?

Log in

No account? Create an account
Задумалась о травах и приправах - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Задумалась о травах и приправах [May. 16th, 2018|03:32 pm]
Alika
[Tags|, , ]

В рассказах о готовке  в прошлом посте постоянно упоминалась кинза - посыпать кинзой, добавить кинзы. Я из детства помню смутно, что кинза - это такая пахучая трава, которую едят руками грузины. А тут решила узнать, что же это такое. С изумлением прочла, что это наш местный силантро. И я его не люблю. Оказывается, есть две части растения - семена кориандра, которые мне нравятся, и листья, которые я не люблю.

Теперь мне интересно все перенюхать-перепробовать здешнее, одновременно читая, что пишут про это по-русски и по-английски. Про силантро-кинзу я прочла интересную вещь - запах и вкус листьев разные люди воспринимают по-разному. Тем, кто любит, вкус кажется очень свежим, с лимонным или лаймовым ароматом, а те, кто не любит, тот же вкус описывают как мыльный и сгнивший. Это обусловлено генетически - как человек воспринимает пахучие вещества и альдегиды, входящие в состав. Те, кто не любят, ощущают ненасыщенные альдегиды, как отвратительные, а  ароматные вещества не воспринимают.

Поэтому незачем спорить, люди реально ощущают разный вкус и запах у таких вещей. Я принадлежу к тем, кто не выносит сильные запахи в еде, почти все пряности и травы для меня неприятны, слишком резки и несовместимы с едой. Петрушка мне пахнет масляной краской - не художественной, а самой обычной, противной, которой стены в школе красят в три слоя. Ужасно неприятно. А вот кудрявая петрушка - ничего, кажется приятной. Поэтому свинки мои ели кудрявую, а не прямолистную петрушку. Силантро вот тоже - но я его не ем, так что у меня нет возможности определить, как именно я его не люблю, но он мне издалека пахнет химически и резко. Сельдерей в еду подмешанный, способен мне испортить все блюдо. Джинджер, ээээ... имбирь -  я воспринимаю только в сладком, и в небольших количествах в азиатской кухне, где сладкое входит во вкус мяса. Если же его добавляют в обычную "горячую" еду, особенно суп - я просто отставлю, потому что не в состоянии есть еду, которая пахнет как парфюмерия. Но  апофигей всех специй для меня кумин (по-русски зира) - я даже рядом с едой, в которой он есть, не могу находиться. Пахнет он для меня тошнотворно, простите за  неаппетитный образ -[скрыла от нервных]как застарелая потная подмышка. И есть много вкусной восточной еды, которую я не могу в рот взять, потому что ее щедро приправили этой гадостью:) Видимо, у меня действительно что-то с восприятием альдегидов, потому что у кумина за аромат отвечает специальный куминальдегид.

Остальное травки я, наверное, даже на запах помню, но с названием не связываю. Теперь мне интересно их все проверить и установить связь между запахом-вкусом и русскими и английскими названиями.  Все эти тархуны-тарагоны и душицы-орегано. Прямо готовый проект по изучению этого раздела кулинарии и себя:)

Из всех трав я очень люблю, просто обожаю укроп - этот вкус и запах мне дивно приятен и я могу его  бесконечно везде применять. А из корней - пастернак, тоже очень люблю. Я постоянно забываю, как он тут называется, и записываю в список покупок, как "белый корень" - ничего, продавцы опознают. И почему-то я все время думала, что это корень петрушки, а это оказалось родственное, но другое растение - пастернак. Петрушка тут parsley, а мой белый корень - parsnip.

Мне еще интересно попробовать все эти травки и приправы, потому что милый муж хочет, чтобы в еде были разные ароматы, а у меня базовейший набор - чеснок-перец горошком-лавровый лист. А деточка наша совсем не в меня - она обожает восточную кухню, очень любит острую еду всех видов и любых стран и  все пахучее прекрасно воспринимает. А у меня в семье самые детские вкусы - ничего острого, ничего резко пахнущего:)
LinkReply

Comments:
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
[User Picture]From: soniko_smile
2018-05-16 10:49 pm (UTC)
Многим людям вкус овощей без ничего кажется слишком пресным, и его стремятся улучшить, дотянуть интенсивность пряностями. Отсюда 'добавить кинзу', мне кажется. Ну и кинза разная как петрушка, в америке это часто грубые огромные пучки старой кинзы, а не нежной молоденькой с маленькими листьями. Про разный запах очень интересно! Не знала этого.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-16 11:21 pm (UTC)
А что, у листьев разного возраста как-то меняется запах? Я вот по укропу сужу - ну нежнее хвоя на нем или сильнее и энергичнее - запах-то один и тот же по основному характеру.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: soniko_smile
2018-05-16 10:54 pm (UTC)
И еще, parsnip это пастернак. Они похожи с корнем петрушки очень, но это разные растения.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: soniko_smile
2018-05-16 10:56 pm (UTC)
Ой, простите, прочитала неверно! Подумала что вы его считаете корнем петрушки, целый абзац проскочила глазами случайно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: dolsi
2018-05-16 11:29 pm (UTC)
Я из тех, кому очень нравится кинза:) Прямо покупаю и нюхаю и сразу мне вкусно:))

Я обожаю разбираться в названиями травок и специй:))
Из пар наименований ммне нравитс тимьян-чабрец, и еще есть отдельно чабер, другая травка.

Попробуйте орегано, оно с овощами очень хорошо и вроде не очень пахуче-ядренное. Что сухое, что зеленое.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 12:29 am (UTC)
Я сейчас как раз раскопала в интернете, что орегано это и есть та самая загадочная "МятрёшкА", с которой татарские бабушки так любят чай пить. Я этот чай с мятой и "мятрёшкой" очень любила, но никогда не задумывалась, что это за цветки.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sciuro
2018-05-16 11:55 pm (UTC)
Кумин - даааа... теперь я понимаю, что эта нота там есть :) но я и сыр вонючий ем :)
Я не переношу шоколад Hershey's... И вкус, и запах - как тут описано: https://www.elitedaily.com/news/hersheys-chocolate-chemical-in-vomit/1765784
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 12:32 am (UTC)
А я не могу голубой сыр:( Он мне все портит во вкусе салата.

А американский шоколад... ты же знаешь мое отношение - он нестерпимо пахнет джутовыми старыми мешками. Совершенно некондитерский затхлый такой запах. В Херши, наверное, из отдельной бутылочки добавляют:))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1109
2018-05-16 11:55 pm (UTC)
а как вы относитесь к японским "приправам" из рыбы-сои-водорослей? я во многие блюда добавляю терияки, если надо тушить в воде что-то типа цветной капусты, то даси. всякие несладкие каши (киноа и амарант туда же) варю с комбу. а салаты можно присыпать нори.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 12:34 am (UTC)
А японское я практически все люблю! Но для готовки почти ничего не держу (ну кроме маринада терияки) - потому что не представляю, как и что оттуда можно использовать.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: arttulip
2018-05-17 12:02 am (UTC)
Кинза в пучке вроде пахнет не очень, а уже в салате или при добавлении в жаркое очень вкусно. Я в фарш пельменный ее кладу.
Она с мытыми корешками у нас продается, их можно (с частью стебля) ниткой связать и в суп положить, потом выбросить
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 04:23 am (UTC)
Я на этом месте кудрявую петрушку использую. Мелко нарубленная зелень все-таки хороша к мясу.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lyubov_007
2018-05-17 12:14 am (UTC)
То же самое: семена кориандра люблю, а траву - нет.
У нас в деревне бабушки говорят: клопами пахнет.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 04:21 am (UTC)
А у семян такой благородный аромат! Я даже удивилась, что это одно и то же растение.

А "клопами пахнет"... - я в сегодняшних чтениях нашла какую-то траву-приправу, которая по-русски как-то так и называется, типа клоповник - с таким резким запахом. Но забыла уже какая это была.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cookkto
2018-05-17 12:27 am (UTC)
В детстве я ненавидела кинзу. Кто-то из соседей одарил моих родителей семенами, и они с энтузиазмом начали выращивать кинзу бок о бок с петрушкой, которая мне как раз очень всегда нравилась. Я обожала свежие салаты из огурцов с зелёным луком и петрушкой, но с появлением в огороде кинзы моя салатная радость закончилась. Мои родители с энтузиазмом добавляли кинзу во всё -- в зелень для супа, в салаты. Я начала готовить мои отдельные салаты без кинзы...

Странным образом моё отношение к кинзе во взрослом возрасте изменилось, и теперь она мне как-то по-особенному нравится. Иногда.

А укроп -- да! Очень-очень всегда был и есть любим. А мой муж совсем не разделяет моей любви к уропу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 04:19 am (UTC)
В детстве чувствительность ко всему горчащему и пахучему еще выше!

А муж вообще ни в каком виде не любит?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: artwizadelina
2018-05-17 01:34 am (UTC)
Безграничная тема)). В Таиланде кинза называется пакчи и она является неотъемлемой частью многих моих любимых блюд, при том, что я ее не выношу. Спасает то, что все блюда собираются, как конструктор, поэтому, когда не забываю предупредить, то ем с удовольствием. Ну, а если забыла, приходится ковыряться, вылавливая поштучно))). Но при этом обожаю сельдерей - все части, зиру, имбирь, куркуму, да и вообще практически все специи и травы, кроме некоторых тайских с аптечно-лекарственным запахом вроде кинзы. А когда рублю укроп с зеленым луком, обязательно в памяти всплывает дачное утро, ситцевые занавески, полевой букет в стеклянной банке, пронизанной солнцем... Эх...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 04:18 am (UTC)
О дааа:) укроп всегда вот такая картинка!

