявом пароме. В один день, не забыв о нарядной и модной сопернице, Надюха наряжается в безумно смешной наряд, который ей кажется роскошным, делает причесон и надевает косынку в горох - она же помнит, что двадцать лет назад это был самый писк - и приходит на берег соблазнять подлого мужа. Но особо не верит в свои силы, поэтому заказывает ему принести водки. Он это выполняет, водку они распивают, у Василия начинает все мешаться в голове, он вокруг нее подстилается ковриком, готовый умереть и жаждущий умереть, чтобы только ей и детям было хорошо. Это, я так думаю, он соглашается, чтобы она его поленом или топором. Но вместо этого развязывает ей блескучую бретельку - и все заверте...

Дальше мы узнаем, что они больше двух месяцев трахаются на остатках парома - уже кровать туда принесли, подушки, табуретку и шкафик. Вместо скучной обычной жизни у них теперь молодое приключение - живут врозь, встречаются украдкой - когда встречаются, делать нечего, там ни хозяйства, ни огорода, несколько полузатопленных досок и все. Что делать на свидании? - трахаться. Что они и делают - кусок времени, спокойно выделенный на это, без соседей и детей за стенкой. От обилия секса Надюха повеселела, таскает ему кастрюли с супом, рассказывает, как любит, и как не представляла, что он кому-то еще нужен, а когда так случилось - сама поняла его ценность. Короче все пересмотрели. Но, что характерно, домой не собирались. Могли ведь, как помирились, сразу вернуться, но оба длили это свиданческое время. дома еще неизвестно как, и снова та же лямка, а тут хоть что-то интересное. К тому же Надюха все улыбается, да заигрывает, да ласкается. И у меня закрадывается нехорошее подозрение, что ее истерики и вопли были от недотраха и начала климакса. И тут выясняется, что на последнем излете она забеременевает. Василий счастлив, как не знай кто.

Все возвращаются домой. Он спит с женой уже в постели ("спит" я имею в виду) Прибегает сын и объявляет, что его берут в армию завтра утром. Так что двойной праздник - проводы и новый ребенок, еда, батарея водочных бутылок, объятья, слезы радости. Все теперь любят голубей. Мальчика пошлют на границу, - ах, сейчас же все спокойно. Ну да, ну да, афганская война в самом разгаре, сплошные цинковые гробы, но кто это будет вспоминать. Все идут и суровыми торжественными лицами припоминают прежнюю войну - это же духовное "нашевсе", другой торжественной опоры за сорок лет так и не нашлось.

Ах, зачем капиталисты к нам все лезут и лезут! ( еще никто не объяснил им, что деревенские сибиряки нафиг никому не сдались, капиталисты даже не знают об их существовании) И все мирной толпой стоят на крыше и смотрят на прекрасных голубей. Мир, труд, май октябрь, любовь!

Вы прослушали краткое содержание фильма - "Один рохля-подкаблучник, одна вампирша-стерва, трое несчастных травмированных детей, одна заумная холостячка, два фальшивых старичка - одна прелестная белая собачка и тридцать прекрасных голубей, или Чем сердце успокоится".

Резюме:
Очень плохая игра, история на уровне - бабки у подъезда обсуждали, интересно же посплетничать, ужасные отношения, куча психологических проблем, противные герои, второразрядная коньюктурная поделка.

Одна смешная шутка. Один достойный актер.

У меня все:)
Tags: anthropology1, cinema
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →