?

Log in

No account? Create an account
Барьер - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Барьер [Nov. 9th, 2017|02:07 am]
Alika
[Tags|, , ]

Показала мужу болгарский фильм "Барьер" - я его в юности очень любила. И сама пересмотрела. Он почти нигде не показывался. Я дважды смотрела его в кинотеатрах, просто поймав. А тут  внезапно вспомнила и поискала на ютубе.

В конце семидесятых-начале восьмидесятых, когда был написан роман, как раз людей увлекала тема экстрасенсов, странных способностей, телепатии. Так "общепринято", как сейчас в  искусстве, это еще не было, все было странно, загадочно и казалось почти реальным. Павел Вежинов, болгарский писатель, написал эту повесть про странную девушку Доротею в 1976 году. У нас были эти два удивительных болгарина в литературном обиходе - Вежинов со своими повестями про необычайные способности - и Богомил Райнов с нашим социалистическим Джеймсом Бондом - великолепным и неотразимым шпионом Эмилем Боевым. "Барьер" Вежинова перевели в 1978-м и напечатали в "Иностранной литературе", а в 1979-м болгары сняли фильм, куда на главную роль неожиданно пригласили Иннокентия Смоктуновского.

Роман сам очень интересный ( вот тут его можно почитать), а фильм у меня долго-долго был примером того, как близко к тексту и героям можно снимать кино, не заходясь в собственные дофантазирования. Смоктуновского я всегда очень не любила ( и сейчас убедилась в этом опять) - он считался прекрасным актером, тонко и великолепно играющим, а я видела только надтреснутость, дребезжащие интонации, слабоумные сладкие улыбочки, и вообще  у меня ощущение было как от звука эээээ, когда тебя трясут на чем-то. И кого бы он не играл - выходил у него кто-то сумасшедший, блаженненький, полоумный. И хотя сейчас я в фильме вижу  все-таки его дребезжания, в то время меня его роль поразила тем, какого нормального человека он внезапно играл, более чем нормального - человека, который не смог перешагнуть барьер своей нормальности, поверить в иную действительность.

А героиню, странную и прелестную девушку Доротею играла Ваня Цветкова. И была  совершенной Доротеей -  со странным светом в лице, светлыми огромными глазами, тонюсенькой, с длинной балеринской шейкой и руками как со старинных портретов - очень тонкие пальцы с заостренными кончиками.

В общем, я фильм не видела много-много лет и пересматривала с опаской, но он мне опять понравился. На ютубе, к сожалению такая обесчвеченная копия, где Болгария серая и советски-унылая, и квартира успешного композитора тоже унылая с пестрыми обоями, а я помню этот фильм красивым.  Но формалисту в моем лице  нашелся выход - болгарский вариант. Слова там понятны наполовину, но картинка не в пример ярче, четче и красивее.

Я все думала, как же они снимали, как обошлись с языком - Смоктуновский там явно говорит по-русски? Тогда подробностей про фильмы мы не знали, а сейчас все можно прочесть. И  на самом деле фильм снимался на болгарском, Смоктуновский, видимо, говорил болгарский текст ртом, а потом его озвучивали. все болгарские актеры сами себя, а Смоктуновского кто-то другой. В русском же варианте Он сам себя, а остальных русские актеры. И тут было интересное с озвучкой Доротеи.

Ваня Цветкова говорит хорошим голосом с низкими обертонами. А дублировала ее Ольга Гобзева, сама такая вся хрупкая, неземная, вечно печально томная ( если помните в фильме "Однажды двадцать лет спустя", когда в классе все козыряют тем, кем стали,  одна одноклассница стала поэтессой и очень поэтессно поет печальную песню на свои стихи, такая декадентская, красивая и  вся поникающая как ива? Вот это она - Гобзева.) И Гобзева дублировала  зарубежные фильмы в то время, и вот она посмотрела на героиню - тоненькую бесприютную, пугливую и веселую, как птичка, со странностями - и наговорила ее совсем другим голосом - из серии "нарисуй мне барашка". Очень детским,  ломким, прелестным, инфантильным. Потому что, говорит, героиня у актрисы одна - а голос другой, а она, Гобзева, хотела голосом передать ее воздушность, неземность и странность. Идея, в общем, хорошая - но для радио, как по мне. У Вани героиня вышла нормальная на первый взгляд - и только все время какие-то странные звоночки в пластике и в словах и в ритме заставляют всматриваться, вслушиваться. А у Гобзевой все сразу выложено - я такая маленькая ненормальная. Муж мой сказал, что с Гобзевой согласен. А я не люблю таких прямолинейных иллюстраций - и не задумано было у автора, что героиня однозначная кукушечка. Хотя голосок у русской Доротеи прелестный, да. В общем, вот так.

Это русский вариант фильма. В нашем прокате он был что-то такое на пятнадцать минут короче, чем оригинал.




Вот это оригинал на болгарском, красивый и цветной, с оригинальной озвучкой. Если вы знаете болгарский - смотрите его.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: grigoriusz
2017-11-09 10:26 am (UTC)
Только Райнова зовут БогомИл, а не Богомол =))). А книги его, да, в советское время были достаточно популярны.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-11-09 10:29 am (UTC)
Да, я знаю. А что, я написала богомол?:) Смешно! сейчас поправлю, спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: klausnick
2017-11-09 11:36 am (UTC)
Артистка хороша, но голос в русском варианте больше понравился.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barsa_carta
2017-11-09 12:31 pm (UTC)
и я Смоктуновского... говорящая фамилия у него, вот.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hnyu
2017-11-09 01:45 pm (UTC)
Спасибо! Болгарский знаю. Посравниваю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: selcha
2017-11-09 01:53 pm (UTC)
А сейчас Ольга Гобзева - исполняющая обязанности игуменьи Свято-Елисаветинского женского монастыря города Алапаевска матушка Ольга. Видела недавно ее на канале Спас, она теперь говорит совершенно нормальным голосом "от мира сего".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2017-11-09 01:57 pm (UTC)
Да, помню этот фильм. В нем впервые увидел эту картину Шагала. Ну и Ваня Цветкова топлес на студента произвела впечатление, да.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ирина андриянова
2017-11-09 02:12 pm (UTC)
Какое красивое лицо безо всех этих пластик, филеров, наращенных ресниц и прочего
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aaquaa
2017-11-09 02:23 pm (UTC)
Русский голос не нравится категорически. Я и в жизни с трудом могу общаться с девушками с таким голосом - просто голос такой страдальческий, воздушный, сразу откладывает отпечаток на человека, что человек тоже такой беззащитный, безвольный, что ли... хотя оно не обязательно так
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: what_and_why
2017-11-09 02:31 pm (UTC)
Мне тоже этот фильм нравился, и роман я читала. Недавно как раз вспоминала, когда думала о старых фильмах, но пересмотреть пока не собралась. А надо бы :-).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: futabacho
2017-11-09 03:03 pm (UTC)
...а можно ещё параллельно включить оба фильма, смотреть болгарский, а звук у него выключить. Тогда будет болгарский цветной с русской озвучкой.)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: naughty_cat
2017-11-09 03:21 pm (UTC)
Только придется притормаживать на вырезанных кусках :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-11-09 03:33 pm (UTC)
ааа, классная идея! Я прямо изумилась, отчего мы не додумались так, а потом поняла, что мы по телевизору смотрели ютуб, там два окна не открыть.

Но можно было лаптоп принести!
И с него звук запустить:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bonia66
2017-11-09 03:59 pm (UTC)
Вот точно подмечено про Смоктуновского, в любой роли он раздражает. Роман читала совсем недавно, как-то особого впечатления не произвёл, возможно прочитай я его раньше, было бы интересно. Надо фильм посмотреть.
А Райнов да, и сейчас интересно перечитать.



(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gxk10
2017-11-09 04:36 pm (UTC)
Больше всего меня поразило в книге, что героиня мгновенно научилась читать оперные партитуры. Потом герой берет её в театр на оперу, кототую она никогда не видела, но читала, и она говорит, что все было узнаваемо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-11-10 02:37 am (UTC)
О, мне тоже это понравилось. Я себе устраивала такое, чтобы лежать с закрытыми глазами и слышать воображаемую музыку. Но ноты никогда не умела читать - и все хотела представить, как она это делала. И главное - как она соединяла в голове партии разных инструментов и как их слышала? Он же ей только на рояле играл.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olgasabo
2017-11-09 07:52 pm (UTC)
Я даже не знала, что есть фильм, а книгу читала в юности, очень впечатлилась тогда. Люблю смотреть в оригинале, жаль, скорее всего ничего не пойму, но попробую. Спасибо, вот как раз подходящее настроение. И после такого резюме очень захотелось пересмотреть разные фильмы со Смоктуновским, давно не смотрела.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kuksha
2017-11-10 01:35 am (UTC)
Мдааа...вот оно, разное восприятие. Где можно услышать дребезжание у Смоктуновского?
Он и в кино гениален, конечно, но вживую на сцене - это несравнимо ни с чем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-11-10 02:34 am (UTC)
Совершенно верно: вот оно, разное восприятие.

И я даже не добавлю "мдааа..."
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-11-11 06:50 pm (UTC)
плюсую изо всех сил! спасибо, что выступили в защиту смоктуновского, он потрясающий. его гамлет - самый лучший.
хозяйка журнала вправе его не любить, конечно, но гости поступают по-своему.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-11-11 08:51 pm (UTC)
Так гостям и защищаться не нужно - они могут любить кого угодно!:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amirairina
2017-11-10 04:23 am (UTC)
О, благодарю!! Вы всегда такое выкладываете, что я сразу бегу смотреть. Смоктуновского я в детстве до дрожи не переваривала и до сих пор не могу понять отчего, да и сейчас не особо... Не люблю такой тип темперамента в людях. А Гобзеву помню, смотрела "Однажды, двадцать лет...,, несколько раз. Душевный фильм. Спасибо, интересно читать, правда комментирую редко.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: milamuza
2017-11-10 05:05 am (UTC)
Не видела этот фильм. Какая красивая актриса, лицо какое!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: milamuza
2017-11-10 06:55 am (UTC)
Посмотрела фильм, и немного заглянула в оригинальную версию, какой у Доротеи настоящий голос прекрасный. Алика, а как вы видели и раньше и теперь, о чем эта история?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-11-10 07:19 am (UTC)
Мы уже несколько дней обсуждаем все про эту историю. Для меня раньше это было совершенно понятно - человек знал настолько крепко, что нормально, а что нет, что не поверил сам себе, испытанному лично - и отрекся, захотел отступить, вычеркнуть - и только потеряв, понял, что ему невероятно повезло и дали чудо - а он не смог перешагнуть барьер и поверить в него.

И сейчас то же самое. Но мы еще обсуждали, что тогда эта история описывалась - вот какой эгоист этот Антоний - по жизни эгоист и из-за эгоизма теряющий Доротею. А сейчас мы говорили о том, что "не-эгоист" - это насаждаемая социалистическая ценность - но если его по поступкам оценивать - он совершил кучу неэгоистических поступков, заботился о ней, взял к себе, ходил разговаривать с доктором - и при этом ему лично ничего было не нужно - она с ним не спала, не приносила ему денег, не украшала особенно в глазах общества. То есть он просто так бескорыстно ей помогал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: milamuza
2017-11-10 07:40 am (UTC)
А как Вы видите линию со смертью Доротеи? Случайность?
До чего она неземная, прекрасная и невесомая совершенно. Да, по нынешним меркам Антоний совсем не эгоист, добрый и бескорыстный. И врач-психиатр какая хорошая, верит, не закоренелый материалист.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: naughty_cat
2017-11-10 10:06 am (UTC)
Спасибо! Посмотрела вчера полную версию (с вырезанными отрывками без перевода), теперь захотелось прочесть.
Думаю, посмотри я этот фильм в юности, впечатлилась бы больше, конечно :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agatalana
2017-11-12 02:59 pm (UTC)
Смоктуновский играл блаженных, потому что режиссеры его специально для этого и приглашали, потому что он умел это. В "Берегись автомобиля" - если бы это это был любой другой актер и другая подача персонажа - зрители бы дружно кричали "не верю", неаозможная была бы вся история (Рязанов сам говорил).
Вон Яковлев один раз блаженного "Идиота" сыграл и чуть в психушку не уехал, нервную систему потом лечил. А Смоктуновский как-то справлялся.
А вот, например, детские фильмы "Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной" - там Смоктуновский нормальнее некуда! Ничего блаженного ;-)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shelly
2017-11-13 06:24 am (UTC)
Спасибо, что напомнили о Вежинове. О фильме я даже не слышала, но этот роман и другие читала, практически, в детстве. Сейчас перечитала, и поняла, что ощущения от Вежинова остались примерно те же: мне кажется, что он пишет как-то неприятно и завораживающе одновременно. Хотя, может, тут и перевод влияет.
(Reply) (Thread)