Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

По волнам моей памяти: любовь к античности

В юности где-то между 14 и 19 мы с друзьями были страшно увлечены Древней Грецией. У меня все свободные места в тетрадях были изрисованы греческими профилями, женскими головками с кудрявыми прическами, перевязанными лентами, рисунками хитонов и гиматиев.

После учебы мне были так дороги эти картинки, что я их все вырезала с полей и оставила в отдельной папке. Как-то особенно ловко я  выработала графическую линию, которая рисовала этот контур головки с кудрями, и этот прямой нос и округлые губы. Я повторяла эту линию снова и снова и она у меня выходила сама собой. Стройные шеи-колонны и застежки на плечах, ткани, спадающие складками.

(Через десять лет я все пересмотрела - и все мне вдруг показалось таким ненужным хламом - ну картинки, ну и что? На меня напал дух расхламления и я все выбросила. Заодно и выбросила все газеты дня рождения. Моя мама откладывала каждый год по газете в мой день рождения. Там обычно славословили Брежнева, телеграммы с поздравлением со всего мира - мама предлагала мне все относить к себе:) Еще через десять-пятнадцать лет я ужасно об этом выброшенном пожалела! Вдруг все стало казаться ценным - а поздно. Я бы посмотрела на эти греческие картинки, наши шаржи друг на друга, эпиграммы и оды. Тогда же я себе сказала - решайся выбросить что-то только через 25 лет после сохранения:))

На истории искусств и в худшколе и в училище нам рассказывали про одежду, на истории костюма уже очень подробно - с деталями кроя. И мы тогда наигрались! Все скатерти и простыни и отложенные куски материи из маминых шкафов шли в дело. Я научилась правильно закалывать хитоны, правильно закладывать складки, правильно драпировать плащи, столы и гиматии. Для хитонов годились несшитые куски ткани, а вот правильные плащи нужно было делать полукруглые - но кто бы нам дал резать большие куски материала!

Я помню, к нам пришла новая молодая преподавательница чего-то нерисовального, я ей помогала в учительской вечером - и вдруг речь зашла об античной одежде. Тут я и оторвалась - в натюрмотном фонде были большие куски ткани -и  красивые. И я вытащила длинный отрез красного шелка - в несколько метров - и  с ним показала, как эта одежда собиралась и заматывалась.

Я дома постоянно рылась в разном старье,  старых журналах мод, книгах и буклетах. И нашла у родителей старый старый набор открыток с танагрскими статуэтками.Танагрские статуэтки - это небольшие античные терракоттовые скульптуры греческих женщин, танцовщиц и вполне царственных матрон, у которых очень подробно и хорошо были вылеплены одежды. В литературе интеллектуалов они тогда были очень модны в качестве описания, какой стройной и прекрасной была какая-то героиня. (и я свою порцию этих сравнений тоже получила от  ухаживающих товарищей). Я их с детства любила - мне никто не рассказывал, что это, и они меня завораживали. В руках они часто держали что-то вроде строительного мастерка, а на голове поверх накинутого края плаща у них были странные диски. Позже они стали дивным пособием по драпированию.

Я даже шила себе такую псевдоантичную одежду - туники с длинными поясами, которые можно было завязывать под грудью, спереди назад, перекрещивать там и завязывать спереди на талии.

Недавно опять перечитывала в интернете описания этой одежды и нашла деталь, которая тогда от меня ускользнула. Греки ткали эти тонкие ткани из шерсти - и поверхность, хоть и гладкая, но шерстяная позволяла складкам, красиво уложенным, оставаться на месте без всякого дополнительного крепления - не соскальзывать с руки, плеч или головы.

Отдельной любовью, конечно, была мифология. Было прилично знать все имена и названия, понимать, кто кому кем приходится. Я после какой-то книги начала вычерчивать таблицу - длинную и очень перепутанную, кто от кого происходил и кому был родителем. Боги-то жили вечно, поэтому им было несложно породить кого-то, а затем через пару поколений соблазнить собственную внучку. Возрасты там были очень вольные - мы вот знаем, что Парис  увел  Елену прекрасную, из-за чего разразилась Троянская война, где сражался и погиб красавец Ахиллес. И теоретически кажется, что Парис - юный ловелас, а Ахилл - взрослый силач. Но история началась на свадьбе Фетиды и Пелея - морской богини и смертного царя. На пир  позвали всех олимпийцев, но не пригласили богиню раздора Эриду. Тогда она, разозлившись, подбросила на стол золотое яблоко ("яблоко раздора") с надписью "прекраснейшей".

За право на яблоко разодрались три главных богини - и чтобы разрешить спор, они пошли в горы, нашли там юного пастуха Париса и попросили его рассудить их спор. В виде взяток они обещали ему всякие успехи и богатство, а Афродита пообещала любовь самой прекрасной женщины на земле. Парис выбрал сразу красавицу, а не славу и богатство.  Ну и потом неспешно подросла Елена, ее выдали замуж, потом Парис ее умыкнул и разразилась война. Но Парис уже был пастухом во время свадьбы - а женились, между тем будущие родители Ахилла. Мама его, по слухам, всех новорожденных детей куда-нибудь макала - в ледяной источник или кипяток, проверяя, родились ли они бессмертными. Экзамен выдержал только Ахилл. Ну вот он вырос - а тут и война. В общем, Парис, как минимум, лет на 35 старше Ахилла.

 Это было мифологическое отступление:) Чтобы показать, что мы тогда считали важным знать. Иллиада и Одиссея тоже были среди любимого чтения. Там я с изумлением нашла любимое обзывательство нашей мамы - она в сердцах кричала нам "псица", изобретя это слово сама. А в эпосах такой собакой тоже костерят друг друга разные богини:)

В первый год в училище мы изучали античную драматургию - всех этих Аристофанов и Софоклов. И удивительно - пьесы их  были вполне современны - и смешны или трогательно трагичны. А всякие другие стихотворные  жанры? Все эти мадригалы, эпиграммы и оды? Эпиграмм мы на сочиняли друг на друга кучу. И оды страшно любили. В тетрадках по физике в школе были начала типа - "О дева, льву подобная, зачем, ты дергаешь такого-то за вихры? Не потому ль, что гриву ты свою не можешь расчесать, разметанную вихрем?" - про Л. у которой была огромная голова мелких кудрей и выдающийся нос, и которая все время дергала за волосы мальчика, сидящего впереди нее.

А подруга моя выписывала в тетради слова, кончающиеся на "-иды", и приписывала - дети такого-то и такой-то. Это греческое наименование потомков кого-то, вроде "Нереиды - дети Нерея и Дориды". Под этим списком было написано "Алкиды - дети  Альки и...".  Я сейчас встречаю слово "алкиды" и все время смеюсь, оно встречается часто, потому что это полимеры, входящие в состав красок. Но, в общем, деточка моя должна считаться алкидом:)

Но все эти записки, и оды, и намешки я выбросила - и теперь ужасно жалею. Остались несколько картинок, потому что они просто лежали в каких-то забытых папках, и даже досюда доехали.

Вот одну деву я уже тут показывала, но повторю, для документальности:

Это как раз разгар увлечения, мне 16 лет. Тушь-перо, сразу без карандаша.

А потом еще найду рисунок с богом Кайросом, он должен быть где-то - я как раз разбираю и упорядочиваю старые папки под кроватью.
Tags: anthropology1, pro_meny, proshloe
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments