?

Log in

No account? Create an account
Тетради или листки? - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Тетради или листки? [Sep. 5th, 2017|10:04 pm]
Alika
[Tags|, , , , , , ]

Читаешь, смотришь и думаешь - и все складывается кусок к куску. Вчера слушала на ютубе интервью художницы. Они с другой девочкой художницей вскользь обсудили одну тему, при которой я немедленно вспомнила Ахматову с Цветаевой - и то, что я давно про них хотела написать. И пока я в течение дня самой себе рассказывала этот текст, к вечеру в сборнике иллюстраторов, который я смотрела к другому посту, обнаружила портрет Ахматовой, сделанный американским художником*, кажется, для статьи о литературе. Удивилась, пошла смотреть иллюстратора, нашла портрет и Цветаевой. Ну теперь все кусочки подошли друг к другу и невозможно не записать:)

Я хотела написать более развернуто и подробно про то, как обе писали - не с точки зрения литературы, а с точки зрения процесса, как у них это было организовано. Но теперь не стану развернуто, а напишу кратко. Интересно очень то, что Ахматова кажется такой размеренной, выверенной, продуманной, а Цветаева - стихийной, размашистой, ничем не ограниченной - но в реальности их работы все ровно наоборот.


Ахматова сочиняла большей частью  в голове, что-то западало ей, как зерно, вдруг  складывался мотив - размер с какими-то отдельными словами, и она ходила и "гудела". Как Винни-Пух, который сочиняет - нанана-нана-опилки! Вот так примерно и Ахматова - она "гудела" стихотворение - м-м-м-м-м-ммммм, постепенно вставляя туда слова и рифмы, пока  стихотворение не обрастало плотью. Похоже на то, как поэты сочиняют стихи на заранее написанную музыку. Записывала практически готовое.

И при этом не вела тетрадей, стихи у нее были в разное время записаны на клочках, отдельных листах, иногда годы спустя после того, как были сочинены. Она возила с собой сундучок (позже молодые поэты описывали это как красивый ларец) - и там просто навалом валялись эти листки. Иногда на них были даты, иногда нет. Чтобы почитать что-то, она запускала туда руку и выуживала.

Тетради она завела уже ближе к семидесяти - несколько простых блокнотов на пружинах, три изящных блокнота и пару толстых тетрадей с чистой бумагой, которые были переплетены в книжные обложки от "Тысячи и одной ночи" и одной из книг из собрания сочинений Лермонтова. там все было вперемешку - адреса и телефоны, записанные стихи или варианты переводов, дневниковые записи, мемуарные куски. И все это не только в одной книге вперемешку - а через все эти тетради. она могла начать кусок одного в одном блокноте, продолжить этот же текст в середине другого, где-то написать поперек строк, где-то через время несколько раз переписать строки поверх разными чернилами. То есть куски одного текста могли быть разбросаны по разным тетрадкам, а на странице одного блокнота быть записи из разных годов. То есть все равно использовала их как куски и обрывки листочков, подвернувшихся под руку.


Цветаева же писала стихи с немецкой педантичностью. Никаких обрывков, листочков и бумажек. С юности она писала все в хороших тетрадях с крепкими толстыми обложками. Никаких дожиданий вдохновений - вставала с утра, садилась за рабочий стол, доставала хорошую ручку, открывала тетрадь - и начинала писать. Писала строчку за строчкой, не вычеркивала, не пачкала ничего. Если ей хотелось заменить - выделяла слово или строку и рядом на странице писала столбиком варианты, перебирала их, рассматривала, примеряла и подчеркивала чертой тот, который хотела бы вставить. Потом переписывала начисто. Все шло по порядку, везде поставлены даты. В этих же тетрадях она писала черновики писем, аккуратно, во всеми обращениями и подписями, какие-то попутные заметки, все это довольно чисто, аккуратно, без помарок и небрежностей.

Когда нужно было кому-то прочитать - все было под крепкой обложкой, по порядку и хронологически последовательно. И работа была понятной - садишься с утра и пишешь, переписываешь, отделываешь написанное, пока все не станет точным, звонким и стремительным - будто родилось стихийно, а не было собрано по кирпичику, по строке, слово за словом, от начала к концу.

Самые красивые  и солидные тетради были дореволюционные. Ася писала :"Костяные разрезательные ножи всех размеров и видов, чернильницы, бювары, толстые кожаные книжки в одну линейку, для дневников – весь волшебный аксессуар нашей жизни." Потом  в черных клеенчатых обложках. И в конце жизни советские общие тетради. Но всегда тетради.

*******
И тут я делаю круг и возвращаюсь к разговору двух художниц. Они обсуждали устройство рабочего места и одна из них рассказывала, что у нее на столе три стопки бумаги  - первая с чистой бумагой, вторая - коробка в которую она бросает всякие рисунки, почеркушки, зарисовки, которые между делом нарисовались ( и в них тонны и тонны идей, только руки никогда не дойдут это нарисовать как следует), и третья стопка - с неудачными  и неценными рисунками, чтобы рисовать на обратной чистой стороне.

И тут я подумала, что у меня то же самое - есть коробка, в которую я бросаю листочки, обрывки, иногда картинки, вырезанные с полей какой-то страницы, всякое такое, что было нарисовано на чем попало, но что жалко не сохранить. И я ее тоже перебираю в поисках идей и удачных линий - для чего-то другого.

Но вот думаю умом я, что рисовать все это нужно в тетрадках, то есть нормальных альбомах, блокнотах, скетчбуках. То есть любые почеркушки, пробы, какие-то случайные фигуры, задумавшись. Чтобы это не трепалось и не мялось, а было собрано в одном месте, с датами, в нормальном месте под крепкой обложкой. (Что противоречит нынешней тенденции, выпестованной инстаграмами - в скетчбуке рисовать выверенно, красиво (или красивенько), старательно - готово для картинки в интернет:))

И вот смотрю я перед собой - а там куча птичек, нарисованных на бланке для писем из отеля в Лас-Вегасе - потому что скривенер все вис у меня, а блокнота под руками нет, вот и пришлось чертить на чем под руку попало.

И хочу вас спросить - а вы к какой категории относитесь? Пробы, фигурки, узоры, лица, наброски рисуете на случайных бумажках - или в альбомах и скетчбуках? Я не имею в виду работы специально нарисованные и законченные,  и не имею в виду рабочие материалы к заказам - а вот именно все такое скетчево-набросочно-необязательное, рисуемое для себя, и где могут  внезапно проявляться интересные идеи или ходы? Тетрадки или листочки? Обрывки или блокноты?


_______________
* Художника зовут David Levine. Он рисует для The New York Review of Books. И русских писателей у него много.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: redseagull
2017-09-06 05:28 am (UTC)
спасибо за такое приятное начало дня, хорошо читалось под утреннюю чашку кофе))
интересно как противоречит технология процесса имиджу обеих, с точностью до наоборот просто))
я рисовать напрочь не умею, но вечно в процессе слушания чего-то калякаю на подвернувшихся кусочках
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nitiel
2017-09-06 05:29 am (UTC)
Я все эскизы делаю на бросовой бумаге - принтерные листы, где с одной стороны уже что-то напечатанно. Это могут быть мои печатные пробы или листы из оффиса, мне их свекровь приносит. Лежит в специальной коробке, дома мы называем это - Нэяр скица на иврите, берём оттуда - я для эскизов, дети - порисовать. Эту бумагу не жалко портить, хотя одна сторона у неё гладкая и белая. И все идеи и даже рабочие эскизы у меня - на такой бумаге + на всяких клочках, что подвернулись. И хотя я обожаю блокноты и скечбуки, работать в них я не смогла - не идёт. Нет ощущения игры с идеей, да и бумагу (хорошую) жаль переводить. В хорошем блокноте у как бы есть обязательство нарисовать "хорошо", начисто, интересно, как в интернете. И если так выходит, то работа не останавливается на этом формате, растёт дальше, так что приходится лист выдирать и подклеивать поля, и он постепенно превращается в полноформатную работу.
А дети у меня уже не стеснены советской экономией и вполне себе рисуют в скетчбуках, в том числе и в моих.))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: redseagull
2017-09-06 05:30 am (UTC)
а портреты у Левина злые, но совершенно узнаваемые
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-09-06 06:03 am (UTC)
Нет, они не злые. Сейчас просто не принято в иллюстрациях делать реалистично и сладко, везде нужна такая стилистическая заостренность, слегка абстрактность. Но злобы там и в помине нет.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shenda
2017-09-06 05:37 am (UTC)
У меня даже листочков нет, только почеркушки на полях тетради (предназначенной для другого). А у дочери наоборот - и листы, и скетчбуки - эти обычно в дорогу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: klausnick
2017-09-06 05:51 am (UTC)
Портреты слегка карикатурные.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-09-06 06:04 am (UTC)
Вам кажется, что это вообще-то реалистичные рисунки, только _слегка_ карикатурные?:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: cat_arch_angel
2017-09-06 05:53 am (UTC)
и так, и этак. У меня десяток скетчбуков для разных целей - рабочие наброски, зарисовки бытовые и фатазийные, проработанные скетчи, ботаническая иллюстрация, заметки из путешествий.. Рисовать последовательно в одном и том же постоянно не могу, тк разные техники и материалы, требующие разной бумаги ну и удобнее, когда некоторые темы отделены друг от друга. Плюс когда делаю эскизы и наброски по работе - много черкаю на обычной принтерной бумаге - мне удобен формат и по размеру и по удобству использования дальше (перевожу эскизы на акварельную бумагу либо на кальку для туши), да и в сканер у меня формата а4, листы крупнее использовать неудобно, придется сканировать частями.
Ну и акварели в основном на отдельных листах - из склеек и альбомов или нарезка больших листов, по обстоятельствам. Никак не могу приучиться ставить дату и подпись. В скетчбуках еще пишу иногда, а на отдельных листах - почти никогда.
Но все это рано или поздно сортируется по папкам-коробкам с примерной датировкой (плюс-минус несколько месяцев).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: psixo_login
2017-09-06 05:58 am (UTC)
черкаю на обрывках. хотя специально положила на стол большую тетрадь на кольцах.
а Цветаева напомнила Энтони Троллопа) только тот приплачивал еще слуге, чтобы будил его в пять утра, чтобы до восьми писать. Интересно, а Цветаевой не пеняли на то, что поэт не может вот так методично и аккуратно работать, никакой романтики)

п.с.интересная статья про Троллопа, там и про Толстого, и про Анну Каренину любопытное https://www.kommersant.ru/doc/3352588
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-09-06 06:05 am (UTC)
Я про Троллопа тут много раз писала:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: slonulita
2017-09-06 06:00 am (UTC)
Рисунки, записки, заметки с идеями - всё на том, что подвернётся под руку. Обычно около компьютера много всякого всех размеров и цветов и хорошего и вторичного. Потом эти бумажки запихиваются под ноутбук на столе. Когда ноутбук начинает качаться от изобилия бумажек под ним, бумажки выгребаю и разбираю. Неактуальное и ненужное выбрасываю, актуальное и нужное засовываю обратно или пристраиваю туда, где уместнее.
В прошлом году пыталась организовать себя и дудлить в ежедневнике (которым, беднягой, пользуюсь уже два года, и который стал уже просто блокнотом, поэтому там нет никакого порядка и много полезного, но и много бесполезного). Теперь эти рисунки обнаруживаются неожиданно, когда ищу что-то нужное. И радуют.
А вообще, кажется, бумажки под компьютером - для меня самый рациональный способ работать с идеей. Т.к. в голове я столько хранить не могу, а к записанному в дневник сканера я на деле почти никогда не возвращаюсь. Т.е. для меня памятка должна быть материальной и единичной: одним листочком а не страницей блокнота.

Дочке шесть лет, она много рисует на всём подряд, на любых обрезках любого калибра и формы. Если рисунок не влез, она доклеивает ещё кусочек, а потом ещё и ещё :) Это меня очень радует и умиляет. А когда она рисует на обратках, это меня почему-то очень раздражает. Рисунок кажется испорченным. Обидно за него.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: artwizadelina
2017-09-06 06:03 am (UTC)
Очаровательные портреты, очень нравится, когда сочетается объем и плоский линейный контур.
Я и то, и другое, как и положено Близнецам)). Очень долго я не осознавала, что просто-напросто боюсь "испортить" красивый скетчбук или дорогой альбом, да даже просто хороший лист какой-нибудь специальной бумаги. "Не можешь - не берись!" - железный забор из детства. Боролась долго, начала с того, что специально накромсала, нарвала себе бумажек для почеркушек, потом купила пачку офисной бумаги, потом завела самые дешевые скетчбуки, порти, дорогая, не стесняйся))). Но до конца еще не выкорчевала, все равно есть хорошие, "выходные" скетчбуки, в которых рисую в кафе и на совместных порисуях, там практически каждая страница напоказ, очень мало черновых работ. И есть дешевенькие, под рукой, чтоб быстро что-то набросать. Но все равно стараюсь рисовать сразу набело, без предварительных набросков карандашом. Доказываю себе, что могу и берусь))). Недавно, кстати, была в самое сердце поражена видео Dominic Beyeler, я считала, что он, как и Kim Jun Gi, рисует сразу ровными, свободными линиями, а оказалось, он делает карандашный набросок а потом банально стеклит его. Не сказать словами, какое разочарование! Буквально рухнул с пьедестала)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-09-06 06:12 am (UTC)
А как вам Cooper тогда?:) Она делает рисунок на черновом, прорисовывает пропорции, потом кладет его под чистый лист и лихо живописными линиями "обводит" в набросок.

У меня тоже, кстати, есть скетчбук более "выходной", который можно полистать-показать, если кто-то заинтересуется. Но с такими непарадными рисунками-дудлами, чтобы ровно и ловко выходило, я просто рисую в двух местах попеременно - в одном примеряюсь и тренируюсь, в другой переношу самое удачное оттренированное. Они не жестко предназначенные - и тот и этот работают так - просто чтобы можно было в один глядеть - в другом месте рисовать. В одном и том же не выйдет - перевернул страницу и уже не видишь ничего.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mama_saty
2017-09-06 06:52 am (UTC)
У мня есть уйма альбомов, блокнотов и тетрадей, а рисую всё равно на чём попало. У мня какой-то страх перед блокнотами. Ведь то, что я там нарисую, оно останется НАВЕЧНО. А вдруг оно мне не понравится или плохо получится?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: in_silver_mask
2017-09-06 08:40 am (UTC)
Всегда можно заклеить страницу другой бумажкой )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 5oceans
2017-09-06 06:53 am (UTC)
Я не рисую, но записываю идеи, рецепты, схемы для вязания и прочее и прочее. У меня куча красивых тетрадей, отведенных под каждую тему, там несколько начальных листов исписаны аккуратным почерком, а дальше напихана куча бумажек, где все это спонтанно записывалось: чеки, конверты, обратная сторона ненужных документов, листочки с каракулями ребенка и т.д. В надежде, что когда-нибудь я это тоже красиво перепишу в нужную тетрадь)) Иногда дело даже продвигается))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: wasilisa
2017-09-06 06:59 am (UTC)
Я не художник и не поэт, но всякие рабочие заметки и эскизы у меня на обрывках. При этом у меня есть отдельная стопочка бумаги, чем-то уже изрисованной/испечатанной, у которой ничего нет с обратной стороны. Стопочка выросла частично из соображений экономии (в конце 90-х не было денег на блокноты, для заметок мы сгребали весь спам, который соседи вынимали из почтовых ящиков и складывали на них сверху), частично из желания хоть немножко спасти эту планету.
Ежедневники тоже есть, но они либо пустые, потому что всё разбросано по настенному календарю и отдельным бумажкам, либо пухнут, потому что в тамошний один день не влезают все события, поэтому туда вкладываются листки с дополнениями.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olgasabo
2017-09-06 07:08 am (UTC)
Очень интересно про поэтесс, никогда не подумала бы, что все наоборот)) Богатая для размышлений тема.
Лет до 18 я была рьяным приверженцем альбомов для рисования (скетчбуков и молескинов тогда как-то не было), а потом - как отрезало. Дело в том, что по моим ощущениям альбом представляет собой концепцию, т.е. все рисунки в нем должны быть объединены какой-то идеей или целью, и в молодости этой идеей были естественные для такого возраста эмоциональные околоромантические переживания. Но потом пошло разнообразное по технике, темам, формату экспериментаторство, и альбомы стали просто претить. Невыносимо стало содержать рядом несовместимые картинки и перед началом новой невольно видеть старую. С тех пор рисую на листах. Но тут есть минус - листы, конечно, не так удобно хранить и содержать в порядке, как альбомы.

А еще я писала стихи, и тут был такой смешанный метод - чаще всего навешивала слова на крутящий в голове ритм, это нужно было поймать и записать на чем попало, потому что муза обычно наносила мне весьма краткие визиты)) А потом почти никогда не делала правок и через некоторое время переписывала в чистовик.

Еще интересно, как это получается организовать у моих детей (12 и почти 8 лет) - вот у них действительно по три кучи листиков у каждого - 1)чистые, 2)с одной стороны подпорченные (откуда я таскаю себе на эскизы) и 3)с удачными картинками. Но тут я прикладываю некоторые усилия, чтоб эти кучи не смешивались в одну, и удачные картинки выуживаю себе отдельно в архивную папку.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: artwizadelina
2017-09-06 11:08 am (UTC)
Вот, кстати, да, выходные скетчбуки у меня разделяются если не по концепту, то по материалу - плотные акварельные, без пружинок с гладкой белой бумагой для лайнартов, чтобы сканировать лучше было (я их потом для векторов использую), с крафт-бумагой для смешанных техник и толстые большие А4 для групповых порисуев с натуры, там обычно много рисунков зараз получается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kresteu
2017-09-06 07:42 am (UTC)
Как интересно! Совсем разные способы работы :)

Я не рисую, но часто записываю какие-то идеи - и делаю это только на отдельных листках, потому что с ними потом легче работать, перекомпоновать, сложить как удобно. И когда (было время) писала что-то с претензией на художественность, тетрадями тоже не получалось пользоваться - неудачная зарисовка там останется навсегда и я буду на нее все время натыкаться, а листок можно просто выбросить.

Я думаю, для того, чтобы пользоваться тетрадями, надо очень ценить свое творчество и не стесняться неудачных опытов :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: prosto_krys
2017-09-06 07:46 am (UTC)
Я еще в детстве пришла к тому, что мне удобнее все наброски, записки и вообще случайные вещи писать в одном месте. У меня были ежедневники, где я вела дневник, там же - стихи, со всем процессом, да, и все это сохранилось! Записи по урокам могли быть, черновики работ каких-то и многое другое. Сейчас тоже для заметок у меня заведена большая тетрадь, где пишется ВСЕ: телефоны людей, которым надо позвонить, список дел на день, фильмы, которые хочу посмотреть, расчеты, черновики всего и вся... Такой блокнот очень интересно листать, как дневник! В этих записках, хоть и фрагментарный, все бытие и содержится.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alder_zp
2017-09-06 02:30 pm (UTC)
Я сейчас так пишу: всё в куче в одной тетради А4.
А для совсем быстрой записи - белая коробка с салфетками.
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>