?

Log in

No account? Create an account
Фильм, где пернатые пьют помаленьку, а человекоподобные - наоборот. - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Фильм, где пернатые пьют помаленьку, а человекоподобные - наоборот. [Oct. 11th, 2018|05:25 am]
Alika
[Tags|, ]

Ну вот, увлеклась и написала следующий кусок:) Чувствительным людям под кат не ходить - хотя там нет ничего такого, на мой взгляд, но чувствительные люди умеют изнутри продуцировать все, что нужно.

Отдельная алкогольная линия есть у дяди Мити. Он все время в жадном желании выпить, а жена его в постоянной охоте на него, чтобы не дать. Большая часть их сцен как раз про это - каким образом дядя Митя достает или прячет алкоголь и каким образом баба Шура на него охотится. Надо сказать, вся эта линия очень хорошо отражает советские реалии. Пили много и постоянно - и относились к этому снисходительно и добродушно. То есть дядя этот натуральный алкоголик, но все это повод только для почти умилительных шуточек.

Тут я опять не адресат кино, потому что терпеть не могу ни пьяных, ни алкоголиков, и вот это жадное желание хоть что-то с градусами влить в себя мне не трогательно и не умилительно. А если вспомнить, то в старых комедиях постоянно это было способом шутить - кто где прятал алкоголь, как трагически разбилась какая-то очередная вожделенная бутылка пойла, сколько по количеству можно молодечески в себя влить.

Поэтому все юмористическии сцена с дядей Митей связаны именно с этим. Вот он припрятал бутылку в умывальнике, а она там разбилась и псевдо-бабка со своим фирменным стукнутым выражением лица моет руки тонкой струйкой какого-то пойла. Вот они взяли во все пальцы кучу кружек с пивом плюс бидон и сели пить на причале. И опять настигла дядю его баба - пришлось убегать на корабль-магазин и прятаться там. Василия вызвали на работу, Надюха забрала бабку, а все купленные кружки и почти полный бидон остались стоять на причале.

Режиссер очень жалел, что следующую сцену вырезали - снято было на две серии, а уместить пришлось все в одну, так что многие линии и сцены в фильм не попали. Так и тут - к оставленным кружкам подходит какой-то мужик (играть его взяли местного жителя) - и на камеру, не отрываясь, выпивает что-то такое шесть литровых кружек пива. Меньшов с плохо скрытым восхищением об этом рассказывал и жалел, что в фильм не вошла эта сцена.

Отчего-то он рассказывает, что к выходу фильма началась антиалкогольная кампания и фильму не давали дорогу за многие сцены с алкоголем, но он их браво отстоял. Кампания началась через два года после того, как снимали фильм, он уже давно шел в прокате в это время, так что зря на нее кивать. Я думаю, в госкомитете просто бескорыстно считали, что слишком много пьют в фильме и требовали поуменьшать, чтобы не бросать тень на советского человека.

И уж совсем, конечно, кошмарная сцена, где дядя Митя подробно и с чувством рассказывает, как померла его "Санечка" от инфарктамикарда - все ради того, чтобы выманить у Надюхи стакан мутной браги. То есть это тоже предлагается как смешное - но это тоже не совсем в моем вкусе юмор. Юрский, конечно, и это отлично разыгрывает, но ситуация довольно дрянная - настолько жажда алкоголя человеку мозги отшибает, что он может рассказать, как страдальчески умирал близкий человек, как его везли в больницу, доктора, рубец, вскрытие - и все ради стакана в трясущиеся алкоголические руки. Меня передергивает от этой сцены. Но "простому народу", на который Меньшов ориентировался, это должно быть простодушно и искренне смешно.

Все это время статус кво между супругами все тот же. Высокий Василий сгибается и подлизывается с видом виноватой собачонки, Надюха его виноватит и ходит, гордо выпятив грудь, с радостным видом хозяина этой виноватой собачонки. У нее, кстати, по всему фильму в любой ситуации, где кого-то можно завиноватить, начинают радостно и возбужденно светиться глаза, она чуть не облизывается в предвкушении, распрямляется, надувается довольно.

Интересно то, что она - жена и мать семейства - практически начисто лишена эмпатии. У нее нет ни позыва ни умения поставить себя на место другого, подумать и представить его чувства, сделать что-то деликатное. В любой ситуации она думает только о своих чувствах и переживаниях, своих надобностях - и бесхитростно ожидает этого же от остальных.

В отличие от нее Василий это делает постоянно. У него смесь такого врожденного внимания к чувствам других и наведенного постоянного чувства вины перед всеми, которое он должен искупать опять же повышенным вниманием.

Вот старшая дочь наливает отцу с братом супу - и Василий смотрит ей в лицо и заботливо говорит - ты поешь тоже? Дочь смурна и расстроена и есть не хочет, отвечает ему безразлично и уходит в комнату. Он провожает ее взглядом, отслеживает - понимает сразу целую кучу всего, помня - она поссорилась со своим Генкой, она страдает, она чего-то ждет, ей плохо. Когда дядя Митя начинает ее громогласно расспрашивать, а чего это она одна приехала - Василий его сразу притушает, не дает приставать, вполголоса ему говорит, что не все там ладно, но они не пристают, не расспрашивают - приехала и ладно.

То есть они все там деревенские персонажи, но у Василия есть эта деликатность, болезненная боязнь обидеть. Он и в сцене с пивом на пристани, увидев Надюху, бросает сразу все, кидается к ней, пытается отнять сумки и понести за нее. И все это такое - с кривыми плечами, вжатой головой, заискивающее, подлизывающееся, виноватящееся. На что она привычно раздувается, закидывается и радостно его чморит (простите за слово, но очень уж подходит:))

Дальше его вызывают помочь на работе, на него сваливается бревно и он лежит в больнице - и ему дают путевку на юг для поправки "органов движения" (и все это за кадром).

При сборах была единственная шутка, от которой я прямо засмеялась. Остальные были либо несмешные, либо на слабую улыбку - по моим меркам очень недостаточно для комедии. Но одна прямо очень мне понравилась.

Продолжение следует
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: ___olya___
2018-10-11 12:33 pm (UTC)
эх, а я только разохотилась с названиями, как вы еще назовете пост, а вы прервали ряд :))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-10-11 12:50 pm (UTC)
Ради вас сделала нормальное название:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ___olya___
2018-10-11 12:54 pm (UTC)
хаха, спасибо! :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: taffioka
2018-10-11 12:45 pm (UTC)
Очень интересно! Я фильм не смотрела, только в общих чертах сюжет знаю, и ваш пересказ мне прям очень нравится -) а что же там за единственная смешная шутка? :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ___olya___
2018-10-11 12:55 pm (UTC)
да, интрига! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tajalina
2018-10-11 12:50 pm (UTC)

Я смотрела этот фильм в детстве, было смешно во многих моментах, но Надюху всегда побаивалась. А когда смотрела уже будучи взрослой, поняла, что смотреть это не могу вообще, вот именно поэтим причинам: многие ситуации воспринимаю как триггеры для переживания ситуаций как травмирующих, ненормальных. Обычная такая нездоровая семья, созависимые отношения и т.д.


Это же касается и Иронии судьбы.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ___olya___
2018-10-11 12:55 pm (UTC)
да, у меня тоже так :) после терапий все это воспринимается совсем по-другому :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mordinka
2018-10-11 01:14 pm (UTC)
Присоединяюсь к ощущению множества триггеров в фильме. Смотрела уже взрослой, испытывала недоумение и временами ужас от происходящего на экране того, что это считается достойным фильмом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: little_peggy_o
2018-10-11 12:58 pm (UTC)
Очень интересный обзор, спасибо! Было бы замечательно, если бы вы написли про другой фильм этого режиссёра - Москва слезам не верит
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ___olya___
2018-10-11 03:12 pm (UTC)
ох после поста Эволюции и терапии я этого фильма вообще боюсь касаться - был просто один из любимых, а стал.. не просто :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ___olya___
2018-10-11 03:16 pm (UTC)
сам пост Эволюции не нашла, только его перепечатку: https://yurymihalich.livejournal.com/210904.html

у меня еще тогда так совпало, что со мной этот трюк с пропаданием тогда провернули как раз недавно. И я чего только не передумала, как только себя не винила.. выжила благодаря моим навыкам работы с собой, а потом вот от Эволюции узнала, что это было..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mauta
2018-10-11 05:06 pm (UTC)

Забавно.


Но всё равно любимый фильм.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ___olya___
2018-10-11 05:17 pm (UTC)
так и мой был тоже.. а теперь вот и любимый фильм, и оскверненный всем вот этим :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alenaroo
2018-10-12 12:48 am (UTC)
Интересно, что Эволюция не только удалила эти старые посты, она показывает, чему можно учиться у «хищников» и все больше пишет о наших собственных слабостях, которые делают нас уязвимыми.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kislaya
2018-10-12 04:53 am (UTC)
какая интересная мысль!
вы думаете она не просто удалила старые посты?
у неё Стратегия?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-10-13 05:39 am (UTC)
Я где-то читала, что она очень многое удалила из старого написанного, люди начинают искать то, что читали - а уже нет. Я бы подумала именно на стратегию - человек меняется или меняет направление - и хочет, чтобы в блоге был его другой стройный образ.

Я такое видела уже не раз у разных людей. Кто-то убирает все рассказы выдуманные, которые шли от имени воображаемого автора журнала - потому что уже начал от своей персоны писать. Кто-то убирает старые рисунки и картинки, чтобы не сравнивали с сегодняшними. Кто-то - рассказы о жизни, которые сегодня можно сопоставить с известными сведениями и не те выводы сделать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mauta
2018-10-12 07:10 am (UTC)

Мне "недостаточно испаганили" .


Или просто образ Гоги не был столь идеальный. И не мечтала о таком мужчине.


А о том что есть "приемы соблазния" - это понятно. Хорошо если ими в твой адрес пользуются почти не осознанно и просто потому что хотят быть именно с тобой сердцем, а не циничный расчет "отхватить бабу побогаче".


Поэтому для себя и в дальнейшем буду думать что Гога так сильно влюбился что дальше его пикаперские приемы - это всё не осознанно, хоть и совпадает с какими то теориями и может реально работать.


Для меня это светлый фильм про "золушку" которая сама всего добилась. Я люблю такой жанр.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ___olya___
2018-10-12 08:52 am (UTC)
спасибо, я тоже в эту сторону попробую думать
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: baby_lyaliko
2018-10-11 01:10 pm (UTC)
Я когда-то Чехова читала как юмористического автора, прям очень смешно мне было. Попробовала перечесть после долгого перерыва - чуть не зарыдала.
"Смешное" штука не простая.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flerforsyte
2018-10-11 02:14 pm (UTC)
Спасибо вам.

Я в далеком детстве этот фильм видела, но совершенно не запомнила. И уже несколько лет вяло думаю, что надо бы глянуть - все же такой популярный, хочется знать, в чем дело вообще. Но не смотрю, потому что по опыту знаю то, о чем вы писали - если первый раз не посмотрела фильм такого рода маленьким утенком, то потом вряд ли получится полюбить.

А теперь, благодаря вашим постам, как будто и смотрю его, и при этом мне интересно больше, чем было бы при просмотре.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ___olya___
2018-10-11 03:11 pm (UTC)
да, кстати, как пересмотреть другими глазами, безопасными, бесконтактными :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: la_kis
2018-10-11 03:05 pm (UTC)
Шутка про "Ну все, съездил на курорт"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mama_saty
2018-10-11 03:35 pm (UTC)
Вот так интересно, читаю ваши разборы, и почти во всём совпадаю с вашими оценками персонажей. Вот только с оценкой фильма в целом не совпадаю совсем. Мне кажется это от того, что я не думаю, что вот мне тут жутко и грустно, а "простому народу" должно быть смешно. То ли я очень плохо знаю "простой народ" и где и что ему должно быть смешно, то ли я просто о нём не думаю, но на мой взгляд это очень-очень тяжёлый и страшный фильм. Местами прямо очень трагический. И от того, что это это подано вот с такими шуточками - от этого ещё жутче.
Надюха - просто страшный человек, действительно совершенно без эмпатии. На сцене, где она говорит дочери, что та "прибежала" в родной дом, мне прям дурно. Алкоголизм - тоже трагедия и бабу Шуру дико жалко, это такой смех сквозь слёзы. А уж что за судьба должна быть у Раисы Захаровны, на сколько это изломанный жизнью, явно преданный кем-то и нелюбленный человек...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stream_line
2018-10-11 10:26 pm (UTC)
Так вы абсолютно правы. Это такой сибирский Шекспир. И правда жизни и трагедия и комедия в одном флаконе. Сейчас смеёшься - через минуту плачешь. И там и жаль всех и злишься на всех. И персонажи прям архетипичные, но доведённые до абсурда. Вообщем, хороший фильм :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elenasem
2018-10-11 04:02 pm (UTC)

Очень хочется продолжения.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hutshepsut
2018-10-11 07:28 pm (UTC)
А третья часть будет?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: broosnika
2018-10-12 07:32 am (UTC)
Смешно это, потому что "посмотрите на себя со стороны". Как детям в Ералаше показывают про жадность, свинячество, зазнайство и тп". Смешно же. Доброе высмеивание, без надрыва.

Странно воспринимать этот фильм - про то как надо жить, доброе старое время, наши идеалы и какие мы все милые. И странно воспринимать, что его другие так воспринимают) Про отношения Надюхи и Василия, мне в 10 лет уже было понятно, хоть и без терминов.

Люди, посмотрите, вы хорошие, добрые, но поросята же, и что ж вы все так друг друга мучаете.

Тут кто-то очень верно сравнил с Кустурицей, не в плане художественной ценности, а в плане сути. То же доброе высмеивание таких родных и близких "пороков" , балаган, петрушка. Мне Кустурица не зашёл, потому что я не большой ценитель художественной ценности, а его простые люди мне далеки.

Edited at 2018-10-12 07:42 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kotik_vorkotik
2018-10-17 11:05 am (UTC)
тоже самое - алкоголь и его последствия на дух не переношу. может потому что пришлось столкнуться этим еще в детстве((( и в фильме сразу стало понятно еще тогда (ну лично мне) что нам показали самый лайтовый вариант темы - старик всего лишь бегает и сочиняет байки чтобы выпить, а не бьет бабку смертным боем, а Василий - только по пиву, чтобы вкус не забыть. я бы даже сказала, что перед нами идеальные простые мужики. типа, если этого не избежать - то лучше пусть так)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-10-17 07:40 pm (UTC)
Пожалуй

Вот я и говорю - почти в умилительном виде это привели.
(Reply) (Parent) (Thread)