?

Log in

No account? Create an account
И это все о нем - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

И это все о нем [Jan. 28th, 2018|01:01 am]
Alika
[Tags|, , ]

Пролистывала список заложенного в очередь кино на Нетфликсе, обнаружила там Твин Пикс. Подумала, что так и не смотрела (муж плюется и говорит, что ничего не потеряла) - а сериал  все-таки культовое  явление и  надо бы посмотреть из антропологического интереса.

Но внезапно вспомнила советский твинпикс - как на далекой лесосеке в Сибири однажды нашли погибшего комсомольца и  как выясняли, что же с ним случилось. "И это все о нем" с молодым Костолевским. Милый муж, как неожиданно выяснилось, о сериале этом ничего не слышал. Я поверить не могла, напела  с нажимом " сережка ольховая, легкая будто пуховая..." Песню он опознал и даже в моем исполнении, но от знания самого фильма открещивался.

И тогда я решила посмотреть (или пересмотреть - хотя  ничего не помню) этот советский твинпикс. И с большим интересом пересмотрела. Для разнообразия сериал можно было бы назвать "Чисто советское убийство". Я смутно помнила, что жанр этого фильма меня напрягал в советской давности, и мне казалось, что там герой оказывается не героем, что-то переворачивается, и какая-то неожиданная чертовщина присутствует. Но досидев до конца шестой серии, поняла, что нет, все вполне прямолинейно.

Насчет жанра - да, он смутительный. Во-первых, каждая серия начинается с того, что на огромном белом фоне стоит маленькая фигурка с гитарой и начинает петь. Камера приближается, как солнечный свет - незаметно глазу, но неотвратимо. Молодой мужчина, расставив твердо ноги, поет  с небывалым пафосом и нажимом широко знакомые песни. Когда камера приближается, видно, что это актер, а не певец - Борис Щербаков. Непонятен этот художественный ход - он не играет в фильме, поет за него профессиональный певец, он же лишь позирует на фоне гигантского белого экрана и медленно приближается, делая пафосное лицо. Песни с почти прозовым текстом - длинными фразами, иногда прямо канцеляритом, труднопроизносимым - и не удивительно, в авторах текста у нас Евтушенко со своими нравоучительно-пафосной поэзией. И все это как бы  как пролог в древнегреческой трагедии - Хор в поэтической форме сообщает нам про что примерно будет речь.

Ничего другого такого же в духе абстрактной символичности в дальнейшем развитии  серии нет.  Но песни настраивают на высокий, героический, полный пафоса ряд - в таком духе у американцев изображают бейсболистов. Ну вот  смотришь прямо - раскормленный дядечка в толстой майке бросает маленький мячик - один раз. Но вот эта фигура замахивающегося маленьким мячиком упитанца - она в мифологии американской абсолютно героическая, олицетворение пафоса Так и эти песни - придают дальнейшей истории некий героический возвышенный,  легендный отсвет.

Дальше еще две противоречащих друг другу художествнных особенности.По сути сюжета это детектив - есть непонятная смерть, вся деревня подозревает одного человека, мудрый и проницательный следователь, камуфлирующийся под личину круглого и улыбчивого винни-пуха Леонова, допрашивает, расспрашивает, зорко наблюдает и распутывает загадку. Но снято это как художественный фильм - не в бытовом смысле  художественный, а как фильм, который автор снимает как взгляд и нечто. такой фильм отличить очень просто - вы включаетесь на любой минуте - а там ничего не происходит - луг, туман, трава, кто-то долго-долго смотрит в окно, или курит у реки, или идет в полном молчании медленно - по лужам, песку или щепкам, или дождь идет и идет - от правого края до левого, или пристально смотрит кому-то другому в глаза. Вот так вот снято это все кинематографически по ритму. Но кинематографически по картинке там обычная деревня, развезенные дороги, куцые домишки, белый силикатный кирпич, ничего поэтического, унылая простота и обшарпанность - без второго слоя. И вот эти три разных настроя -  трибунный пафос начала, советская простая унылость пейзажа и   с нажимом земедленность действия -  в странном диссонансе, как зверь из разных частей - тут утка, там барс.

Я думаю, именно из-за этой художественной амбивалентности у меня и осталось из прошлого ощущение, что там что-то коварное в сюжете.

Истину долго не удается установить, потому что при прямом вопросе - что произошло в день смерти на лесосеке - все - и положительные и отрицательные герои - вдруг страшно напрягаются, замыкаются, отводят воровато глаза и отрубают - ничего. И все шесть серий мы в напряжении - что же там такого страннейшего произошло. В результате удивительно - правду говорили - ничего  там и не произошло. Непонятно, зачем все выдавали такой силы напряжение и загадочность.

Костолевский в свое время получил премию Ленинского комсомола за роль в этом фильме, школьники писали сочинения про героя нашего времени комсомольца Столетова и его неравнодушие в обличении мещанства. Да, там все положительные герои борются с "мещанством" отрицательных. Конфликт, однако, в фильме чисто советский - про плановую экономику, нормы и комсомольцев, которые идеологическая дружина, но занимаются рабочими производственными вопросами. А детектив разрешается открытием истины ( не читайте под спойлером, если хотите сами смотреть):
[Spoiler (click to open)]Молодой человек  с буйными реакциями, не всегда себя контролирующий, узнает о том, что его девушка сговаривается о браке с другим человеком - узнает на площадке поезда и немедленно, где стоял, спрыгивает в темноте, чтобы бежать в ту рощу, где она сговаривается и отговорить. Спрыгивает, не глядя, какой там участок, нет ли чего на обочине, ночью , в темноте - катится, ударяется головой о камень и умирает на месте. Никакого убийства. Но каким-то образом во всем виноват мещанин мастер участка, а смерть каким-то образом торжество настоящего комсомольца.
В роли деревенского комсомольца - холенейший, крупный, барчуковского вида Костолевский. В роли ослепительной красавицы его возлюбленной - щекастая  сонноглазая молодая Удовиченко. В роли проницательного следователя - Винни-пух.


А потом я поискала сам роман. Написал его Виль Липатов - который нам подарил   участкового Анискина и еще прелестный фильм "Еще до войны" ( из которого в нашей семье была  популярна фраза деревенского старика при виде городской  девушки - ну откормить-то ее, положим, можно. А вот насчет ноги я здорово сумлеваюсь - ногу-то ей короче не приставишь!). Так вот - роман совсем другой, чем  фильм. Пафоса мало, зато художественности много. Видно, что человек хотел писать художественную литературу - с психологией,  литературными описаниями, необычными сравнениями, художественным ритмом, неоднозначностью героев, красивыми словами, в конце-концов - но из доступных форм был только "производственный роман", а из  одобренных героев - комсомольцы и мещане. И вот он их взял и  на них навесил свою художественность за неименем других. В общем я читаю с удовольствием.

Хотя там в деревне сибирской все в красивых заграничных костюмах с платочками в карманах,  выпускники средней деревенской школы шутят изысканнейше, следователи непрерывно цитируют не самую расхожую классику - и все  ее опознают и подхватывают, половина деревни была заграницей, учительница - аж два раза - и оба раза в Англии! у богатых людей виллы с цветами и бассейнами, у девушек заграничные дымчатые очки. И все это - в глухой деревне в Сибири, где все жители работают на лесоповале - ровно в середине советской власти, в самые глухие застойные годы - в 74-м. Съемки  три года спустя показывают настоящую деревню такого типа - и там все не так красиво. Но сейчашним глазом трудно понять то, что наверное тогда сразу воспринималось - что вот этот костюмчик обычный,   а вот этот, точно такой же, на мой взгляд, - импортный и дорогой. Я и во внешности домов не сильно замечаю разницу - но видимо, деревянный - похуже, а вот этот голый, как остановка, из белого силикатного кирпича - богатый и роскошный. И внутри то же самое - мне кажется, везде одинаково бедновато, но в те времена, наверное было ясно - что этот старый бабушкин буфет резной - фу и честная бедность, а вот этот из прямых досок примитивный сервант желтой полировки - дорого и роскошно.

В общем пойду дочитывать сам роман.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: redseagull
2018-01-28 06:16 am (UTC)
хи... фильм не смотрела, а роман у нас был почему-то во внеклассном чтении, я как примерная ученица честно перечитывала все, что положено... до сих пор помню это ощущение тоскливой мути и неестественных страданий всех героев, когда героиня влюблена в одного, спит с другим, а думает, что влюблена в третьего
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ankavpoiske
2018-01-28 07:38 pm (UTC)

Что, прям и Серую мышь читали?))))

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: redseagull
2018-01-28 08:02 pm (UTC)
а что есть Серая мышь? не помню такого
но даже "Войну и мир" - не пропуская))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _ulitka
2018-01-28 06:51 am (UTC)
А Твин Пикс вы зря так, посмотрите! Может, милый муж не разглядел в нем изюму, но он очень милый, даже сейчас :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dorcygne
2018-01-28 06:55 am (UTC)
Упитанец Какое слово)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: caballo_marino
2018-01-28 07:02 am (UTC)
Барчуковость-то, положим, к месту - Женька же как раз непролетарского происхождения, "доктор едет на свинье с докторенком на спине", и на лесоповале после десятого класса оказался, потому что засыпался на экзамене не то в МГУ, не то в МИФИ :))
Описания сельского быта, конечно, доставляли, особенно мне: в детстве я три месяца в году проводила в настоящей глухой сибирской деревне и не могла не сравнивать.
А вот Леонов в фильме, помню, как раз очень нравился, хотя, конечно, сделать из своего следователя то, что Жаров сделал из Анискина, он не смог.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anna_bpguide
2018-01-28 07:17 am (UTC)
половина деревни была заграницей, учительница - аж два раза - и оба раза в Англии!

О!


Какая бы это была бы деревня, если б так ....
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: furrycobra
2018-01-28 08:20 am (UTC)
Интересно, что с Костолевским есть действительно "твинпиксовый" сериал, только уже не советский, а российский. Реально загадочный и навороченый, но как по мне - очень и очень неплохой и нетривиальный.
"Башня" называется. Вот: https://www.kinopoisk.ru/film/bashnya-2009-568046/
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: why_4ka
2018-01-28 09:36 am (UTC)
Про Виля Липатова и "Еще до войны". Фильм не смотрела, а повесть читала и даже рекомендую :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: muzeta
2018-01-28 09:40 am (UTC)
А и правда посмотрите Твин Пикс, будет интересно узнать ваше мнение. Мне вот третий сезон который 25 лет спустя, понравился несмотря ни на что. Прям очень понравился, даже пожалуй пересматривать буду. А вот многим не понравился ужасно. А вы так подробно все свои впечатления описываете , думаю это будет интересно в любом случае. А вот советские фильмы мне смотреть скушно, это как то хуже чем Твин Пикс, еще более нудно что ли
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sana_
2018-01-28 09:42 am (UTC)
Я лет десять назад в Москве ходила в театр на спектакль с Костолевским (название , увы, не помню).
Едва он вышел на сцену женщины в зале впали в такой ажиотаж, что я испугалась, что спектаклю хана, потому что они сейчас рванут на сцену и раздерут его на кусочке по типу финальной сцены книги "Парфюмер"!
Как он, бедный, по улицам ходит при таком мощном женском обожании? :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: katryn_stein
2018-01-28 02:50 pm (UTC)

О! Алика, спасибо вам большое, вы разрешили одну из безумных загадок моего детства. Кино не смотрела за отсутствием телевизора, но Радиопостановку слушала неоднократно.
С ощущением "я тупой кирпич".

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ilamtel
2018-01-28 03:50 pm (UTC)
вот эти вот "художественные фильмы" советского детства, это, наверное, то, что перебило весь мой интерес к кинематографу на всю жизнь...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fata_morgata
2018-01-28 03:54 pm (UTC)
Вот мне тоже глаз резало Липатовское описание "деревенского быта", оно не совпадало с моим опытом каникул у бабушки в деревне. Да даже с моим городским школьным опытом: там, помнится, какая-то ученица носила на уроки подушку, чтобы на ней сидеть, а то твёрдо. И я не предстваляла себе кого-то с подушкой под попой в советском классе.

Но потом со мной в универе училась девочка из вот такого леспромхоза. И одевалась она действительно в импортные костюмы, и к чаю (в общежитии!) всегда были шоколадные конфеты. Ну и ещё ряд моментов. Правда это были 90-ые, тогда бартер и валюта правили бал.

Но всё равно интересно: почему Липатов именно так расписал быт советских лесорубов?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: taffioka
2018-01-28 07:42 pm (UTC)

С нетерпением буду ждать вашу рецензию на Твин Пикс =)

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: greenrose18
2018-01-28 08:04 pm (UTC)
Я помню это название, но так его и не видела, этот сериал с Костолевским.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-01-28 10:36 pm (UTC)
Алика, а вы не читали у Липатова «Повесть без названия, сюжета и конца»? Она меня совершенно перевернула лет в 15. Та что я села...и быстренько выучила французский. :-) Хотя именно о французском в книге ни слова. Там совершенно потрясающий образ сельской учительницы математики Нины Савицкой. Свободно говорящей по-английски и побывавшей в турпоездке в Италии. И вообще образ такой совсем не классически-советский. Образы других учителей тоже роскошные. Чего стоит подруга Нины, учительница английского с неудавшейся личной жизнью, читающая журнал «Англия». За что ее недолюбливает директриса школы.

И ещё вопрос, навеянный «чисто советским убийством»: а вы не рассказывали свои впечатления про знаменитый советский фильм „Чисто английское убийство“? Я его недавно пересматривала после многолетнего перерыва (обожаю, как в советские годы снимали «заграницу» и Англию в том числе) и поймала себя на мысли, что было бы ужасно интересно узнать ваши впечатления о нем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mimi_ha
2018-01-28 10:39 pm (UTC)
О сорри, это был мой анонимный комментарий про «Повесть без названия, сюжета и конца». Забыла залогиниться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-01-28 10:56 pm (UTC)
Нет, я вообще, оказывается, Липатова как писателя, пропустила, хотя имя знала. А сейчас читаю - так у него остро все, свежо написано - хочется и другое посмотреть. Спасибо за рекомендацию!

О, чисто английское убийство я бы с удовольствием пересмотрела! Это надолго было мое представление об Англии - и типичном английском дворецком. Мой папа им очень восхищался - потому что в советской действительности не было типа-образа человека, одновременно прислуживающего и обладающего большим чувством достоинства.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mimi_ha
2018-01-29 02:47 am (UTC)
У актера, его играющего, говорящая фамилия - Оболенский. :-) На роли аристократок выбрали эстонскую и латвийскую актрис, что на мой взгляд закономерно для тех лет. А на роль служанки - Муравьеву. После просмотра фильма в детстве у меня в голове остался только образ Муравьевой, крадущейся куда-то в мини-юбке. :-) Я ее очень люблю, наверное поэтому. И пересматривать фильм стала из-за неё. Была несколько разочарована тем, что в фильме она говорит голосом Аллы Будницкий. Ну почему-почему? ;-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2018-01-29 04:03 am (UTC)
И у меня тоже эта картинка сразу всплывает!:)

А замены голосов в советских фильмах были постоянно - прямо мания какая-то!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: f_t1
2018-01-31 11:57 pm (UTC)
Прошу прощения за то, что вклиниваюсь в Вашу беседу. Оболенский - лорд Уорбек.
Не дворецкий (Иван Переверзев).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _mjawa
2018-01-31 09:19 am (UTC)
В одноименном романе, который экранизировали, есть очень хорошее определение самоощущения Бриггса - "Не будучи сам джентльменом, но присягнувший служить знати, он взывал к знамени, под которым он и его товарищи прожили свой век и без которого их служба выродилась бы в простое прислужничество."
Так в фильме это и выглядит, очень рыцарственно - служить высоким идеалам, а не просто прислуживать именитому работодателю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ttavi
2018-01-30 08:42 am (UTC)
Ой, как вы меня задели, Алика! Там по сюжету бригада зарабатывает нереально много, как раз из-за того, каким образом поставлена работа, а тратить некуда. Так что очень даже в кассу все подмеченные детали. Вспомните, какими суммами оперировали при сватовстве? И, вообще, в этом фильме кроме внешних противоречий, странной и сомнительной - богатый бригадир, душка следователь, неуспешный в любви обожаемый всеми красавчик, есть над чем подумать. Одному - муть. А как по мне, так глубокая психологическая история без морали и прямых ответов. И Леонов очень, очень здорово все это играет, можно всматриваться в детали и удивляться бесконечно. Ну, и мое любимое: "и правда, -Степанида!". Очень. Очень.
(Reply) (Thread)