мы как-то с деточкой пошли на джазовый концерт. А он случился в большом центре еврейской культуры. Перед концертом пошли в их кафешечку поесть, сели за стол, воткнули вилки в салат - обе расплылись в улыбке - там картошечка, огурцы, сметана и укроп - совершенно не то, что здесь обычно едят - но такой знакомый "наш" вкус, прямо даааача, бабушка, все такое.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: twisted_twins
2018-05-17 02:09 am (UTC)

Я не люблю анис. Мой муж - фанат лакрицы и детского лекарственного сиропа. Я как-то приготовила свинину по китайскосу рецепту, с анисом.... Есть это было невозможно.
О, вспомнила, как в детстве прятала гвоздику (специю), чтобы мама не добавляла ее при тушении.
Т.к. выросла я совершенно обычной семье, то для меня соль-перец - максимум того, что я умею. Остальные "хмели-сунели" кажутся мне просто шаманством и верхом изящной кухни. При этом мне очень нравятся "искорки" специй, когда намешано-намешано, а вкус не от одной специи, а именно от комбинации. Я очень люблю чечевичный суп (турция, ливан - вот этот регион). Понадобился мне кумин в порошке, я перемолола зерна. Муж ругался, что этот куминовый запах/вкус ничем в супе не перебить. А мне он в сочетании с другими травками-приправками - ничего так заходит.


А сейчас у меня очередной виток... хм,.. знакомства с миром. Я потеряла обоняние, чуть меньше, чем полностью (уксус чувствую), теперь грибной суп по вкусу и текстуре на одно лицо с овсянкой. Со специями уже не поэкспериментируешь ради аромата )

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 02:12 am (UTC)
А отчего вы потеряли? У меня у мамы, сколько я помню себя, была аносмиия - она так же описывала, мол, нашатырь почувствую, а все остальное - нет.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sok_granatovy
2018-05-17 02:15 am (UTC)
Забавно: из всего перечисленного не жалую как раз только укроп. С картошкой и селёдкой - ок, во всем остальном, даже в зелёном салате - нет, не могу. Прям вот ощущение; зачем салат испачкали??? :))) А не дай бог в горячем - даже пробовать вряд ли стану:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 04:15 am (UTC)
Я читала довольно часто про это!:) Томатный сок не любят, укроп.

Зато всем можно понять по аналогии, как другой что-то не любит и для него блюдо испорчено, если там вот это.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ntl
2018-05-17 03:05 am (UTC)
и я! и у меня! :) сложные отношения с приправами и специями
укроп люблю, перец горошком и чеснок использую...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 04:15 am (UTC)
Наверное, нужно с детства расти с разнообразием приправ:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 0lenka
2018-05-17 03:49 am (UTC)
Теперь я понимаю, почему мой розмарин в саду так ядрено пахнет машинным маслом :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 04:16 am (UTC)
Хааа:))))))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Елена Александрова
2018-05-17 04:22 am (UTC)
Мне кажется, что это не генетическое, я прекрасно помню времена - лет 28 мне было, когда не выносила кинзу)) распробовала в салатах у свекрови, когда мы целый год жили вместе. А теперь мне без кинзы скучновато)) также и кумин - совсем недавно терпеть не могла, и когда встречала в рецептах для плова, не клала. Все изменилось после того, как 3 года назад угостилась хумусом. А в нем кумин как раз единственная пряность. Теперь уже и в плов кладу) С сельдереем также - совсем недавно распробовала)) Мне кажется, это из-за того, что я вообще не боюсь пробовать новое, пока мне невкусное) знаю по опыту, что все меняется. Да и просто интересно) А муж у меня никогда ни кусочка не хочет брать нелюбимого, и в детстве отличался крайне консервативными вкусами: помидоры только зелёные, пироги только яблочные, пельмени только тесто и т.п.))) теперь я сельдерей в своей тарелке добавляю в салат)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 04:31 am (UTC)
Вот любить или не любить - это как раз дело вкуса и привычки - можно приспособиться. А генетическое - это объективное - человек не слышит вот этого запаха, который другие слышит, зато чувствует другой, который не ощущает человек с другим генетическим складом.

есть даже такой известный генетикам феномен про спаржу. Часть людей, поев спаржу, чувствует в своей моче, особенный сильный неприятный запах, а другие люди его не ощущают. Объективно и у тех и у других присутствует метаболический продукт, но часть людей его замечают, а у других на этом месте запаховая "слепота", именно это химическое вещество они не замечают носом.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: strange_zver
2018-05-17 04:25 am (UTC)
:-) Кстати об укропе - меня папа мой научил использовать как специю _семя_ укропа. Придает борщу и щам особый вкус. Но - так же как и кинза ;-) - семя и трава совершенно отдельные вещи :-)
Вы не используете? Не знаю, правда, где его взять, кроме огорода... В садоводческом, где оно как посевной материал?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-05-17 04:42 am (UTC)
использую! Здесь укроп экзотика для еды - а вот семена в обилии продают в баночках среди обычных приправ. Тоже кладу в супы и иногда просто семечко разгрызаю:) Надо опять купить, а то мои кончились.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>