Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Про фильм The Graduate

Буду сегодня писать кусочками про кино.

Досмотрела The Graduate. Это известный фильм шестидесятых годов, вошел в кучу списков лучших фильмов всех времен, отобран Национальным реестром фильмов для вечного хранения в Библиотеке Конгресса США как "культурно, исторически или эстетически значимый", выдвинут на шесть Оскаров, выиграл один - за режиссуру. Я лично фильмы такого стиля не люблю. Это кино про писострадания простых недалеких людей, снятое медленно, неторопливо и со значением, которое предполагает вглядываться в них и подозревать неведомые глубины.

Сюжет его прост и незатейлив. Туповатый на вид и очень вежливый мальчик двадцати лет возвращается после колледжа в дом родителей в богатом пригороде Лос-Анджелеса. Родители устраивают вечеринку по поводу его возвращения, где много-много их друзей, скучных взрослых людей ходят с бокалами, поздравляют парнишку и допытываются восторженно и дежурно о его дальнейших планах. Жена делового партнера его отца  пробирается к нему в комнату, нагло сидит на его постели, требует отвезти ее домой, а там сотней уловок заставляет его проводить ее к крыльцу зайти в дом, дойти до гостиной, выпить, подняться в спальню и так далее. На каждом этапе смущенный парнишка пытается вежливо попрощаться и уехать домой, но тетка еще какой-нибудь холодной манипуляцией заставляет его остаться. Заканчивается тем, что она врывается в комнату, куда он принес сумку по ее просьбе, совершенно голая - и запирает за собой дверь.

В этот раз ему удается сбежать,но воспоминание о голой взрослой женщине, готовой на бесплатный секс, его тревожит, он ей звонит в конце концов - и она, управляя им, как куклой, организовывает встречу  в отеле, наем номера и быстрый секс без разговоров. Теперь его лето проходит одной и той же рутиной - днем он валяется возле бассейна или в бассейне, ночами в гостинице трахается с женщиной возраста его родителей. О дальнейшей учебе забыто, никаких планов, он плывет по течению, родители слегка волнуются и пытаются заставить его встречаться с девочками. Тетка, красивая и элегантная, но сухая, бесстрастная, с замороженным выражением лица трахается с ним в темноте, но жестко пресекает все попытки заняться чем-то еще, поговорить о жизни или вообще проявить какие-то человеческие чувства.

Возвращается на лето из университета дочь этих знакомых, все трое взрослых ( кроме матери-любовницы) сильно настаивают, чтобы Бен куда-то вышел с девушкой. Мать, миссис Робинсон,  безаппеляционно и жестко запрещает ему это делать. Под давлением Бен приглашает Элейн на свидание, но ведет ее в стрипклуб, чтобы она. ( там полуголая девица прямо у нее над головой очень лихо вращает кистями на сосках - я не знаю, как она это делает, но выглядит потрясающее - какими-то сокращениями живота она заставляет кисти вращаться как пропеллеры, причем в разные стороны.) Элейн в слезах убегает. Бен ее догоняет, они мирятся, понимают, что нравятся друг другу и начинают встречаться втайне от ее матери.

Бену хочется завязать с миссис Робинсон, он влюбился в Элейн. Хотя вполне в духе фильма они оба тоже замороженные произносители коротких фраз. Ему приходится признать после того, как все с ним здороваются в отеле, что у него интрижка со взрослой замужней женщиной. Элейн главное, чтобы все  между ним и той женщиной кончилось. И тут она случайно узнает, что эта женщина ее мать. Бену отказывают от дома, Элейн не хочет его видеть, проводит лето без него и уезжает обратно в Беркли.

Бен сидит уныло, потом додумывается, что любит ее и женится на ней. Объявляет об этом родителям, впрыгивает в новенькую открытую красную машину, подаренную на выпуск, и несется в Беркли. Там долго следит за Элейн,  подходит к ней, они начинают встречаться и речь заходит о женитьбе. Но у нее есть еще ухажер - белозубый блондин, как кукла Кен, студент-медик. Внезапно Элейн врывается к Бену, устраивает скандал, как он может, убегает, бросает его и учебу и исчезает. Скандал по поводу -" как он мог??" Мать ей рассказала "правду" - как Бен воспользовался тем, что она выпила в отеле с подругами, предложил снять ей номер, чтобы она не вела машину в таком состоянии, а в номере набросился и грубо изнасиловал. Вообще можно посмотреть на этого носатого теленка и заподозрить, что это неправда, но дувушка верит маме.

Учебу она бросила, Бену оставила записку с расставанием навсегда, дома ее тоже нет. Бен мечется между знакомыми и узнает, что она срочно решила выйти замуж за своего манекена-медика и прям завтра это сделает в неизвестном месте. Бен через сокурсников манекена узнает, где свадьба ( не поверите - но в Санта-Барбаре), в городе находит церковь, приезжает поздно, их уже поженили. Стучит с хоров в стекло и орет Элейн!! - невеста оглядывается, кричит Бен!! и бежит к нему. Некоторое время происходит потасовка, где Бен отмахивается от толпы гостей крестом, сорванным со стены, потом запирает этим крестом снаружи двери церкви и они убегают. Впрыгивают в случайный автобус, садятся на заднем сиденьи со счастливыми улыбками. Постепенно улыбки сползают, звучит финальная довольно грустная песня, весь автобус обернувшись, смотрит на них замороженными бессмысленными лицами, автобус идет. Конец.

Это один из многозначительных и "художественных" фильмов. Знаете, это такие фильмы, где включаешь случайно, а там длинные проходы, герой долго смотрит в пространство, ничего не делая, подолгу показывают простую бытовую жизнь - кто-то завязывает галстук или жарит яичницу, на фоне идут бытовые, но замедленные бесстрастные диалоги. Вот все диалоги в этом фильме из коротких фраз. Это шестидесятые, бешено популярен Хемингуэй с его манерой диалогов из коротких реплик, без ремарок, просто столбцом короткие фразы - а мы из них восстанавливаем сложный контекст и художествнно сложные души и отношения героев. У Хемингуэя я это, кстати, люблю, а в фильмах шестидесятых, как прием - наоборот. Все диалоги в фильме строятся одинаково. Герои неторопливо произносят фразы, почти не обозначая каки-либо эмоции даже голосом - лица вообще остаются ботоксно ровными:

- Ты решил, когда это сделаешь ( подумаешь об этом)?
- Нет...
- А когда решишь?..
- Не знаю...
- Может быть, завтра?..
- Может быть...
-Значит, завтра?..
-Нет...
-Тогда может быть послезавтра?..
-Не знаю...
- Но это возможно?..
- Возможно...

И так весь фильм. Почти никогда две фразы подряд и почти никогда фразы, которые что-то означают или художествнно оформлены. Диалоги можно вставлять  в учебники иностранного языка.

Вероятно, авторами и зрителями предполагается, что так нам показывают какие-то глубины, которые мы там подразумевать будем самостоятельно. Но я "переводов" не люблю ни в жизни ни в кино - "он молчаливый и обрывистый, а на самом деле нежный и трепетный и меня любит". Я простодушный восприниматель другого сорта - если у вас есть глубины - покажите мне их так, чтобы мне не пришлось вытаскивать микроскоп. Но я знаю, что у кино такого рода есть свои ценители, которым не лень "переводить".

То есть кино совершенно противоположно моим вкусам, но мне скорее понравилось, чем определенно нет. К этой монотонности и отсутствию вкуса привыкаешь - я так люблю грызть лед из дистиллированной воды - абсолютное отсутствие вкуса, сплошное пресное, blant, но продолжаешь грызть.

В описаниях кино описывается, как романтическая комедия-драма - что меня очень удивило. Там ничего смешного и мало романтического в моем понимании, драмы есть, но надуманные. Я даже не знаю, как бы я определила жанр, для меня это сродни "полетам во сне и наяву" -  писострадания на ровном месте с претензиями на сложность и мятущесть, я в этих фильмах героям не сочувствую и не переживаю за них.

Самое для меня замечаемое там было в возрасте героев и актеров. Расклад там таков - мальчик двадцати (исполняется 21год) лет, девочка, примерно 19-20, родители между сорока и сорока пятью, "пожилые" взрослые люди. Актерам же совсем не так.  Дастину Хофману, играющему Бена - тридцать. Девушке - что-то такое 27-28. В наши времена актеры долго играют детишек, но вот конкретно Дастин - совсем не мальчик. Он ростиком короток, что помогает, говорит со всеми смущенно и вежливо - сэр, мэм. Но у мужчин есть юный период - со свежестью, щенячьестью, нежной кожей, а потом они к тридцати кабанеют. Какой-то такой закон природы - лицо становится толще, кабанчиком, кожа плотнее и грубее - кабаньей шкуркой. Вот Дастин - уже не щенок, уже переходит в кабанчика в свои тридцать, даже с игрой в смущенного мальчика. Девушка в 27 не выглядит девятнадцатилетней, тем более с эстетикой шестидесятых. Не знаю, что такое они делали с прическами и косметикой, но женщины постоянно выглядят грязноватыми - не в  моральном смысле, а в эстетическом - волосы, кожа, намазанные черным глаза - все выглядит каким-то неумытым, чумазым. А у героини тяжеловатое квадратное лицо, широко расставленные тяжело накрашенные  глаза с кажущимся небольшим расходящимся косоглазием, тяжелые густые волосы, которые растут низко и близко на лицо, так что у нее очень невысокий и короткий лобик. В общем они вполне выглядят на свой возраст - 27-30 лет, и могли бы играть молодых профессионалов на работе, уже после учебы, а играют студентов.

