?

Log in

No account? Create an account
Как на наших глазах создалась параллельная художественная вселенная - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Как на наших глазах создалась параллельная художественная вселенная [Oct. 27th, 2017|07:33 pm]
Alika
[Tags|, , ]

В рамках постов для начинающих художников я сегодня хочу написать нечто такое обзорное, про то, как обстоят дела в рисующем мире. Картина эта для понятности будет упрощенная, с вычетом всякого неглавного.

Если мы посмотрим на то, что делают (и делали) профессиональные художники - а под ними я сейчас подразумеваю тех, кого учили ремеслу, учили законам и правилам и долго тренировали на практике, а не тех кто зарабатывает, рисуя - то их деятельность можно разделить на две условных части. Учебную и "выставочную".

Учебные работы - это и наброски, и этюды с натуры, и постановочные натюрморты, портреты и фигуры карандашом и красками. За всеми учебными работами стоит задача - научить будущего художника видеть (пропорции, формы, освещенность, объем, цвет, расположение предметов в пространстве) и уметь передать это на плоскости. Задачи  выпендриться, быть особенным, сделать что-то эффектное при этом не стоит. Учебные работы - скромный труд, изучение ремесла.

"Выставочные" работы это нечто законченное, отлитое в законченную обдуманную форму, то, что можно показать миру - то есть собственно художественные, в отличие от тренировочных, работы. Самые наглядные формы выражения в этой области - иллюстрация и картина. Иллюстрация иллюстрирует, оформляет, делает видимым какой-то текст, историю в книге либо идею в статье журнальной. Физически она более эфемерная -  скорее всего будет на бумаге, быстрыми, легкими в управлении материалами - графическими, акварелью, гуашью. Картина выражает авторскую личную идею и всегда более солидная - на твердой основе - металле, дереве, холсте - и более долговечными материалами - маслом, темперой, акрилом в современную эпоху. Иллюстрация презентуется миру в  печатном виде, картина - в своем физическом - висит на стене. Оригинал иллюстрации - промежуточный этап в физическом смысле, поэтому может быть более хрупким. Картина - окончательный этап, поэтому она не должна портиться, если на нее капнуть водой или задеть пальцем.

Картины отличаются от учебных работ умыслом и замыслом. Этюд с натуры можно написать ровно такой же, как видит глаз - те же домики, те же деревья. Если художник пишет картину-пейзаж, реальность не диктует ему строго. Он выбросит лишние строения, передвинет деревья,  добавит небо с другой погодой. Картину художник сочиняет  и исполняет затем свое сочинение в физической форме.

Рисунки из мира учебных работ втекают своим ручейком в работу по созданию картин и иллюстраций - пишутся этюды натуры, отдельно рисуются головы с  нужным выражением, делаются наброски фигур в нужной позе.

С этим все понятно, правда?

Но мы наблюдаем сейчас, как  складывается особый климат, чтобы создать отдельный подраздел в этом мире - картинку. Большое количество людей без образования и практики, которые хотя рисовать, хлынуло в эту область. Их мамы и папы и не думали  о том, что могут рисовать, а они покупают себе хорошую акварель, скетчбуки, хлопковую бумагу и дорогие карандаши, от цены их "фломастеров" мамы, снаряжавшие их когда-то в школу, потеряли бы дар речи. Особенности этого мира в том, что долгую учебу и практику им проходить просто некогда (или негде и невозможно втиснуть в уже текущую жизнь), а рисовать хочется. И внезапно создался целый новый мир для показа  работ - интернет.

Все это приводит к тому, что долго идти к работе невозможно, а у интернета особая культура - ему нужно красивое фото - поэтому главным результатом становится картинка.

Учебные работы  в такой обстановке теряют свою изначальную сущность. За наброски начинают агитировать количеством, вместо того, чтобы вдумчиво изучить хоть что-то посредством набросков или оттренировать знание о форме,  люди начинают верить, что их нужно шарашить на вес. То есть стопка испачканной бумаги ежедневно - важнее того, чему человек научился. Все более длительное - зарисовки, этюды, натюрморты становятся декоративными картинками. Независимо от качества нарисованного их украшают завитушками, рамочками, крупными (и, увы, кривыми) надписями, а при показе обкладывают веточками, цветочками, перышками, камушками, игрушками, другими картиночками, а так же самими нарисованными предметами, поставленными прямо посреди рисунка.

Художник Иванов, например, для своего "Явления Христа народу" рисовал кучу набросков людей, пейзажей, складок, растений. Но ему бы в страшном сне не приснилось украшать свои рисунки крупными надписями с завитушками, рамочками и картушами, а показывая собратьям-художникам, обкладывать резиновыми уточками, засушенными цветочками и красивыми перышками.

Это все антураж картинок. Большая часть производителей и потребителей картинок - это девочки всех возрастов. Тут оценки результатов  неважны - важно то, что это существующее явление, мы его наблюдаем все последние годы и оно только ширится в размахе. Девочки создали свою, параллельную, рисовальную вселенную.

Учебные работы, оформленные в  инстаграмоприятные картинки,  сразу подхватились целой армией учителей. Которые учат людей, минуя скучные учебные дела, рисовать сразу красивые, почти настоящие, картинки, приятные глазу и готовые к вешанию на стенку.

В иллюстрации и картинах свой слой картинок. Появились тысячи художниц, которые называют себя иллюстраторами, а свои работы иллюстрациями, которые не иллюстрируют никакие тексты! Все картинки не на твердой основе, нарисованные карандашом, цветными карандашами или акварелью на бумаге, называются теперь "иллюстрациями". Они не обладают главным признаком иллюстрации - связью с текстом,  но обладают второстепенным - хрупкой основой и графическим характером. В сюжете изображения отрыв от текстов и историй выражается в отсутствии движения или взаимодействий, выражений лиц и чувств у героев.  Подавляющая часть участников этой области - это девочки, рисующие девочек. Они изображают девочек разной умелости или милоты, обычно как на фотографиях позирующих - прямо, со взглядом в объектив, в окружении аксессуаров -  в обнимку с котиками, опираясь на оленей с рогами,  в украшении цветов и веток. Иногда это девочки-оторвы, тогда они позируют с кедами и окровавленными ножиками. ( справедливости ради нужно сказать, что там есть и мальчики - с монстрами, воинами и изредка красотками)

В разделе картин картинки  рисуются даже в обычных жанрах - натюрморты, букеты, пейзажи. Но туда всегда наддато красивости - зелень вырви глаз зеленая, цветы вырви глаз розовые, море вырви глаз синее. Особо педалируются блики - прямо звездами рисуются, и всякие эффектные фактуры - камень будет в потеках и трещинах, дерево слоистое,  металл зеркально блестящ, а стекло просто нечеловечески прозрачное, контрастное и сияющее. Город будет вечно ночью, с вечно мокрыми тротуарами и сиянием огней. В довершение ко всему живости картинке придают "случайными" потеками и размашистыми кляксами и брызгами.

Все это на простой глаз тех, кто хочет рисовать,  красиво или очень красиво. Девочки с девочками варьируются от совершенно беспомощных анимашечек, бледно покрашеннызх цветными карандашами, до моей любимой Одрички Кавасаки. Рисунки яблок и чайничков, украшенные виньетками и буквами на полстраницы,  ободряют и других рисовать. Люди - а в большинстве своем люди женского пола - небывалой массой вышли на это поле, разрешили себе рисовать в свое удовольствие - и главное, создали свое интернетное комьюнити - где поддерживают себе подобных, показывают, не боясь свои работы, обмениваются идеями, выдвигают из себя учителей и  поддерживают индустрию художественных товаров, наверное, беспрецедентно за последние два, как минимум, столетия.

И я подозреваю, что когда они говорят " я хочу научиться рисовать", они не имеют в виду, на самом деле, это в академическом смысле слова - а хотят рисовать такие же красивые картинки, как другие девочки, которыми они восхищаются:)
LinkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: nastya_0606
2017-10-28 03:07 am (UTC)
Так ведь китч и мещанство они не вчера появились. Да и альбомы у праздных девиц явно талантливыми рисунками не отличались. Просто раньше вы могли не общаться с любителями таких художественных направлений, а сейчас они на вас через монитор прыгают.
Странно, но меня они не раздражают почему то.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: klausnick
2017-10-28 05:54 am (UTC)
Лучший комментарий.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: feruza
2017-10-28 03:22 am (UTC)
а например???
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 06:04 am (UTC)
Например, что именно?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cat_arch_angel
2017-10-28 03:35 am (UTC)
Предчувствую, что здесь будет...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 06:04 am (UTC)
Посмотрим:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wesel
2017-10-28 03:41 am (UTC)
Интересно, что вы пишете о картинках в безусловно-уничижительном тоне - а в конце приводите в пример девочки с девочками автора, картинки (не работы, как я понимаю?) которого вам же и нравятся. Через текст сквозит ощущение, что вы считаете такое рисование ценным только в качестве занятия рисующего и для самого рисующего - однако ремарка про Кавасаки этому вроде противоречит?

Как вы на самом деле к этому относитесь? Не считаете все картинки скопом искусством, только хобби?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 06:15 am (UTC)
Если мы рассматриваем с точки зрения классического обучения и умений - это все альтернативные проявления в каждом разделе. Но если не требовать от этого мира соответствия классическому подходу и правильным умениям, а принять его как отдельный мир со своими разделами и подходами - то это просто антропологический феномен, законченный сам в себе.

У Кавасаки и образование и самообразование совершенно классического академического художника - она офигительно рисует с точки зрения академической школы. То есть она в жанр "девочки с девочками" пришла не от неумения, а с другой, противоположной стороны. Сам же жанр - вот просто существует, а внутри его могут работать совершенно разные люди. И неумелые совсем, продолжающие детскую традицию рисования кукол. И самоучки, которые сильного размаха умений не имеют, но очень хорошо отработали узкую нишу этих "девочек" и у них внутри вполне мило получается. Главное - не заступать в области, где они не умеют. И вполне профессиональные художники, которые выбрали это как тему и рисуют офигительно и изобретательно - уже не картинки, а полноценные картины. Вот как Одричка или Марк Райден, или Ray Caesar. Которые могут что угодно, в любой степени академичности, а выбрали девочек.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yulia_sh
2017-10-28 03:42 am (UTC)
А что в этом плохого? По мне лучше хоть как-то, чем совсем никак не рисовать. Эти девочки же не претендуют на звание художников, рисуют и рисуют себе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 06:16 am (UTC)
А зачем вам, чтобы это было плохо? Это прекрасно!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: okirumi
2017-10-28 05:12 am (UTC)
Очень люблю автора этого жж, но замечала, что через некоторые посты у нее проходит линия недовольства непрофесионалами (тех, кто не получил в свое время художественного образования).

Потому что это про меня, и мне лично обидно. И это я в почти 40 лет хочу научиться нарисовать. И это я покупаю себе хлопковую бумагу, яркие краски и мягкие дорогие кисти. Потому что мне нравится их держать в руках. Потому что я зарабатываю на их покупку и получаю радость от обладания ими. Потому что в свое время родители не отдали меня в художку, а я не сильно настаивала - но теперь-то что делать? Время упущено, дети-муж-котики хотят есть, начальник хочет отчеты. А я хочу красивых картинок.

Да, я не претендую на то, что умею хоть что-то, я не хочу признания от профи. Я хочу признания прежде всего от моих подруг - таких же домохозяек, кто может вечером, после трудового дня и нервотрепки с уроками, закрыться на кухне и нарисовать очереное яблоко, сфотографировать в перышках и шишках и выложить в инстаграм. Кому мы мешаем?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tukki
2017-10-28 05:46 am (UTC)
мне тоже показался обидным этот пост, хотя у меня и профессиональное образование, но я к нему шла долгими кругами и я тоже знаю как это делать не то, что хочется, и что такое упущеное время и пр.
Поэтому я очень рада, что вы можете делать то, что хочется и это очень очень очень хорошо, что есть возможность сейчас, ни на кого не оглядываясь покупать себе хорошие материалы, и рисовать в свое удовольствие и хвастаться тем, что получилось. В общем я с вами!
*ушла рисовать красивых глазастых девочек в цветочках с котиками* :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: julife
2017-10-28 06:04 am (UTC)

Меня текст не задел, хотя он и про меня. действительно, интересное явление. Мне этот любительский кипиш очень нравится своей искренней восторженностью. А как представлю, сколько человекоминут творческого счастья в ходе этих занятий вырабатывается... В общем, это крутой вид досуга, а не профдеятельность.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 06:27 am (UTC)
Все так:)
Мне с точки зрения моего бекграунда могут картинки не всегда нравиться, но я сильнейшим образом ценю, что это большое сообщество людей, которые делают это для своего удовольствия, разрешив себе, покупая себе хорошие дорогие материалы - и отдельно, что это большей частью женское сообщество, которое автономно внутри себя все имеет для этого.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: chadeyka
2017-10-28 06:05 am (UTC)
А что в этом плохого? Рисование вполне может быть хобби, занятием для красоты, для выпендрежа, для чего угодно. Как вы свой журнал пишете, хотя совсем не писатель - но ведь имеете право, не поспоришь:-) Хотя возможно, настоящим писателям все это кажется вполне графоманским. Но Никто же не обязан соответствовать чьим-то идеалам качества и красоты.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 06:34 am (UTC)
А зачем уже не первому человеку нужно, чтобы это было "плохо"? Но спрашивают это с меня отчего-то?

Да, я пишу свой журнал, как хочу. И еще ни один писатель не сказал, что это "вполне графомански" - а вот наоборот говорили и часто. Ровно такая же моя сестрица - признанный профессиональный писатель, и я бы с легкостью могла - но мы поделили области искусства. Так что взывать к этому не прокатит, увы:)

Лучше про музыку! у меня в ней очень умеренные способности. Вот если бы я тоненько пела под гитару - вы бы могли меня с чистой совестью призывать других графоманов признавать.

Но меня и призывать не нужно - хобби и занятие для выпендрежа? Так я же и соглашаюсь и с этим, и с тем - что это существующее и не требующее никакого разрешения или одобрения занятие!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sotrudnic
2017-10-28 06:10 am (UTC)
Спасибо! После Ваших текстов для начинающих художников прям просветление в голове наступает. Теперь "картинка" для меня - термин, и очень удачный.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 06:46 am (UTC)
Интернет прямо большое влияние оказал! Раньше учебный рисунок предполагался для глаз преподавателя - проверяющего старшего, условно говоря. Сейчас - для товарищей по горизонтали, которые и не проверяющие, и не помогающие - и к тому же борются с тобой за внимание зрителей. То есть с одной стороны, от них нет пользы никакой, с другой - они создают теплую среду поддержки, с третьей самим форматом интернетной картинки заставляют ее делать "картинкой" - красивой, украшенной, инстаграмо-конкурентной. То есть создают определенный "формат" презентации.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kubasse
2017-10-28 06:38 am (UTC)
Что-то зачесалось.
А сколько художников, получивших академическое художественное образование, рисующих всякую фигню. Тоже отдельный мир, который можно наблюдать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 06:42 am (UTC)
тут нужно еще различать две вещи - умеют рисовать грамотно, правильно и умело? А при умениях выбирают рисовать _как тему_ "фигню" с вашей точки зрения?

Или имеют формально образование, но на деле рисовать не умеют и рисуют беспомощную фигню именно по умениям?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dom_zay_lesh
2017-10-28 06:57 am (UTC)

Это нормально, это время Инстаграма. Это тоже пройдет. в визаже и музыке это уже было

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ainka
2017-10-28 10:12 am (UTC)
А можете поподробнее про прошедшие этапы в музыке и в визаже? Про музыку я мало что знаю. Но в визаже, как мне кажется, до сих пор этот этап, когда большинство в ту область несутся, и все такие крутые при крутые визажисты
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: natali_mya
2017-10-28 07:29 am (UTC)

Смешно и все правда)) мне кажется, все от отсутствия конкретных целей. Такие скетчи и иллюстрашки тоже хороши, когда сделаны для какой-то цели а не просто похвастаться в инстаграме.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 07:50 am (UTC)
Так похвастаться в инстаграме - вполне себе может быть целью! Повозился с красивыми материалами - в результате похвастался в инстаграме, получил кучу ободрения, похвал и восторгов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lolka_gr
2017-10-28 07:34 am (UTC)
Мне кажется, это неизбежно в любом искусстве, не только в изобразительном, потому что:
а) подавляющее большинство людей не умеет отличить китча от серьезной работы и напишут восторженный комментарий "Шедеврально!" под любой картинкой, может, даже под китчем скорее
б) время сейчас такое, что всем нужен быстрый результат

И понятно, что профессионалам это обидно, но ведь их профессионализм в полной мере могут оценить такие же профессионалы.

Я тоже рисую в свободное время, и дорого дала бы, чтобы иметь время и возможность учиться этому серьезно, но раньше пенсии, скорее всего, не получится. Но меня этот пост совсем не задел.

Edited at 2017-10-28 07:35 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 08:03 am (UTC)
При сдвигании линейки к китчу становится ярче и выразительнее "красивость" - золотее золото, прозрачнее и блестящее слеза, "глазки больше-больше-больше, ротик меньше-меньше-меньше" - если человек не читал шакко китцуне, то такое вполне может казаться гениальным исполнением. Очень сладкий десерт кажется "вкусным и прекрасным" потому что он безошибочно сладкий. И в общем нужно определенная образованность, чтобы отметить кичевость этой красивости.

Быстрый результат - да, точно. Инстаграм обновляется ежесекундно, трудно позволить себе несколько лет учебы, чтобы потом когда-нибудь выложить один набросок, а "картинки" рисуются намного быстрее и учебных рисунков и картин.

Профессионалам не обидно. Обида - вообще детское чувство, незрелое. Я думаю, они большей частью живут в своем мире - а интернет такой огромный, что всем хватит поклонников и восхищения - и не за счет других, а своих собственных.

Про время - это совершенно точно. Всерьез что-то изучать требует времени и посвященности, которого у взрослого человека в наше время - с семьей и работой - просто нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: blogo_go
2017-10-28 08:13 am (UTC)
Еще один забавный признак "картинки от девочки": даже если она хочет нарисовать мальчика, получается девочка - пускай даже с усами, бородой и кадыком.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 08:15 am (UTC)
Смешное наблюдение:)Немедленно вспомнила, как в какой-то момент поняла, что у Эрте не странные женщины получаются - а просто красивые юноши с накрашенными глазами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leonid_smetanin
2017-10-28 08:19 am (UTC)
В вашей стройной классификации из двух пунктов вы забыли ещё один гигантский пласт графических работ -- открытки. Это именно что и есть, оторванная от всего просто КАРТИНКА которая ничего не рассказывает, ничего не обозначает, а состоит из украшательств и китча чуть более чем целиком. Но только если раньше мы их видели в напечатанном виде, и сделанными, как правило, профессионалами, но теперь мы видим бездны самодельных открыток. Ну так, опять же, самодельные открытки не вчера придумали, просто мы их не видели.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-10-28 09:17 am (UTC)
Я же сказала - я упрощенную версию расскажу:)

А так, да - предшественник "картинок" в реалистическом рисовании, например - это альбомы уездных барышень - там вполне реалистичные букетики, головки и пейзажи оформлены рамочками. узорами и надписями. А предшественники и ближайшие родственники картинок отдельно стоящих, безусловно, открытки, вы правильно заметили. Там есть все - и букеты-пейзажи-натюрморты, оформленные в узоры, и зайчики-кисики, и красивые барышни-просто так барышни.
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>