?

Log in

No account? Create an account
Про сожженную картину и прерафаэлитское братство - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про сожженную картину и прерафаэлитское братство [Sep. 5th, 2017|12:39 am]
Alika
[Tags|, , , ]

Какова же была история сожженой картины Ботичелли из предыдущего поста?

Началось все с Савонаролы.  Этого доминиканского монаха и проповедника приводили в негодование распущенность, богатство и размах жизни правящих семей возрожденческой Италии. Он яростно проклинал их с площадей Флоренции, призывал гнев Господень на головы жирующих. И в феврале 1497 года устроил огромное сожжение на костре предметов "суетности" - красивой одежды, косметики, зеркал, книг Бокаччо, Данте и Овидия, картин, скульптур, украшений. В ренессансной культуре все это расцветало пышным цветом - и теперь горело адским пламенем.

Ботичелли, нежнейший поэтический Ботичелли, поддался влиянию Савонаролы очень глубоко. И вот, говорят, собственноручно принес и сжег несколько своих картин на мифологические темы. Какие они были, мы уже не узнаем. Инстаграма тогда не было, нарисовал у себя в мастерской, вынес один раз на улицу - тут и сжег...

Братство прерафаэлитов вдохновлялось искусством кватроченто -  искусством Италии пятнадцатого века ( у которого в цифрах 14**), совместившего в себе позднее средневековье и и раннее возрождение. То есть как раз тем стилем, в котором рисовал Ботичелли. И представьте себе, Ботичелли в девятнадцатом веке был не только не знаменит, а практически неизвестен народу. Все его "Весны", мадонны и "Рождения Венеры" существовали и их можно было увидеть в Италии, но каким-то образом почти сразу после своей жизни он впал в невидимость. Ну как каким-то образом... Если на смену приходят Микеланджело, Рафаэль и да Винчи, очень трудно удержаться во внимании публики. И таким образом, Ботичелли не было в общественном культурном сознании в девятнадцатом веке, как не было и образа "ботичелливская женщина". Путешественники девятнадцатого века не упоминали его картин в своих рассказах и отчетах.

А потом в Англии появилась его картина, которую позже с легкой руки Раскина назвали "Мистическое рождество"


Ботичелли написал ее под влиянием Савонаролы. Там наверху на золоте довольно суровая надпись про тяжелые годы. Ботичелли в этот момент верил, что в Европе вот-вот дойдет до последних дней и Страшного суда. Внизу вон ангелы поднимают неизвестных людей из земли - как раз на Страшный суд.

На прямое влияние Савонаролы указывают и танцующие в золотых небесах ангелы. Савонарола очень любил на площадях рассказывать народу свои сны и видения. И вот в одном таком видении ему пригрезилась тяжелая корона, она была окружена двенадцатью сердцами, каждое из которых было обвязано ленточкой. И на каждой ленточке было написано что-то про Марию, на каждой из двенадцати какое-то ее уникальное мистическое качество. Так вот, ангелы на картине держат ветки, обвязанные развевающимися лентами, с подвешенными внизу тернистыми коронами. Надписи на лентах почти не видны, но в инфра-красном свете ученые их прочли - и все они дословно повторяют слова из видения Савонаролы.

Очень большой файл со всеми подробностями можно посмотреть тут.

Картина была написана  в 1500-м году и на три века была забыта совершенно. А в начале девятнадцатого века молодой и очень богатый англичанин Уильям Янг Оттли скупил задешево множество картин итальянского Возрождения. На вилле Альдобрандини он за бесценок купил небольшую картину неизвестного ему автора.  Эта картина, кстати, единственная среди наследия Ботичелли подписана автором - но имя это, как я уже говорила, никому ничего не говорило.  Уильям Отли привез картину в Англию,  там у него была устроена домашняя галерея. Но эту картину, по-видимому, совершенно не ценил. Пытался несколько раз ее  продать, но никто на нее не позарился. После его смерти другой человек купил ее на рапродаже за 80 фунтов - и сдал в аренду выставке "Художественные сокровища Великобритании", проходившую в Манчестере  в 1857 году.

И вот тут-то ее рассмотрели! Прерафаэлиты пришли в огромный восторг от Ботичелли и подняли его на знамена. Представьте, в их время "Рождение Венеры"  не было всем знакомой картинкой, практически конфетной оберткой. Они внезапно открыли неизвестного художника, который рисовал в революционном в их глазах стиле. Современный им академизм, коричневая грязь цвета, натурализм были им невыносимы, а тут  они открыли для себя необычайно новое (трехвековой давности новость, да:)) искусство - простодушную выразительность, романтизм, чистые яркие цвета, изысканность линий, красоту складок и выразительность поз.  И решили, что будут рисовать в таком же духе.

Картину со временем купила лондонская Национальная галерея. К этому времени хозяин за нее запросил полторы тысячи - что тоже немного, учитывая сегодняшнее место Ботичелли в искусстве.

В общем, вот такой путь Ботичелли к запоздалой известности. Савонаролу через год его больших костров уже  самого сожгли на костре, и он не успел уничтожить все искусство Возрождения. А то мало ли как он повлиял бы на стареющего Ботичелли - вдруг тот бы  вообще все созданное уничтожил как греховное и слишком красивое.
LinkReply

Comments:
From: (Anonymous)
2017-09-05 09:06 am (UTC)
Это прокопенка. А это случайно не на Фраскатанской вилле Альдобрандини было куплено? Сама вилла переходила разным семьям, там у них затык в наследниках, почему-то все они вымирают. Последний принц уже довольно пожилой и тоже не оставил никого.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-09-05 10:00 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: himba
2017-09-05 12:11 pm (UTC)
Что в очередной раз доказывает, как много на свете безумцев, которым красота и радость жизни невыносима.
И что не нужно их слушать совсем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: chyzik
2017-09-08 12:23 pm (UTC)
Как интересно, спасибо!
Я помню, у нас в школе в выпускном классе был курс история искусства, преподавал очень интересный мужчина, именно он показал и объяснил красоту Рождения Венеры Ботичелли.
(Reply) (Thread)