Эта внешность  - и современные нормы ухаживания - несколько сбивают с толку. То есть они едва знакомы, и вместо того, чтобы ходить на свидания и заниматься сексом, бросаются немедленно жениться. Для юных людей по сюжету  - думаешь - куда им в таком детсадовском возрасте жениться?? - без профессии, без заработков, без единого секса даже. Для тех людей, на чей возраст они выглядят, думаешь - что за фантазия жениться, тольком не узнав друг друга?? Могли бы быть поумнее в таком возрасте, поговорить, узнать друг друга лучше, в постели попробовать. В общем, сплошной когнитивный диссонанс:)

Добавляет этому то, что мать-любовницу играет актриса тридцати шести лет. Не на двадцать или двадцать пять лет старше героя, а всего на шесть. По нынешним временам - практически нет разницы в возрасте. И тут интересно. Отчего бы не взять по честному актрису сорока пяти лет? Я думаю, ей по роли нужно много показываться полуобнаженной, в одном белье - и создатели хотели, чтобы она была сексуально привлекательна. Помните, я рассказывала, что посмотрела базу моделей у детки, когда она работала в ангенстве моделей для рекламы? Вот там женщины 20-30-40 лет были примерно одинаковы, а в пятидесятилетней группе резко происходила смена. Там были не красивые женщины, делающие вид, что им 40, там были подтянутые, худые, элегантные женщины с подчеркнуто седыми волосами. И они играли разных пожилых леди - бодрых бабушек, бодрых жен мужей, пьющих виагру - женщин между 60 и 70. Так и тут, я думаю - создатели взяли актрису 36 лет, чтобы она сыграла соблазнительную milf. И она делает все, чтобы выглядеть старше - высокую дамскую прическу, подчеркивает складки у рта, не улыбается, не делает свободных молодых импульсивных движений. Она всегда почти недвижна, скованно прилично одета, постоянно сохраняет "мамское" выражение лица - безразличное, слегка брезгливое, сухо-недовольное, ведет себя властно и повелительно, даже мягкость у нее мягкость раздраженного начальника  - "ну что же вы , голубчик, такой идиот?". Но на стопкадрах видно, что она, пожалуй, слишком молода для того, чтобы быть вдвое старше героя.

Актриса рассказывает, что к ней всю жизнь подходили мужчины и рассказывали, что она была их первой сексуальной фантазией. Такой приятной фантазией - красивая и властная женщина, из родителей одноклассников, сама предлагает тебе все и ничего взамен - никаких нежностей, никаких рассусоливаний, эмоций, чувствительности, разговоров и обременений. Даже не знаю, можно ли чувствовать себя польщенной этим.

Дастин Хофман говорит таким специальныи приглушенным, безлично ласковым голосом - как в нынешних фильмах всегда говорит этот актер с полуоткрытым ртом и стриженной овальной головой ( посмотрела имя - Адам Сандлер). А на фоне все время звучат песни Саймона и Гарфункеля. Может вы тоже помните таких - они пели такими нежными певучими голосами романтические баллады? И  в фильме они поют несколько -  подстать фильму - размеренными нежными голосами, слегка печальными. Мне особенно нравится вот эта с рефреном про петрушку, полынь, розмарин и тимьян. Пишут, что фильм много способствовал взрыву их популярности.

Две фраз из фильма вошли в список самых популярных кино-цитат. Одна - "Plastics!". Это один из друзей  родителей дает Бену совет, чем заниматься в жизни. "У меня для тебя только одно слово - пластмасса!"  Сейчас звучит просто придурочно, но в шестидесятые была прямо революционная любовь ко всему пластмассовому, это было на переднем крае технологий. Сегодня сказал бы что-то вроде - "Нанотехнологии"!

А вторая - Mrs. Robinson, you're trying to seduce me. Aren't you?  Миссис Робинсон, вы пытаетесь соблазнить меня. Не правда ли? - Это вежливый Бен уточняет, правильно ли он понял бесконечные намеки тети, знакомой родителей. И это тоже прекрасный пример фразы для учебника иностранного языка:)

А! И еще. Я до этого случайно посмотрела современный фильм  Rumor Has It ("Ходят слухи"), где Анистон играет девицу, которая внезапно узнает, что роман The Graduate написан, а одноименный фильм снят про ее бабушку и мать. Что был человек, который спал с ее бабушкой, потом убежал с матерью с ее свадьбы - и эта история легла в основу романа. Она едет искать его, чтобы выяснить, не его ли она дочь. Оказывается, все же не его, они с матерью провели неделю вместе, она одумалась и вернулась к мужу - своей настоящей любви, и в день возвращения забеременела. В общем, Анистон спит с ним тоже, таким образом ловкий малый, ныне айтишный миллионер, переспал с тремя поколениями женщин в их семье. Фильм ругали и пинали. Я его посмотрела, случайно включив телевизор, но оттуда запомнила, что был какой-то знаменитый фильм The Graduate - но не знала, придумали ли его для комедии этой или это факт исторический. Оказалось таки, что фильм реальный:)

Ну воот:) хотела коротенько. Но не умею!
Tags: anthropology, cinema, females
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →